Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (716) → Ропщущий теряет Бога

Ропщущий теряет Бога

№11 (716) / 11 марта ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

Об обличении грешников

Апостол Иуда в заключение своего Послания говорит об упомянутых им людях: все это – ропотники, ничем недовольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно), уста их произносят надменные слова, они оказывают лицеприятие для корысти. Определение «ропотники, ничем не довольные» очень характерно. На этих словах надо задержаться сердцем.

Те, о ком пишет апостол Иуда, обольщают, улавливают души, не утвержденные во Христе, носятся со своими идеями, мечтами и, по сути дела, ничего, кроме соблазна, не несут. Большинство характеристик таких людей мы бы к себе не отнесли – мы все-таки не настолько значительны, чтобы нести такой великий урон Церкви, как те, о ком пишет апостол Иуда. И мы относим эти обличительные слова к тем, кто действительно вносит какой-то соблазн, разделение и смущение в церковную среду.

К несчастью, таких людей хватает во все времена. Но 16-й стих Послания заставляет нас несколько иначе взглянуть на то, что пишет апостол.

Вряд ли кто-то из нас ведет разрушительную, соблазнительную деятельность в недрах Церкви, но ропот – та духовная болезнь, которой охвачены очень многие христиане, внешне ничего плохого для Церкви не делающие. Ропот – это вообще болезнь любого человека, особенно в нашей социально неустроенной, оторванной от традиций среде. Мы привыкли роптать, привыкли быть всем недовольными, и обстоятельства жизни постоянно подогревают в нас недовольство: «неправильно организовано движение, плохие дороги, плохо работают коммунальные службы, высокие тарифы, низкие зарплаты, неподъемные цены в магазинах» и прочее, и прочее… Везде мы находим повод, чтобы пороптать, выразить недовольство.

Если мы вчитаемся без раздражения в Послание апостола Иуды или в Послание апостола Павла, то увидим, что ропот обнажает человека от благодати Божией. Незаметно для себя человек, однажды получивший благодать Божию, уверовавший в Бога, пришедший креститься и когда-то вкусивший даров Божиих, посредством словечек осуждения и небольшой ропотливости, которая становится его почти ежедневной пищей, постепенно становится совершенно безблагодатным. Он теряет Бога. И что самое трагичное – так и не может до конца своих дней понять, почему же потерял Его, ведь он ничего плохо не делал, не грешил, как эти пьяницы, развратники. Вроде, жил обычно, как все люди, в церковь ходил, посты соблюдал…

«Почему я не чувствую того, что, как мне говорят, должен чувствовать верующий человек? Почему я умираю, и никаких духовных переживаний во мне не рождается, никакого трепета перед Богом, никакого желания причаститься, сокрушаться и исповедоваться, – почему?» Потому что осуждение и ропотливость лишают человека благодати.

Надо помнить, что важнейшая служба христианина называется Евхаристия – «благодарение», что вся жизнь человека, верующего во Христа, должна быть исполнена благодарением Богу. Нет, не за то, что у него что-то есть: жизнь, деньги, семья, друзья… Не за это – за то, что Бог ценой Своей жизни, смертью Сына Своего на Кресте, Его страшными страданиями спас человека. Все, что мы совершаем в жизни, должно быть пронизано духом благодарности Богу. А когда человек не хочет выбирать благодарение как основу, фундамент своей жизни, отвергает все возможности стать благодарным Богу человеком, он отказывается от пути, который ведет его к состоянию сына Божия. Он отказывается от пути, заповедованного Христом и всеми святыми отцами.

Ропот – это недовольство. Недовольство показывает нашу большую пораженность грехом: мы не верим Богу, считаем, что Бог миром не управляет, что никакого Промысла Божия нет. Мы считаем, что заслуживаем лучшего и большего и так отрекаемся от Креста Христова, потому что Он принял Крест добровольно и не ропща. А Он-то не имел никакого греха.

Соединенные с Ним в подобии крестной смерти таинством Крещения, мы тоже должны воспринять какую-то часть страданий, потому что мы – христиане. Иначе получается, что все наши чаяния относятся сугубо к этому миру, мы вовсе не погружаемся мыслями в будущность, которая обещана нам, если мы претерпим до конца. Ропща, мы показываем, что на самом деле живем своеволием, совершенно не хотим слушаться ни других людей, ни Бога, чтобы все в мире было так, как хочется нам. Если задуматься, ропотливость – это постепенный путь к тому состоянию, в котором стоит и стоял падший ангел – сатана. Это недовольство миром, созданным Богом, и желание поставить свое счастье, комфорт, свою волю как главнейший закон этого мира.

Борьба с ропотом – одна из насущных задач духовной жизни. Без преодоления этой страсти христианин никогда не обретет мир с Богом. А не смирившийся, не кроткий человек как может наследовать землю, грядущий мир, Царство Небесное?


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 00.00, 19.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Читаем Ветхий Завет

Благодать Божия – не гарантия спасения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Об испытании царствованиемПоговорим о судьбе Саула. Саул (из колена Вениаминова) потерял ослиц, идет их искать по всему Израилю. Этот поиск приводит его в город, где в то время находился пророк Самуил. Является Самуил Саулу и говорит, что тот должен быть царем, беседует с ним

 
У книжной полки

Через скорби совершается спасение

Елена Бунакова

«Близок к нам Господь. Жизнеописание, воспоминания духовных чад и труды схиигумена Саввы»Новая книга серии «Подвижники благочестия ХХ века» издательства Сретенского монастыря посвящена старцу Псково-Печерского монастыря схиигумену Савве (Остапенко), чье имя сейчас известно многим православным людям. Он был добрым пастырем Христовым

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс