Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В селе Покровском, что близ Каменска, 11 февраля 1852 года в семье уже немолодых родителей, священника Стефана Меркурьева и его жены, родился первенец. Так как родился он слабым, то уже на следующий день был окрещен. В этот день праздновалась память святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, – в честь него и окрестили младенца.
Отец будущего священномученика Алексия Стефан Федорович Меркурьев родился в 1814 году в селе Катаевском, дед, Федор Меркурьев, служил дьячком при Катаевско-Илиинской церкви. Случилось так, что родина предков, село Катаевское, стало местом последнего упокоения и самого священномученика Алексия Корюковского и Катаевского.
После окончания семинарии в 1838 году Стефан Федорович Меркурьев был рукоположен в сан священника в село Покровское Екатеринбургского уезда, где и служил почти 50 лет.
Алексий родился, когда отцу было уже почти 40 лет, он был первым сыном в семье, поэтому, как и всякого позднего ребенка, его воспитывали с большой любовью и ответственностью. У Алексия были сестра и младший брат.
В 12 лет мальчика отдали в духовное училище. После обучения в нем сохранился только один документ, но и он как нельзя лучше характеризует юношу: «Окончил курс в Екатеринбургском Духовном училище с поведением очень хорошим» – такие записи в послужных списках были довольно редким явлением. 13 мая 1870 года епископ Екатеринбургский Вассиан (Чудновский) определил 18-летнего выпускника духовного училища послушником в Архиерейский дом. Через год Владыка посвятил его в стихарь и направил на должность псаломщика Покровской церкви села Кривского в 36 верстах от уездного города Шадринска. Немалая часть жителей села и окрестных деревень были раскольниками.
Зимний придел храма был освящен в честь Святых Петра и Февронии – основатели села, пришедшие сюда во второй половине XVII века, были выходцами из Мурома. Центральный, летний придел храма был освящен в честь Покрова Божией Матери.
В Покровском селе родился священномученик, в храме Покрова Божией Матери принял святое Крещение, псаломщицкое служение начал в Покровском храме и, будучи рукоположен в сан священника, вновь был приведен к Покровскому храму. Так незримо Покров Божией Матери сопутствовал священномученику Алексию на протяжении всей жизни.
Здесь он женился на дочери диакона села Травянского 17-летней девице Антонине Григорьевне Павлинской. Через год после свадьбы, 6 мая 1872 года, у них родился первенец Константин… У отца Алексия было семеро детей. Жила семья бедно; жалованье псаломщика составляло всего 47 рублей в год. Но отец пытался дать своим детям хотя бы начальное образование. Старшую дочь даже отдал на обучение в епархиальное женское училище в Екатеринбург, но плата за проживание в общежитии была непосильной для семьи. Отец просил перевести дочь на казенно-штатное обучение, но в прошении было отказано.
21 год служил Алексий псаломщиком в Кривском и снискал уважение всего местного населения – не только православных, но и старообрядцев. Особо тяжким выдался 1892 г., последний год его служения в Кривском: всю окрестность поразил страшный неурожай, в селах и деревнях начался голод. Семейство псаломщика, получая основное пропитание от земли и отдавая все деньги на обучение детей, едва сводило концы с концами.
В тот год прихожане единоверческой церкви Иванищевского, находящего неподалеку, села, ходатайствовали перед архиереем, чтобы известный им псаломщик Алексий Стефанович Меркурьев был определен священником к их селу.
Высоту его служения характеризует то, что рукоположен он был в сан священника не по своему желанию и даже не по желанию архиерея, а по ходатайству прихожан; в клировой ведомости Покровской единоверческой церкви села Иванищевского Шадринского уезда сохранилось свидетельство: «Преосвященейшим Афанасием, епископом Екатеринбургским и Ирбитским, рукоположен в сан священника и определен к сей церкви по ходатайству прихожан 6 декабря 1892 года».
Иванищевское было селом богатым; жители его, кроме земледелия, занимались выделкой яловых и конских кож, кузнечными ремеслами, приготовлением паточных и медовых пряников, изготовлением глиняной посуды и торговлей.
В 1836 году часть раскольников соединилась с Православной Церковью в правах единоверия. Бывшая старообрядческая часовня была переделана в единоверческий православный храм, за Литургией поминался Правящий Архиерей. В 1871 году храм сгорел, а после пожара был переоборудован в часовню. Рядом же был построен и освящен новый храм, куда перенесли спасенные старинные иконы. В этот приход и был назначен Алексий Меркурьев.
В селе существовало отделение Миссионерского общества, но влияние миссии сказывалось слабо. Весь приход будущего священномученика состоял менее чем из 500 крестьян, раз в год посещавших богослужения. Но отец Алексий сразу после определения к служению в селе Иванищевском приступил к созидательной деятельности. В здании, бывшем временной часовней, с 1886 года существовала церковно-приходская школа на 30 учащихся. Там отец Алексий преподавал Закон Божий и (по должности настоятеля храма) был ее директором.
В 1897 году проводилась Первая Всероссийская перепись населения. Очень сложно было тогда с переписью старообрядцев и других раскольничьих групп, которых на Урале было немало. Отец Алексий сумел убедить старообрядцев участвовать в этом важном для государства мероприятии, за что получил свидетельство на право ношения темно-бронзовой медали.
С 1897 года 11 лет иерей Алексий бессменно состоял членом благочиннического совета Шадринского единоверческого округа.
27 декабря 1904 года на 50-м году жизни скончалась жена отца Алексия Антонина Григорьевна, оставив его с трехгодовалой дочерью Надеждой на руках. Новые скорби ожидали священномученика и по служебной части; 18 марта 1908 года постановлением консистории, по невыясненной пока причине, отец Алексий был отстранен от службы в Покровском приходе и 27 августа того же года выведен за штат. Через два месяца по ходатайству прихожан был вновь определен на штатную должность священника. 20 лет прослужил отец Алексий в селе Иванищевском.
7 июня 1912 года он по собственному желанию и прошению переводится к Вознесенской церкви села Корюковского (ныне Катаевский район Курганской области). В метрических книгах Вознесенской церкви можно видеть одну примечательную вещь: в графе, где вписываются имена крещеных младенцев, под именем каждого младенца рукой отца Алексия вписано, в честь кого окрещен младенец. В метриках других церквей такие записи почти не встречаются – они не были обязательными. Это свидетельствует о глубокой вере священномученика.
О последних днях жизни и страданиях священномученика Алексия, в отличие от других зауральских новомучеников, не сохранилось практически никаких сведений. Неизвестна даже дата его гибели. Если мы откроем святцы, датой его памяти там указано 11 февраля – день празднования Собора Екатеринбургских святых.
Согласно метрическим книгам Вознесенской церкви Корюковского села, последняя служба отца Алексия была совершена 26 июня 1918 года, это было Крещение младенца; в графе «Кто совершал таинство» имя отца Алексия написано не так аккуратно, как обычно, видно, что писавший это диакон очень волновался. На следующий день, 27 июня таинство Крещения совершал уже другой священник. Становится понятным, что убийство священномученика было совершено 26 июня по старому и 9 июля по новому стилю, в день празднования Тихвинской иконе Божией Матери. Узнав дату смерти, можно примерно определить и обстоятельства его кончины. 8 июля красноармейцы активно готовились к Далматовскому бою, из окрестных населенных пунктов к фронтовой полосе стягивались отряды красных. Один из таких отрядов, по-видимому, остановился в Корюковском...
После взятия Екатеринбурга белогвардейцами администрация А.В. Колчака начала расследование преступлений, совершенных большевиками. Вот что сообщала следственная комиссия начальнику милиции Камышловского уезда: «По имеющимся у нас сведениям, в июле месяце в селе Корюковском, в период временного пребывания там большевиков, на глазах прихожан, дочери и сына, был расстрелян священник отец Алексий Меркурьев, который был впоследствии предан земле у катаевской Богоявленской церкви».
Прямо за памятником полку Красных орлов в Катаевском, со знаковой надписью «Никто не забыт, ничто не забыто», находится могила убитого ими священника – священномученика Алексия Меркурьева.
Этот священник не звонил в колокола, не призывал людей к бунту. Он был уже пожилым и не сотворил ничего, что могло бы стать причиной расправы с ним. Просто он имел твердую веру и упование на Бога.
Курганская и Шадринская епархия 22 февраля отметила свое 20-летие. В связи с 20-летием епархии ее Правящий Архиерей архиепископ Константин обратился с посланием к пастырям, диаконам, монашествующим и всей богоспасаемой пастве Курганской епархии.
Восстановление монархии должно быть следствием духовной зрелости общества, а не усилий политтехнологов, полагают в Московском Патриархате. «Монархия, конечно, это религиозно более высокая форма государственного устройства, чем республика, и многие православные люди надеются на ее восстановление»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.