Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния клирик церкви в честь Ахтырской иконы Божией Матери села Ахтырка кандидат богословия священник Димитрий Беженарь.
Тема беседы: младостарчество, или лжестарчество.
– Почему это явление проявляется?
– По целому ряду причин. Впервые, как я уже говорил, Святейший Патриарх Алексий II озвучил эту проблематику как раз к концу 90-х годов, а в начале 90-х изменилось отношение государства к Церкви, множество людей повернулись лицом к вере, стали приходить в храмы. Но нужного числа духовно опытного и духовно образованного духовенства не было, далеко не всех действительно достойных кандидатов рукополагали в священный сан. Болезнь роста – это совершенно естественно. Это с душевной болью и сам Святейший Патриарх говорил, и в определении Священного Синода то же сказано.
Ведь нередко бывало, что просто хорошего человека, мужчину, который начинал ходить в храм, сначала приглашали в алтарь, а спустя короткое время ему говорили: «Неплохо бы тебе поступить в семинарию»; а он об этом никогда не задумывался, может быть, не имеет к этому призвания, но ведь быть священником – это призвание.
Священников не хватало, и зачастую новичка сразу ставили командовать полком, образно говоря. И неэффективно, и для него опасно, и для тех, кто под его командованием оказывался.
Так, оказавшись на передовой духовной брани, где враг бьет по-настоящему, духовно неопытный пастырь начинает духовно повреждаться. Очень немаловажная причина этого – отсутствие духовного руководства у самого пастыря. У некоторых лжестарцев своего духовного отца нет вообще, то есть он только своим умом руководствуется, – но даже если и есть наставник, духовный отец, все равно лжестарец слушает только самого себя.
Классический пример – какому-нибудь пастырю говорит его духовник: «Жалоба от многих прихожан, что очень долго и утомительно исповедуешь, буквально истязаешь прихожан, или очень долго проповедуешь, иногда не в тему, так что, даже послушав, не могут люди понять, на какую тему проповедь. Отец честной, я, конечно, знаю твою ревность, но ты пойми, с людьми надо все-таки помягче, помилосерднее, они только пришли от мира, многие обожжены страстями современной жизни и две–три проповеди за Литургию – это слишком», – тот правильно скажет: «Как благословите», а вернется на приход, и если раньше он по 40 минут говорил две проповеди, теперь будет говорить по часу; кроме того, будет говорить проповедь на панихиде, на молебне и на Всенощном бдении. То есть формально у него духовный отец есть, но он слушает только самого себя. Нередко лжестарцы вообще духовника не имеют, но любят прикрываться высоким именем духовно опытного человека, например, архимандрита Кирилла (Павлова) – говорят: «Отец Кирилл у меня духовник», хотя никогда у него не были и благословения не брали.
И еще причина формирования духовного недуга (с нее мы начали беседу) – это психология самой паствы. Когда мы с вами, в силу нашей неопытности, в силу нежелания нести свой крест, свободу, которую дал нам Господь для спасения души, не пользуемся своим умом, не читаем Священное Писание, не читаем святых отцов, хотим переложить ответственность за свою душу на другого, мы и создаем благоприятную почву для взращивания (особенно на отдаленных приходах) такого духовного недуга.
Прихожанка подходит и говорит: «Батюшка, как Вы скажете, так я и сделаю» – своей головой она не думает вообще. Само собой разумеется, опасность для души священника любого возраста, даже если у него за спиной жизненный опыт, немалая, когда ему за день несколько человек с восторженным взором скажут: «Батюшка, все, что Вы скажете, мы сделаем».
Дорогие друзья, надо быть очень осторожным и не спешить говорить пастырю такие слова, которые могут косвенно повредить его душе: «Батюшка, все, что скажете, сделаю». А на следующий день подойти и сказать: «Как Вы сказали, так и сбылось, как сказали, так мне и приснилось: видела себя над куполом, летящей в белых одеждах». А священник этого не говорил, даже не думал об этом. Поэтому нежелание нести свой крест, нежелание думать и перекладывание ответственности с себя на душу пастыря и формируют такой «культ личности» на приходе. Любой священник – такой же человек: немощный, грешный, нуждающийся в милости Божией, нуждающийся, в том числе, в молитве прихожан. И надо не забывать, что благословение, которое мы берем у священника, а священник у Правящего Архиерея, предполагает, что ты что-то обдумал, принял уже какое-то решение и теперь испрашиваешь благословения (это все равно что бумага, на которой написан текст, а ты подносишь, чтобы поставить печать). Печать может быть поставлена (или не поставлена, если тебе не полезно), но просто белый лист бумаги поднести и сказать: «Поставьте печать»? Так никто не делает.
Порой не думая подходят: «Батюшка, что мне сделать, монашество принять или жениться?». Вот сами посудите, что священник на это ответит, как он может знать твою душу, как он может знать волю Божию о тебе, тем более, если видит тебя в первый раз? И монашество – тяжелый крест, и православный брак, супружеская жизнь – это тоже крест, тот и другой пути спасительные, у кого-то есть предрасположенность к монашеству, у кого-то – к супружеской жизни. Поэтому человек должен сам выбрать, определиться и тогда уже спросить благословения – ни один пастырь, даже любящий вас, даже полагающий душу свою за вас, не может прожить за вас вашу жизнь. Так что надо стараться мудрее, благоразумнее с пастырями себя вести.
– Как не спутать лжестарца со священником, который заботится о приходе?
– Действительно, каждый священник заботится о том приходе, который ему вверил Господь, куда его указом направил Правящий Архиерей служить. Но тут есть очень важный нюанс: священник (православно мыслящий, старающийся восходить, духовно расти сам и заботиться о духовном росте прихожан) мыслит свой приход как часть единой Святой Соборной Апостольской Церкви, в данном случае Поместной Русской Православной Церкви. У лжестарца всегда мышление сужено до предела – «мой» приход, и все. Они даже не говорят: «наш приход», только «мой приход» – это «мои прихожане, к ним никто не имеет права прикасаться», жесткий контроль – что читать, что не читать. Или, допустим, говорят: «На нашем приходе это читать не надо». Мне приходилось слышать от людей недоуменные вопросы, когда батюшка на проповеди говорит: «Вы в другие храмы не ходите, не надо ходить в те храмы, в ближайшие монастыри не ходите – они не для вас, они созданы для тех (и это из уст священника!) тунеядцев, которые за этими огромными стенами спрятались от мира – неудачники в жизни, вот это для них, вам там делать нечего».
Эти слова свидетельствуют, что мышление такого пастыря сужено до пределов своего прихода. Можно решить, что хотя бы для своего прихода он будет настоящим пастырем. Но, как правило, опыт показывает, что требующий себе беспрекословного послушания становится деспотом, а не настоящим пастырем овец. Допустим, если меня вы не послушались – все, вы уже для меня враг, я вас исключу из числа моих прихожан. На некоторых приходах, где сформировалась эта духовная болезнь, существует, к сожалению, культ личности, и там даже формируются списки всех прихожан. Человек приходит в храм, исповедуется, причащается, но если вас нет в списках – вы не наш прихожанин, я вам ничего больше не должен. Естественно, у священника, который готов душу полагать за паству, никогда не услышишь слова «мой приход».
– Вот Вы говорили про длинные проповеди, но священник ведь должен проповедовать – апостол Павел говорит: «Горе мне, если не благовествую». Как тут не спутать?
– Да, святой апостол Павел так говорит. Все самые выдающиеся архипастыри в истории, святители были выдающимися проповедниками. Но есть одно «но»… У святителя Иоанна Златоуста очень пространные проповеди, даже есть наставление «против тех, которые огорчались продолжительностью проповеди». Но почитай – вся проповедь говорит или о Христе, или какой-то добродетели, или о каком-то пороке. Святитель Златоуст живописует все разновидности этого порока. Нигде святитель Златоуст не говорит только о себе – «я, я, я». У лжепастыря, у младостарца всегда в центре его наставлений (хоть коротких, чаще – очень длинных, утомительно длинных) всегда собственная личность, свои соображения, свои подозрения, комплексы, страхи. Вот, собственно, по этому признаку можно с определенной долей осторожности понять, что мы столкнулись с духовно не совсем здоровым пастырем и надо делать выводы, надо за такого человека помолиться. Это будет общая победа всего народа Божия, всего прихода, если с Божией помощью такой человек исправится.
– Как быть, если обвиняют в гордости?
– Гордость – духовная болезнь, свойственная всем нам, потомкам Адама, всем без исключения. Вот почему не совсем уместно ближнего в гордости обвинять, потому что обвиняющий сам страждет этим духовным недугом.
– Что-то делается общецерковно для борьбы с лжестарчеством?
– Все усилия Священноначалия после того судьбоносного послания Святейшего Патриарха Алексия II, ныне покойного, направлены на это.
Последние годы идет заметный духовный рост как священников, так и мирян, и есть надежда, что эта духовная болезнь будет уврачевываться. В частности, протоиерей Владимир Агриков, один из опытнейших священников, духовников Московской епархии, в одном интервью (если я не ошибаюсь, за 2002 год) замечательные слова сказал, что младостарчество – это духовная болезнь роста, и по мере того, как наш народ будет более духовно зрелым, сам народ (именно так и подметил) распознает, где истинное пастырство, а где ложное, и сам народ поможет уврачевать эту духовную болезнь.
– А люди нуждаются в старчестве?
– В истинном старчестве – да. А от младостарчества да избавит всех нас Господь.
– Человек склонен к исканию старца для духовного руководства?
– Желание найти духовного руководителя, именно истинного, незаблудного, говоря словами святителя Игнатия (Брянчанинова), свойственно человеческой душе, каждому христианину. Потому что каждый христианин подобен кому? Путнику, который хочет прийти к вожделенной цели, в город, через горный хребет, где лес, ущелья, камни, где дорога неизвестна. Естественно, идти по такой дороге самому опасно, поэтому надо найти опытного путеводителя. Каждый христианин, и священник в том числе, нуждается в опытном духовном руководителе, который знает все хитросплетения страстей, знает, как со страстями бороться, которому известны на основании собственного опыта козни врага. И таковой человек поможет провести.
Но тут важная деталь – духовник не живет вместо тебя, он поможет тебе советом, своим примером, своими словами и своей молитвой, но он не проживет вместо тебя твою жизнь. Обязательно у тебя будут свои падения и восстания – для опытности, что-то Господь будет попускать для смирения: чтобы нас смирить, Господь попускает нам и некоторые падения, чтобы мы не высоко мнили о себе. Поэтому свой крест все равно надо нести.
– Существует ли прямая зависимость между духовным опытом и возрастом?
– Еще премудрый Соломон в Ветхом Завете говорил, что возраст старости – житие не скверное. Примеры из житий святых, в частности из патериков, показывают: иногда бывало, что человек, даже молодой по возрасту, сподоблялся за свою особую ревность по Богу, за самоотвержение, благодатных даров Божиих, когда даже жившие в той же обители более престарелые иноки не стяжевали такой духовной мудрости.
И вот что важно помнить. Багаж нашей предыдущей жизни – до вступления ли в монашество или до прихода в Церковь – определенный отпечаток на душу накладывает, потому что мы каемся в грехах, Господь грехи наши прощает, но страсти-то остаются. У кого-то предрасположенность к гневу, у кого-то к многословию, у кого-то к осуждению, зависти, сребролюбию, то есть с чем-то еще придется бороться. И чем дольше был период жизни вне Церкви, тем тяжелее потом с последствиями этой жизни бороться.
– Даже не багаж, а якорь…
– …Который тянет ко дну.
– Зависит ли эффективность служения священника от уровня образованности, от того, светское у него образование или духовное?
– Светское, несомненно, значимо, но духовное, как мне кажется, большее имеет значение. Если человек с высшим образованием принимает священный сан в силу развитого ума, какого-то жизненного опыта, имеет способность аналитически мыслить, это ему поможет. Благодать священства восполняет ему недостаток духовного образования. Но все-таки Святейший Патриарх Кирилл настойчиво рекомендует, благословляет, чтобы все священники имели хотя бы семинарское образование: оно дает некий богословский багаж знаний, что очень необходимо; очная учеба в духовной школе обогащает тем опытом, который человек будет нести всю жизнь и вспоминать эти годы с благодарностью. Допустим, жить в Троице-Сергиевой Лавре, учиться в Московской Духовной академии – все выпускники Московских Духовных школ до конца жизни с благодарностью вспоминают эти счастливые годы.
– Что делать людям, которые, как им кажется, встретили на своем пути лжестарца?
– В первую очередь, если они уже почувствовали это по ряду признаков, которые мы в нашей беседе обозначили, надо горячо молиться Богу о вразумлении, в первую очередь себя, чтобы не сделать опрометчивых шагов. Надо понимать, что, осуждая кого-то и тем более распространяя такую порочащую информацию, человеку не поможешь – его не исправишь и себе повредишь. Поэтому не спешите сразу осуждать пастыря; надо постараться, как говорит Паисий Афонский, по возможности найти, хотя бы мысленно, его поступкам смягчающие обстоятельства и в то же время посоветоваться с духовно опытными пастырями. Сейчас, слава Богу, есть возможность ездить в обители, где не прерывалась монашеская традиция (такие есть на территории нашей Родины), посоветоваться с людьми, которые много лет подвизались в обители, и сравнить слова, наставления духовно опытного человека с тем, что ты слышал на приходе, что могло тебя смутить, соблазнить. Сравнить – и сделать какие-то выводы для себя.
Ну и, само собой разумеется, норма жизни каждого христианина – ежедневно читать по главе Евангелия и по главе Апостола и святых отцов, желательно тех, которые говорят о жизни, а не о тех духовных состояниях, которые могут быть непонятны мирянину в силу нечистоты его сердца.
– Всегда ли лжестарцы понимают свои заблуждения?
– Увы, не всегда. Их даже здравые советы и с душевной болью сказанные слова, предостережения собратьев-священников не вразумляют: «меня не понимают, меня недооценили, меня не почитают» и так далее. Потому что корень этой духовной болезни, как процитированный нами уже архимандрит Лазарь пишет, это духовная гордость, а Бог гордым противится. Этот стержень сломить только Господь может помочь.
– А если все-таки пастырь понял, что заблуждается, какое возможно развитие событий?
– Если понял, то в первую очередь начнет каяться. Если у него есть духовник (реально есть, а не номинально), он покается своему духовнику, и духовник подскажет, как ему дальше поступать, от чего отказаться. Премудрый Соломон говорит: даждь премудршему вину, и премудрший будет – человек мыслящий, образованный, благоразумный любой совет примет к сведению.
– Отец Алексий, когда и как в Вашей жизни всерьез возникли вопросы о вере? – Лет в 18, учась в институте, столкнувшись с непростыми обстоятельствами перестроечной Москвы, с развалом всего и вся, и при этом делая попытки жизнь свою наладить ответственно, серьезно, я задумался о том, ради чего мы живем.
В своей драме « Борис Годунов» А.С. Пушкин писал: «Романовы Отечества надежда» Были ли они надеждой тогда? Эту оценку можно дать спустя столетия. В этом году исполняется 400-летие воцарения Михаила Федоровича Романова. Династия правила чуть более трехсот лет.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.