Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Поговорим о судьбе Саула. Саул (из колена Вениаминова) потерял ослиц, идет их искать по всему Израилю. Этот поиск приводит его в город, где в то время находился пророк Самуил. Является Самуил Саулу и говорит, что тот должен быть царем, беседует с ним, наставляет его, помазывает освященным маслом.
Вроде бы Саул получает благодать Святого Духа и возвращается домой, причем сердце его действительно трепещет, горит, ведь он получил благодать, которой не искал, не ждал. Он возвращается к своему отцу и ничего ему не говорит, что он помазан в цари над Израилем и о благодати, которую получил.
Спустя некоторое время собирается весь израильский народ, чтобы выбрать царя; бросают жребий, и он падает на Саула. Увидев в его прекрасных физических данных особое преимущество, народ радостно скрепляет своим согласием избранничество Бога. Между прочим, этот механизм потом будет использован Церковью: избирает Бог, избирает Дух Святой человека в цари или в священники Себе, но это избранничество Божие должно иметь свидетельство и от народа. Так свершалось избрание епископов, например, в Древней Церкви – избирала благодать Божия, и народ на это должен был одобрительно ответить. Если народ избранника не принимал, считалось, что полноты Божественной воли на этом человеке явно нет. Апостол Павел про избрание епископа говорит, что каждый епископ или священник должен иметь доброе свидетельство от внешних – это тоже свидетельство благодати Божией, почивающей на этом человеке.
Конечно, не все были довольны избранием Саула. Судьи говорили, что он не знатного рода, к тому же из колена Вениаминова, наименьшего в Израиле, где всегда претендовали на первые роли представители колена Ефремова и колена Манассиина, как самых многочисленных, и они, разумеется, ушли недовольные.
И тут же устраивается Промыслом Божиим так: один из израильских городов, Иавис был осажден племенем аммонитян. Осада была очень жестокая, очень долгая, аммонитяне предложили городу сдаться, но только при условии, что каждый житель этого города будет ослеплен на один глаз; если жители не сдадутся, будут убиты все. И тогда жители города посылают послов за помощью. И послы из Иависа Галаадского являются как раз когда происходит избрание Саула. Саул, слыша это, сразу воспламеняется духом во что бы то ни стало отстоять город, бросает клич; по всему Израилю, сходятся воины, он сам возглавляет их, совершает дерзкий бросок и освобождает Иавис Галаадский.
Израильтяне решили, что человек, сумевший такое сделать, конечно, отмечен благодатью Божией и сможет (что для евреев всегда было важно) прославить их царство, добиться, чтобы перед их народом все остальные трепетали, чтобы жители Израиля процветали и богатство их увеличивалось за счет таких сокрушений соседей. И все приняли Саула, согласились с тем, что он особый царь. Нашлись, правда, те, кто стал предлагать Саулу убить бывших против его избрания, но он никого наказывать не стал. Фактически с этого момента Саул становится полноправным царем над Израилем.
Очень важно, что когда Саул бросил клич пойти спасать Иавис Галаадский, весь народ предстал как один. Он смог собрать под свое предводительство весь народ, это никому никогда не удавалось, и поэтому все поняли, что с помощью его руки Бог может прославить Израиль пред лицом всех окружающих народов.
Что происходит дальше? Бог почтил Саула и духовной благодатью, явленной в молитве, в пророчестве, и благодатью, явленной в политическом могуществе, военных успехах, в послушании народа. Как сказано в псалме: «Избавитель мой, щит мой, – и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой», – если люди слушаются меня, то это от Бога. Дальше Саул мог сделать очень много; предполагалось, что он мог вполне сделать то, что впоследствии сделал Давид, то есть сокрушить мощь всех своих соседей и привести Израиль к мирному пребыванию, процветанию.
Но в том и состоит призвание, совершаемое Богом, что каждый раз человек проводится через искушения: а действительно ли ты готов Богу доверять, готов ли за Богом идти до конца, настолько довериться Богу, что претерпишь ради этого доверия все? Благодать Божия всегда проводит человека через определенные искушения, как сказано о том в учительных книгах: «Если хочешь приступить работать Богу, приготовь душу свою к искушению». К этому Саул готов не был.
Начинается война с филистимлянами, и должен явиться пророк Самуил, чтобы принести жертвоприношение, призвать благословение Божие на ратные подвиги и благословить Саула на эту войну. Собрались. Саул ждет, а Самуила нет. Ждет день, два, три, неделю… Войска начинают разбегаться – они пришли сюда воевать, а он ждет какого-то пророка: обыкновенные люди этого не понимают – они же воевать пришли. А он, пока имеющий благодать Божию, понимает, что должен дождаться Самуила: так хочет Бог. И вот он проводится через искушение: что он будет чтить больше – мнение народа или доверие Богу, будет ли ждать, когда Бог благословит его.
Этого искушения вера его не выдерживает, и он, чтобы не допустить разбегания народа, сам совершает жертвоприношение. И только он закончил совершать жертвоприношение, как является Самуил и говорит: «Что ты сделал? Ты меня не дождался». Смысл не в том, что Самуил своим присутствием, какими-то особыми ритуалами способен сделать то, чего Саул сделать не может. Саул показал, что он на самом деле не верит до конца Богу. Он знал как человек, облеченный благодатью Божией, как человек, беседовавший с Самуилом, не мог не знать, что не числом одерживаются победы в войнах. Он знал это из истории собственного народа, когда евреи ходили еще по пустыне, он знал, как погибло египетское войско с колесницами, хотя у евреев тогда не было вообще никакого войска, – Бог сражался. Он знал про Гедеона, который специально умалил свое войско до 300 человек, чтобы с их помощью достичь победы, чтобы победа была приписана не мужеству и силе воинов, а именно Богу, дарующему победу. Саул это знал.
Совсем немного времени пройдет, и его сын Ионафан, который значительно глубже поверит, чем его отец, с помощью всего лишь оруженосца сможет благодаря своей решимости и ревности начать обращать вспять целое войско филистимлян. Их было всего двое с оруженосцем, – но с ними был Бог. Саул должен был это знать (и наверняка знал), но его сердце, разум, ум, дух не выдержали искушения, и видимое пересилило невидимое. Осознание своего постепенного ослабления перевесило веру в силу Божию, в Его могущество и Промысел, благодатью которого все и свершается в этом мире.
Сотрудники Богородице-Владимирского храма на Семи Ключах научили приходских детей особенностям зимней рыбалкиНакануне Дня защитника Отечества Детский просветительский центр екатеринбургского храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах организовал поездку приходских детей на Исетское озеро. Сотрудники прихода показали ребятам первые навыки зимней рыбалки. Никто из детей ранее не занимался этим делом
Об обличении грешниковАпостол Иуда в заключение своего Послания говорит об упомянутых им людях: все это – ропотники, ничем недовольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно), уста их произносят надменные слова, они оказывают лицеприятие для корысти.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.