Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (719) → Надо просить у Бога веры

Надо просить у Бога веры

№14 (719) / 3 апреля ‘13

Протоиерей Евгений Попиченко Церковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
За каждого Господь отдает Свою жизнь
Протоиерей Евгений Попиченко

18 апреля – память святых мучеников Агафопода и Феодула и Марка Афинского

Первый был диаконом, второй – чтецом в церкви в Солуни. Первый был украшен старческой сединой, второй – юношеским целомудрием. В пору Диоклетианова гонения их обоих вызвали в суд , они с радостью откликнулись и предстали перед судом, громко исповедуя: «мы – христиане!» Удивительная картина, наверное, была, когда люди, обреченные на мучения смертные, с радостью восклицают это – вот насколько их души были полны мира, доверия Богу и надежды на Него.

Все увещевания судьи – отречься от Христа и поклониться идолам – остались тщетными. После долгого содержания в темнице, где их томили голодом, они были приговорены к смерти через потопление в море. Связав им руки, повесив каждому тяжелый камень на шею, повели их топить. Когда первым хотели столкнуть в пучину Агафопода, он воскликнул: «Вторым Крещением омываемся от всех грехов наших и чистыми отходим ко Христу Иисусу». Их тела море вскоре выбросило на берег, и христиане их погребли.

Святой Феодул явился своим знакомым как светлый ангел в белом одеянии и повелел им все оставшееся его имение раздать нищим. Эти дивные Христовы воины честно пострадали в 303 году.

Опыт святых мучеников кажется высотой недосягаемой. Это особое избрание Божие. Другое дело – житие преподобного Марка Афинского. Это путь, растянутый во времени, путь преодоления себя, путь аскетики, поэтому в практическом смысле он бывает и полезнее, и даже ближе... Именуется Марк Афинским потому, что этот город был местом его рождения. Когда окончил он высшие афинские школы, умерли его родители. Он понял, что смерть и для него неизбежна и что надлежит своевременно подготовиться к благочестному исходу из мира сего, раздал имение нищим, сел в море на одну доску с твердой верой в Божию помощь и с молитвой, чтобы Бог принес его туда, куда желает Его воля. И Бог-Промыслитель сохранил его и переправил в Эфиопию, где в пещере Марк подвизался 95 лет.

Представляете? Вековой подвиг! Какой колоссальный опыт стяжал этот человек! Не видя ни человека, ни зверя, целых три десятилетия вел он суровую брань с бесами, изнуряя себя голодом, жаждой, холодом, зноем, ел землю, пил морскую воду. Спустя 30 лет жесточайших страданий, побежденные бесы убежали от него, а ангел Божий начал ежедневно приносить ему пищу: хлеб, рыбу, фрукты. Перед самой смертью посетил его святой Серапион, который впоследствии и возвестил о досточудном жительстве преподобного Марка.

Марк спросил Серапиона: есть ли сейчас в мире такие христиане, которые если бы сказали горе сей: «Поднимись и ввергнись в море», то она бы их послушала? В ту же секунду гора, на которой они находились, начала двигаться в сторону моря, но Марк движением руки остановил ее. Такой чудотворной силой обладал сей Божий человек. Перед смертью помолился он о спасении людей и предал свою душу Богу. Святой Серапион видел ангелов, взявших душу Марка, и руку, простершуюся с неба и принявшую ее. Святой Марк прожил 130 лет и упокоился около четырехсотого года.

Что-то, дорогие мои, поспешил я, посоветовав подражать его житию. На самом деле подражание должно заключаться не в копировании внешних подвигов – здесь можно дойти до безумия, до абсолютного поражения, когда человек (например, начиная жизнь в Церкви и начитавшись аскетической литературы о монашеской жизни) начинает на себя примерять эту не свойственную ему по силе духа одежду. Пытается за несколько месяцев увидеть фаворский свет, потом разочаровывается: «да, в Церкви все не так», и теряет веру и надежду, решимость жить с Богом. Нет, не нужно брать подвиги, слишком мы немощны, – а подражать нужно вере, решимости, твердости, упованию на Бога, их богообщению, стремлению достигнуть во славе цели своей жизни. Вот этими дивными свойствами преподобных обязательно нужно вдохновляться, принять их пример в свое сердце. Всякий раз, когда человек читает духовную литературу (желательно, по совету со своим духовником), он соприкасается с духом подвижника, возникает некое сообщение двух душ, и понятно, что святой в этот момент начинает молитвенно переживать за собрата по вере – человек получает дополнительную благодатную помощь для духовной жизни.

А еще очень важно, чтобы человек, соприкасаясь с Церковью, с ее опытом, с церковным Преданием, очень, очень и очень захотел спастись, чтобы это было прямо жаждой – неутолимой, никогда не удовлетворяемой жаждой Бога, по слову святителя Григория Богослова: «Бог жаждет, чтобы Его жаждали» – взаимное общение возможно только при этом условии.

Так печально бывает, когда в человеке этой жажды нет. Например, на днях причащал одного старичка больного, лет 80-ти. Понятно, «старого учить что мертвого лечить», как говорил один из преподобных Оптинских. И вроде пытаешься: «Как ко Христу, как к молитве, как у вас на душе, как с Богом-то?» Он говорит: «Да когда мне было с Богом-то выстраивать отношения? Когда мне было в церковь ходить – работал с самой юности, 60 лет работал, надо было как-то на ноги становиться, в жизни то купить, это купить». Сейчас уже что-то вырастить в его душе доброго невозможно, но как жаль, что не приобрел он за всю жизнь ни радости о Христе, ни милосердия, ни кротости, ни надежды на Бога. Ладно бы в покаянии со слезами распростерся бы: «Господи, помилуй меня, грешного, будь милостив». Оправдывается: «когда же мне было – я всю жизнь занимался»… Ну и что? Сейчас предстанет пред Богом, а Он его не узнает – человек не позвал Бога ни в молитвах, ни в таинствах, ни в Евангелии, ни в служении ближним. И кому нужны сейчас дипломы, поощрения, грамоты... «Уже 10 лет не работаю, а с предприятия приходят какие-то добрые слова, открытки». Кому они сейчас нужны, эти открытки, если душа не созрела для Царства Небесного?

Дай Бог, дорогие мои, чтобы мы все делали вовремя, – и чтобы эта жажда (а она в каждой душе есть, но часто бывает завалена холодностью, тупостью жизни) просыпалась, надо просить у Бога веры, просить, чтобы Он дал жизни духовной.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 16.45, 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

За каждого Господь отдает Свою жизнь

Протоиерей Евгений Попиченко

10 апреля – память преподобного мученика Евстратия Печерского Был он весьма богат, но, согретый Христовой любовью, раздал все свое имение ради Христа и принял постриг в Печерском монастыре. Когда половцы в 1097 году захватили Киев, ограбили монастырь, порубили многих христиан и иноков, Евстратия и еще нескольких христиан продали в рабство некоему еврею в город Корсунь.

 
Архипастырь

Митрополит Рязанский и Михайловский Павел: «Дар покаяния есть дар Божий»

Евгений Зызин

– Телерадиокомпания «Эхо» продолжает цикл программ «Беседы с Владыкой Павлом»

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс