Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В Соборе Екатеринбургских святых просияло множество мучеников, жизнь каждого становится примером для нас. Сегодня мы расскажем о необычном человеке, миссионере, проповеднике, известном не только в России, но и за рубежом – это священномученик Александр Миропольский.
Он родился в 1844 году в семье диакона Стефана Гурьевича Миропольского. Отец его служил в Покровском храме в селе Белая Гора Чистопольского уезда Казанской губернии, где большинство населения составляли чуваши, татары и башкиры. Впоследствии будущий миссионер писал, что все детство его прошло среди мусульман. С раннего возраста Александр знал их обычаи и культуру, прекрасно владел татарским языком.
В 10 лет Александр поступил в Чистопольское Духовное училище, после окончания которого, как и старший брат, подал документы на поступление в Казанскую Духовную семинарию, окончил ее на одни пятерки, или, как значилось в церковных документах, со званием студента. Многие воспоминания отца Александра сохранились, хотя никогда не публиковались.
«1868 год. Слава Богу, я окончил курс Казанской Духовной семинарии, да еще студентом. Еще с духовного училища доброжелательные из учителей моих готовили меня почему-то в университет и для того преподавали мне языки: французский и немецкий, так как у меня была способность к изучению языков. Но у меня была большая склонность к духовной службе».
Из воспоминаний священномученика видно, что всей его жизнью руководила невидимая десница Божия. Желая посвятить себя священническому служению, отец Александр, будучи еще студентом, присмотрел себе в невесты дочь священника, Наташу. Но, поехав с братом на смотрины невесты, они заехали к благочинному, чтобы покормить лошадей, и далее события развернулись необычным образом. Вот что вспоминал Александр: «Оказалось, что благочинного не было дома, а хозяйничала в доме сестра его – девица Евгения. Покормили мы лошадей и уехали. Ночевать остановились у священника Ястребова, который был свояком моего брата. Здесь, между прочим, брат мой и говорит: «А что, Саша, не посватать ли нам тебя за сестру отца благочинного?». Ястребовы начали поддакивать. И вот как бы какой-то туман накрыл мою голову, и я бессознательно отвечал: как хотите». Отец будущей супруги служил в далеком селе Апазово, он наотрез отказался венчать свою дочь в другом приходе, и Александру пришлось согласиться, несмотря на то, что были большие трудности с приездом сюда родни. Но, как видно, и это место было уготовано священномученику промыслительно. Именно здесь предстояло ему прослужить впоследствии 29 лет.
После женитьбы отец Александр принимает священнический сан. За годы супружеской жизни у Миропольских родились 2 дочери, но не исполнилось отцу Александру и 40 лет как его супруга умерла. В глубокой скорби отец Александр решается на новый жизненный шаг – принятие монашества. Но в это момент Господь снова чудесным образом вмешивается в его жизнь и останавливает его. В автобиографической повести под названием «Во сне и наяву» священномученик Александр рассказывает об этом: « В 1881 году я овдовел, оставшись с двумя небольшими дочерями. И вот я твердо решил в уме своем: если Бог благословит меня, пристроить этих дочерей, принять монашество и миссионерствовать. Но вот я вижу сон: будто в алтарь апазовской церкви пришел досточтимый молитвенник, отец протоиерей Иоанн Кронштадтский и встал перед жертвенником. Я обрадовался ему и начал просить у него советов по разным делам, я вспомнил свое решение идти в монахи, когда пристрою дочерей, и обратился к нему за советом. А он мне и говорит: «Зачем идти в монахи? Не нужно. Как служил, так и служи, возьми сироту, да и живи». После этого я оглянулся к Царским вратам – они отворены и в них стоит сирота – девочка Анастасия, из крещеных татар, да и машет мне рукой, как бы манит к себе. Я говорю ей, что мне теперь не до нее, у меня великий гость. Немного спустя времени я оглянулся и вижу то же самое. Наконец проводил отца Иоанна и проснулся. Рассказал этот сон детям, и мы решили в тот же вечер взять сироту Настюшу. Взяли, и она прожила у меня до 1910 года, когда я перед окончанием курса выдал ее замуж за диакона Царевского. Она воспиталась прекрасно». Две старшие дочери отца Александра тоже вышли замуж за будущих священнослужителей, имели много детей. Прямые потомки отца Александра живы до сих пор.
Для отца Александра миссионерство было сущностью жизни. Как рассказывает сам миссионер в автобиографии, поначалу жители села Апазово встретили его неприветливо, так как надеялись, что священником в их приход поставят татарина. Такая практика была распространена тогда для татарских приходов, свое развитие она получила из Казанской академии, под воздействием школы Н.И. Ильминского, профессора этой академии. Эта школа стояла на позиции обучения инородцев на родном для них языке и в воспитании приверженности к родным корням. Погружаясь в особенности миссионерской работы, молодой священник стал замечать, что школа Ильминского оказывает незначительное влияние на инородцев, которые продолжают стремиться в мусульманство. В своем годовом докладе совету Миссионерского братства Преподобного Гурия за 1883 год иерей Александр критично высказался о работе миссионерской школы. Характеризуя учебники для татар по Закону Божию и книги для чтения инородцам, писал, что они составлены пусто и темно: «Такое содержание книжек составляет сеяние не пшеницы, а плевел».
В своих трудах отец Александр резко критиковал подходы, применяемые последователями школы Ильминского, называл их гонением на русское духовенство: «Гонители русского духовенства тогда были господин Ильминский, отец Василий Тимофеев из татар и их сотрудники, профессора академии: Мошанов, Юнгеров, Знаменский. И вот я предвидел, что мне придется защищать себя и отстаивать свои идеи пред такими великими умами, которых же однако впоследствии Высокопреосвященнейший Владыка Владимир наименовал шалагою. И вот пред лицом этих воротил я стоял и действовал почти до 1910 года, то есть до самого перехода моего в Екатеринбургскую епархию, или 42 года».
Митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан:
– Как сказал некогда древний христианский писатель, кровь мучеников – семя христианства. Очевидно, это семя должно было быть и на нашей южноуральской земле. Один из таких священномучеников – очень известный священник Александр Миропольский. Соприкоснувшись конкретно с людьми при проповедничестве слова Христова, он понял, что внешние формы не работают. Как он потом скажет, слово, растворенное внутренней любовью ко Христу (не внешняя говорильня о любви, но любовь, исходящая изнутри сердца пастыря), способно переплавить и возродить того, кому ты несешь слово о Христе. И не зря, как свидетельствуют нам страницы газет, журналов тех дореволюционных лет, он признавался одним из лучших миссионеров...
В 1906 году, после выхода на пенсию, 60-летний протоиерей Александр поступает вольнослушателем в Казанскую Духовную академию. Усердию батюшки удивлялись не только студенты, но и преподаватели. Отец Александр в течение 4 лет не пропустил ни одной лекции. В 65 лет попытался сдать экзамены и защитить кандидатскую диссертацию, но после нескольких неудачных попыток оставил эту затею: «Нет, верно, ушли мои силы, а ведь я этого и не заметил».
После окончания учебы в 1910 году протоиерея Александра как опытного проповедника среди мусульман пригласили в Екатеринбург на должность епархиального миссионера. 22 декабря 1911 года указом Святейшего Синода отец Александр Миропольский был переведен к Успенской приходской церкви Каслинского завода. Здесь, в старинном храме Успения Божией Матери отец Александр прослужит до последних дней своей жизни. За алтарем этого храма он и будет погребен.
С 1911 по 1915 год миссионерские труды будущего священномученика публиковались как в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях», так и в виде отдельных брошюр. Автор пытается передать читателю свой религиозный жизненный опыт. Все эти публикации отец Александр делал только с одной – миссионерской – целью, его статьи и книги, публиковавшиеся на татарском языке, производили большой резонанс в мусульманском мире – как писал сам священномученик: «Наши издания достигли даже до Константинополя. Один из ученых турецких мусульман, профессор Махмут Асхад, написал целую книгу под названием «Модафага» – самозащита». Последней его статьей, опубликованной в «Епархиальных ведомостях» в 1917 году, был отчет Екатеринбургского комитета Православного миссионерского общества за 1915 год. Причина, по которой епархиальный миссионер перестал публиковаться, пока не известна. Но доподлинно, что в годы революции и гражданской войны отец Александр не оставлял своего миссионерского служения. В конце 1917 года он с миссионерской целью посетил Надеждинский завод, который к этому времени находился под властью большевиков. Священник был арестован за распространение религиозно-нравственных книг и брошюр, переведенных им на татарский язык. И только после удостоверения со стороны татар, что в книжках нет ничего контрреволюционного, совет рабочих депутатов его освободил, сообщали «Известия Екатеринбургской церкви» в 1918 году.
Некоторое предвидение будущей славы и мученических страданий часто встречается в житиях мучеников. Подобное было и у священномученика Александра Миропольского. Он пишет: «В 1895 году я видел во сне, будто множество народа оттеснило меня от престола, на котором сияла серебряная митра, украшенная белыми розами, и слышен был голос: эта митра приготовлена тебе. Если под митрою разуметь терновый венец, то и этот сон уже исполнился, ибо со времени своего ухода из села Апазово, я несу венец страданий на голове своей». Как оказалось, митра была не только терновым венцом, но и символом будущей славы мученика на Небесах. Летом 1918 года перед отступлением из Каслинского завода красные замучили и убили более 30 заложников, был среди них и отец Александр Миропольский.
Иерей Алексий Шумаков, клирик Христорождественского храма, г. Липецк: – Посмотрим на современного человека. Сначала идет тело: он его любит, дает ему самую лучшую пищу, прекрасный отдых, хорошую одежду, дорогостоящее лечение. Потом идет душа: наступает воскресный день
Окончание. Начало в № 10 (715) Николай II – прославленный во святых последний Российский Император, стремился жить так, как призывал в своем Послании апостол Павел: «Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне слышать о вас, что вы стоите в одном духе
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.