Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (711) → Профессор А.И. Осипов: Все в жизни человека происходит закономерно

Профессор А.И. Осипов: Все в жизни человека происходит закономерно

№6 (711) / 4 февраля ‘13

Ведущий Сергей Юргин Слово миссионера

В прямом эфире телеканала «Союз» состоялась четвертая встреча с профессором Московской Духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым.


– Вопрос: «Алексей Ильич, Вы однажды привели такой образ: разве меня Бог наказывает, если я пью, и у меня печенка отказала? А если я не пью, – а у меня печенка отказала, я не курю, – а легкие больны, сладкого не ем, – а сахарный диабет, еще и с детства – тяжелый инвалид. В таком случае кто кого наказал?».

– Что человек постоянно наказывает себя пьянством, объедением, ссорами, драками, нечестностью и т. д., и т.п. – это очевидный факт, и, думаю, никто в этом не сомневается, поэтому обвинять Бога здесь просто стыдно. А по какой причине мы рождаемся больными или заболеваем без видимых причин, спросите врачей, и они назовут тысячи причин: наследственность, экология, химические добавки и препараты, повышенная радиоактивность, нервные стрессы… Все эти причины опять-таки порождены человеческой деятельностью. Человек – часть своего рода и племени, соответствующей социальной и природной среды, и он несет на себе последствия ненормальной духовной, нравственной и биологической жизни своих отцов и праотцев, бесконтрольного научно-технического развития. Почему же не у всех детей последствия бывают одинаковы? И на этот вопрос ответят генетики, биологи, врачи, почему так происходит.

По христианскому учению, нет случайностей. Все в жизни человека происходит закономерно. И начальной точкой, из которой развивается вся цепь жизненных событий, является свобода человека, избрание им в каждый момент времени добра или зла, совести или ее попрания. Бог создал человека со свободной волей. Без свободы нет человека. И жизнь каждого отдельного человека и всех поколений оставляет после себя как добрые, так и горькие плоды своей духовно-нравственной, научно-технической и культурной деятельности, которые и обнаруживаются в последующих поколениях. Вот здесь-то мы все друг друга и наказываем, и награждаем. Разные есть роды.

– Воронежская область на связи, слушаем вопрос.

– В Евангелии от Матфея есть такие строки: «Не называйте никого отцом своим, ибо есть только один Отец, на Небесах». А православные священники называют себя отцами, батюшками. Не даем ли мы этим повод протестантам и другим укорять Православную веру?

– Да, единственный, Кто может духовно родить человека для вечной жизни, есть только один Отец, Который на Небесах. Об этом рождении для вечности и говорит Господь, когда запрещает кого-либо иного называть отцом. Ибо никто другой не может этого сделать. Но поскольку и плотское рождение, и рождение от воды и Духа в жизнь вечную совершается в таинстве Крещения священником, то и они по образу Отца Небесного называются отцами. Потому и в Евангелии слово «отец» неоднократно употребляется по отношению к людям, и это делает даже Сам Христос.

Но в Священном Писании находим и более серьезные вещи. Вопреки первой заповеди Моисея о том, что Бог один и да не будет других богов, кроме Него, вдруг читаем: Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы (Пс. 81,6). И это подтверждает Спаситель: Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги (Ин.10,34). Не дает ли этим Священное Писание повод протестантам и другим укорять Православную веру? Не случайно Господь осудил буквоедство, законничество, которое цепляется за слова и не хочет видеть смысла.

– Следующий звонок из Риги, мы вас слушаем.

– Бытует мнение, что суть событий, описанных в Откровении Иоанна Богослова, может быть понята после совершения этих событий. Естественно, возникает вопрос, зачем написано Откровение, какая нам от этого польза?

– Вы читали Откровение и видели, какие там образы, какие картины, какие необычные сюжеты. Подавляющее большинство их абсолютно не поддавалось осознанию вплоть до середины XX века. Но теперь благодаря научно-техническому прогрессу начинаем в них видеть и нечто достаточно понятное, что полезно знать до наступления окончательных событий земной истории, чтобы иметь возможность правильного понимания грядущего. Например, предсказывается, что каждому человеку на земле можно будет видеть образ зверя. До недавнего времени это выглядело как чудо или как фантастика. Теперь же ткни кнопку ящика и смотри, кого надо. А все эти ужасы уничтожения людей, деревьев, травы, всего живого в морях... А обжигающее солнце, отравление водных источников, и т.д. Но сейчас все это элементарно понятно. Стоит только почитать о последствиях ядерной войны, чтобы не осталось никаких сомнений в истинности Апокалипсиса. Он дан верующим как предупреждение с тем, чтобы они, видя эти реальные признаки приближающегося конца, покаялись, изменили свою жизнь. Вот какая нам польза от Апокалипсиса.

Но тем не менее необходимо помнить, что Апокалипсис ни за одним богослужением Православной Церкви не читается. И причина этого заключается в его таинственности. Лишь немногое из описанных в нем событий поддается однозначному пониманию. Большинство же из них открывается скорее временем, нежели вспотением ума. Поэтому любопытствующие попытки преждевременного разгадывания его тайн всегда чрезвычайно опасны. Эти попытки, как правило, приводят человека к фантазерству, мечтательности, духовной прелести, а нередко и к психическому расстройству – одним словом, к гибельному заблуждению. Все духовно опытные пастыри решительно предостерегают от «исследования» тайн Апокалипсиса.

– Андрей из Санкт-Петербурга спрашивает, как в наше время можно оценивать экуменизм?

– Начался экуменизм, кажется, с положительной идеи – воссоздать единство всех христиан в единой Церкви. Эта заманчивая идея декларировалась идеологами и вождями первых шагов экуменизма – протестантскими активистами, принадлежавшими, кстати, к высоким степеням масонства, как об этом сообщают «Деяния Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия Автокефалии Русской Православной Церкви 8–18 июля 1948 года» (Т.II. Москва. 1949).

Когда в 1961 году наша Церковь вступала во Всемирный Совет церквей (ВСЦ) – это высший орган экуменического движения, то было особо оговорено, что Церкви – члены ВСЦ обязуются не вводить в свои вероучительные и этические системы ничего, что могло бы стать новым препятствием к единению. Однако уже вскоре протестанты показали, что они не считаются даже с самыми основными вероучительными истинами христианства: о Боге Троице, о Божестве Христа, о Его Воскресении и др., отрицая или извращая их. Затем многие из этих протестантских т.н. церквей ввели женское священство, теперь одобрили гомосексуализм. Но поскольку протестанты составляют подавляющее большинство во всех экуменических организациях, то не трудно сделать вывод, как оценивать экуменизм.

Римский папа Иоанн Павел II пошел еще дальше, открыв новую эру экуменизма. Он организовал в 1986 году общерелигиозное моление в Ассизи, на которое пригласил представителей всех религий, кого только можно, вплоть до шаманов. Это всемирное собрание явилось началом ежегодных молений «Единому Богу». Оказывается, «ошибался» апостол Павел, когда писал: «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» (1Кор. 10,20,21). Этот же папа впервые в истории посетил римскую синагогу и назвал иудеев, для которых Иисус Христос лже-Мессия, нашими старшими братьями, заявив: «Мы надеемся, что вместе с иудеями встретим Пришествие Христа». Не требуется объяснений, о каком христе идет речь. Так, с благословения папы происходит смешение всех религий и образование новой сверхрелигии, в которой можно найти все что угодно, только не Евангельского Иисуса Христа из Назарета.

Христиане должны быть со всеми в мире, должны ко всем относиться с любовью, но это никогда не должно искажать истин нашей веры.

– У нас есть такой вопрос: «В самое большое сокрушение меня приводит то, что, будучи врожденной эгоисткой со слабым характером, я никогда не могу выполнить заповедь Господа нашего: «Возлюби ближнего, как самого себя». И если дела ближних мне не интересны, мне никогда не стать настоящей христианкой, хоть я и пытаюсь. Как мне выйти из такого положения»?

– Вы открыто сказали то, о чем обычно умалчивается и не говорится. Той нормы совершенного человека, которая дана нам: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен есть», никто не достигал. Но мы должны делать то, что можем, смиряться в том, чего не можем, и каяться в том, что нарушаем. И если бы мы действительно искренно хотели этого совершенства и делали, что в наших слабых силах, то увидели бы, как Господь освобождает нас от страстей и дает силы противостоять им. Так что не будем опускать руки и будем помнить, что Царство Божие силой берется.


Лекции профессора МДА А.И.Осипова смотрите в эфире телеканала «Союз»: четверг, пятница – 00.00, 19.00 (время Екатеринбурга, +2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№4 (709) / 21 января ‘13

Слово миссионера

Алексей Ильич Осипов. О вечной участи людей

Ведущий Сергей Юргин

№27 (684) / 9 июля ‘12

Слово миссионера

Профессор А.И. Осипов: Плачущий о грехах выше воскрешающего мертвых

Беседовал Сергей Юргин

 
Интервью

Игумения Домника (Коробейникова): Прогресс – то, что ведет ко Спасению

«Монашество и технический прогресс» – такую тему обсудили в рамках Рождественских чтений Большую дискуссию в обществе вызвало недавно созданное «Положение о монастырях и монашествующих». Причем в обсуждении, что крайне интересно, приняли участие не только сами монашествующие, но и миряне.

 
По святым местам

Божие смотрение о верховной власти

Юлия Стихарева

В своей драме « Борис Годунов» А.С. Пушкин писал: «Романовы Отечества надежда» Были ли они надеждой тогда? Эту оценку можно дать спустя столетия. В этом году исполняется 400-летие воцарения Михаила Федоровича Романова. Династия правила чуть более трехсот лет. Сегодня в России монархии нет, но наш разговор – о Романовых

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс