Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (719) → Митрополит Рязанский и Михайловский Павел: «Дар покаяния есть дар Божий»

Митрополит Рязанский и Михайловский Павел: «Дар покаяния есть дар Божий»

№14 (719) / 3 апреля ‘13

Евгений ЗызинАрхипастырь

– Телерадиокомпания «Эхо» продолжает цикл программ «Беседы с Владыкой Павлом», гость которых – митрополит Рязанский и Михайловский Павел.

Баня души

– По традиции, начинаем с вопроса ведущего. Владыка, 18 марта начался Великий пост. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что Великий пост есть драгоценный дар нам Спасителя нашего. Как правильно принять этот дар?

– Мы говорим, что Великий пост – весна для души. Можно рассуждать на эту тему много, но я бы начал с практической стороны. Думаю, каждый меня сможет понять: кто, допустим, трудился в жарком климате, в поле, в горячем цехе, на шахте, то знает, как приятно после рабочей смены прийти в баню или в душ и смыть с себя всю грязь. Человек сразу совершенно по-другому себя чувствует. Не зря в Ветхом Завете Господь учредил самым приятным и важным даром при встрече путника – омыть ему ноги. Примерно то же самое происходит и с душой. За свою жизнь (даже за год) мы накапливаем столько грязи в свою душу, столько бывает обид, неприятностей, грехов! И покаяние, которое мы совершаем в дни Великого поста особенно, это настоящая баня для души, когда мы можем очиститься от всякой скверны. Думаю, каждый, кто хотя бы однажды совершил таинство Исповеди или покаялся, знает, какая бывает отрада и легкость на душе после такой, как мы иногда говорим, генеральной Исповеди.

И не только человек ощущает эту радость. Христос Спаситель, общаясь со Своими учениками-апостолами, говорил: «На Небесах бывает радость больше от одного грешника кающегося, чем от 99 праведников». Можете себе представить, что значит покаяние грешного человека? Но, надо сказать, не только исповедование грехов очень важно, ведь «покаяние» в переводе на русский язык – это преображение, изменение своей жизни.

Так вот, Церковь и призывает нас всех в дни Великого поста не только исповедовать свои грехи, но и дать обещание Богу: «Господи, с Твоей помощью я постараюсь исправиться». И если произойдет преображение души, значит, мы совершили покаяние. Это и есть главная цель Великого поста.

В эти дни необходимо активнее участвовать в молитве, чаще посещать храм, читать Священное Писание, святоотеческие книги, ну и, конечно, упражнения в совершении дел добра, любви, милосердия.

Каждому, кто хотя бы однажды в жизни своей покаялся, Господь помогает. Мы очень часто говорим о покаянии, сравнивая его с посещением врача. Люди спрашивают, как надо каяться, перед священником начинают говорить «сосед плохой», «муж нехороший, обижает или пьет», и так далее. Представьте, у вас что-то болит внутри, а вы пришли к врачу и говорите: «доктор, а у меня соседка такая-сякая, а у меня в огороде картофель не растет, да еще и муж пьет». Ну и что вам врач скажет? Врач скажет: «вы куда пришли? К врачу? Так вы говорите, что у вас болит, а не рассказывайте о том, кто вас окружает, с кем вы живете. Иначе врач вам не поможет». Примерно то же самое надо говорить и на Исповеди – что болит. И если вы это скажете, то Господь вас исцелит, и священник подскажет, как лучше в будущем бороться с этими страстями и грехами.

Великий дар Божий – иметь возможность омывать свою душу в таинстве Покаяния. И надо его хранить как можно дольше. Мы очень часто людям напоминаем: если мы что-то совершили плохое, преступное и потом исправились и покаялись, то этот грех даже на Страшном Суде вспоминаться не будет. Но если опять споткнулись, упали, надо опять идти, опять каяться, опять исправляться. Этот процесс – целая жизнь. И будет отрадно человеку, если его Господь призовет в Небесное Царство в тот момент, когда он покаялся, очистился, а не тогда, когда он согрешает. Поэтому надо стремиться чаще каяться, делать добрые дела и реже согрешать. Вот таким образом можно сохранить дар, который нам дает Господь.

– Благодарю вас, Владыка. Переходим к ответам на вопросы. Татьяна, (78 лет) регулярно смотрит нас по телеканалу «Союз», она диабетик – спрашивает, как поститься диабетикам: священник не благословил делать послабления в пище.

– К сожалению, мы иногда встречаемся с такими священниками. Если священник не может различить, что есть подвиг, что есть пост, а что есть необходимость, то к такому лучше не подходить. Вы знаете, как правило, такие строгости применяют младостарцы или очень недалекие люди. Что значит «поститься»? Это значит стоять на страже своей души и ничего нечистого, недоброго не пускать в свою душу, чтобы не только в дни Великого поста – каждый день, если я вижу какую-то грязь, какое-то разложение нравственное или моральное, отвернуться от этого: стоять на страже своей души. Надо делать так, чтобы из меня ничего не выходило недоброго, злого, обидного, досадного для кого-то. Вот смысл поста: стоять на страже своей души.

А что касается вкушения пищи, то, друзья мои, это диета – это второстепенное в подвиге поста. Это диета, которая должна нам помогать блюсти настоящий духовный пост. Я иногда говорю: если я хорошо поем, да еще и отдохну, то мне хочется и в футбол погонять, на танцы сходить, с кем-то пообщаться. А попробуйте недельку, вторую всухомяточку или на строгой диете, вам же не захочется ни танцев, ни футбола. Диета действительно нужна для достижения духовного поста, поэтому мы ограничиваем себя в мясе, в молочных продуктах, в жирной пище и так далее. Но Церковь делает послабления для людей на трудных работах: не дай шахтеру поесть хорошо – он же из подземелья не выйдет. Какое воздержание в пище больному, который и так еле-еле ноги передвигает? А диабетик умрет просто. Младенцу не дайте поесть, маме беременной или кормящей, детям, которые ходят в школу, – им надо учиться, надо расти, у них организм созревает, но их надо постепенно, постепенно приучать.

Должно быть разумное ко всему отношение. Очень часто в дни поста задают вопрос: вы знаете, какая самая важная добродетель монашествующих и мирян? Рассудительность. Так вот, рассудительность должна быть у всех. Надо и наше тело подкормить. Потому что, как говорил один подвижник, тело – это ослик, если мы его кормить не будем, то мы и в Царство Божие не въедем на нем, он просто не дойдет до врат Царства Божия.

(Окончание в следующем номере)


Смотрите на телеканале «Союз» программу «Беседы с Владыкой Павлом» (Рязань): пятница 11.00, воскресенье 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Церковный календарь

Надо просить у Бога веры

Протоиерей Евгений Попиченко

18 апреля – память святых мучеников Агафопода и Феодула и Марка Афинского Первый был диаконом, второй – чтецом в церкви в Солуни. Первый был украшен старческой сединой, второй – юношеским целомудрием. В пору Диоклетианова гонения их обоих вызвали в суд

 
Великий пост

Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: Искренне кающегося сила Божия избавляет от греха

Слово митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия по случаю Великого поста – Дорогие братья и сестры, я рад приветствовать вас в дни Великого поста. Это особое время для каждого христианина. Уже пора определиться, насколько мы вошли в пост, насколько уверенно можем сказать о себе: я пощусь.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс