Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
У нас в гостях – ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния клирик церкви в честь Ахтырской Иконы Божией Матери села Ахтырка кандидат богословия священник Димитрий Беженарь.
– Наша сегодняшняя тема: младостарчество, или лжестарчество. Батюшка, мне интересно, почему Вы этой темой заинтересовались?
– Тема очень важная и актуальная, не случайно Святейший Патриарх Алексий II еще в 1998 году в своем обращении к клирикам города Москвы 27 декабря с душевной болью обозначил назревшую к тому моменту духовную проблему. Впоследствии и на Архиерейском Соборе этот вопрос обсуждался. Почему меня это заинтересовало? Когда я был, по благословению Священноначалия, поставлен ответственным за миссионерскую работу в Сергиево-Посадском благочинии и значительно расширился мой круг общения с людьми за пределами прихода в разных организациях и учебных заведениях, я столкнулся с такой проблемой: люди задают вопросы, рассказывают о своей боли, о своих огорчениях после встреч с некоторыми (с их точки зрения, вроде бы верующими, благочестивыми пастырями). Меня заинтересовало, почему такое происходит.
В последние годы в православной периодике появляются статьи, высказывания известных пастырей, архипастырей, касающиеся этой опасной духовной болезни. Но, как мне показалось, иногда рассматриваются только одна или две, максимум три грани этой духовной болезни, а она очень многогранна и, как и любая духовная болезнь, имеет свои симптомы, и не все симптомы сразу проявляются. Как физические болезни имеют свое развитие, так и эта духовная болезнь имеет начальный этап (скажем так, инкубационный период), когда она не так заметна. Если вовремя не заметит духовно опытный духовник у пастыря нарастающие чувство гордыни, желание заслонить собой Христа, оппозицию к Священноначалию, пренебрежение к церковному учению, болезненную страсть учить всех подряд, и не начнет лечить, то эта болезнь может принять тяжелые, необратимые формы.
Я, дорогие друзья, ни в коем случае не призываю признаки, которые мы сегодня постараемся обозначить, отыскивать в своих приходских пастырях, чтобы смотреть на них с пристрастием, с осуждением. Осуждать мы не имеем права.
Почему все-таки хочу поделиться своими соображениями? Потому, что причина этой духовной болезни во многом – в психологии паствы. Не просто же так молодой или среднего возраста человек, принявший священный сан, посланный Правящим Архиереем на приход, становится лжепастырем, лжестарцем. Не просто так он становится духовно поврежденным человеком и, подобно евангельскому слепцу, ведет других слепцов в яму. Есть причины, и одна из причин – психология паствы. Надо самим быть духовно бдительными и друг другу помочь, чтобы не впасть в эти сети.
– Каковы признаки духовной болезни, которая именуется лжестарчеством или младостарчеством?
– Духовно опытный современный подвижник архимандрит Лазарь (Абашидзе), автор многих книг, хорошо известных нашей благочестивой аудитории, – среди них «Грех и покаяние последних времен» – в своей тоненькой брошюрке «Ангелу Лаодикийской Церкви» дает наглядную характеристику прельщенного пастыря (собственно, прельщенный пастырь – это есть лжестарец или младостарец): «от незнания, от непонимания своего собственного духовного уровня человек впадает в состояние прелестное, мечтательное, он мнит в себе несуществующие добродетели, считает положительными, духовными, богоугодными именно душевные нервные порывы своей души. Вся душевная деятельность такого человека сосредоточивается в уме и на кончиках нервов. Отсюда порывистый, взбудораженный, сумбурный образ всей жизни. От такой наружной горячности происходит разгорячение чувств и помыслов, мечтаний и переживаний. Все это делает человека взвинченным, подвижным, активным и суетливым. В его голове рождаются тысячи планов и идей, а в сердце – море желаний и чувств. Но все они направлены вовне, в этот земной мир, на устройство и образование этой земной обстановки. И хотя при поверхностном взгляде вся эта деятельность как будто ориентирована на Бога, на Евангелие, на пользу Церкви, но на самом деле она вполне самодеятельна и самонадеянна. Бог, Евангельские заповеди, уставы и правила церковной жизни, обряды и богослужения здесь только оболочка, только фон и прикрытие. В центре же всей своей деятельности такой «труженик» ставит только себя и только свою волю. Такой человек, не видящий, не понимающий на самом деле, кто он и каков пред Богом, мнит себя незаменимым служителей Божиим, апостолом и другом Господним. Он становится пред Богом спиной к Нему, поворачивается лицом к народу и изо всех сил начинает приглашать прийти и поклониться Богу, проповедуемому им. Но вскоре уже забывает справляться у Самого Господа, что и как делать, в уверенности, что его труд богоугоден, и так увлекается, что забывает о Боге, начинает привлекать народ к самому себе».
То есть происходит духовная подмена – якобы все делается для Бога, для пользы Церкви, а на самом деле человек привлекает только к самому себе. И далее архимандрит Лазарь цитирует святителя Игнатия (Брянчанинова), одного из великих и хорошо известных духовных писателей XIX века: «Если же руководитель начинает искать послушания себе, а не Богу, недостоин он быть руководителем ближнего, он не слуга Божий, он слуга дьявола, его орудие и его сеть». Вот такая емкая характеристика духовно поврежденного пастыря, который, по терминологии современной, именуется младостарцем или лжестарцем.
Собственно, термин «младостарец» впервые стал известен общественности благодаря трудам Концевича, который окормлялся у Оптинских старцев в XIX веке. Он написал замечательную книгу «Оптина Пустынь и ее время». Это глубокое историческое исследование: как возникло духовничество и как именно практика монашеского духовничества после преодоления Церковью последствий иконоборчества совместилось с приходской практикой. Если раньше духовник в монастырях был необязательно человек в священном сане, просто духовно опытный монах, к которому приходили, открывали помыслы, получали совет, то в результате благодатного сращивания монашеской практики с приходской жизнью стало появляться духовничество и на общецерковном уровне, то есть приходят к духовно опытному священнику и спрашивают его совета. Но духовно опытный пастырь всегда ведет ко Христу, а не к самому себе.
– Как не ошибиться?
– Необходимо, во-первых, всем нам повышать свой образовательный и духовный уровень. Все усилия Священноначалия направлены как раз на то, чтобы образовательный, культурный, духовный уровень как пастырей, так и мирян постоянно повышался. И по мере духовного роста эта духовная болезнь, если где-то будет возникать, сразу будет видна.
Можно нарисовать такой собирательный образ духовно поврежденного человека – младостарца или лжестарца, чтобы вы, дорогие друзья, руководствовались этой информацией, были духовно бдительны, чтобы не впасть в сети врага. Может быть, не у каждого лжестарца сразу все эти признаки будут видны, но, тем не менее, по некоторым симптомам можно определить, что ты попал под влияние человека духовно нездорового. Первое, и в православной периодике об этом говорится чаще всего: если пастырь стоит в оппозиции Священноначалию. Но не следует забывать о лукавстве человеческой природы – младостарец может внешне не стоять в оппозиции Священноначалию и тем не менее становится орудием врага нашего спасения для обольщения, погубления духовно неопытных людей. А если более глубоко рассмотреть, это оппозиция вообще учению Церкви, всему двухтысячелетнему опыту Церкви, когда пастырь свой ум, свое представление, свой опыт ставит во главу угла и очень болезненно реагирует на любую даже не то что критику – критика, само собой, не имеет права существования в глазах такового лжепастыря, – но даже любой совет (допустим, собрата – священника другого прихода), духовника епархии, указания Правящего Архиерея – все это воспринимается в штыки. Человек тем самым показывает, что он в оппозиции Церкви. Лжестарец пытается даже святых отцов отвергать: «а, святые отцы тоже ошибаются, зачем их читать, зачем им доверяться, один святой отец сказал так, другой ему противоречит, между ними тоже не было единства». Это уже свидетельство, что человек духовно поврежден, если для него опыт Церкви не имеет значения.
Другой пример. В богослужебных текстах, в частности в Служебнике, есть учительное известие, где написано, как готовиться к Причащению. Это истины прописные и известные каждому верующему человеку: надо готовиться, прочитать три канона, надо поститься, воздерживаться от супружеских отношений накануне Причащения. Как правило, лжестарец всем этим пренебрегает: «Это все неканоническое, не обращайте внимание. Если тебе что-то хочется – делай, не обращай внимание. Все святые отцы сами грешили». Слова выдают внутреннее отношение именно к позиции всей Церкви.
Следующий очень немаловажный признак – это паническая боязнь ума. Человек богословски образованный, просто здравомыслящий для младостарца сразу становится врагом № 1. Если, например, в общине появляются мирянин или мирянка, более или менее начитанные в святых отцах, видящие какие-то совершенно явные нарушения в действиях пастыря, в его словах, и они постараются как-то ему высказать свое недоумение, опасение, сразу они становятся в этой общине врагом № 1. Чаще всего именно из уст младостарца можно слышать в адрес именно духовного образования такие речи: «Зачем семинарии, академии? Они готовят революционеров-безбожников». Это даже комментировать смешно, совершеннейшая нелепость. Никогда семинарии и академии безбожников-революционеров не готовили. Если глубже посмотреть, большой грех перед памятью новомучеников, исповедников Российских так говорить: все новомученики, исповедники Российские, начиная со святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, который в очень непростые годы управлял церковным кораблем, и святитель Вениамин Петроградский и Гдовский, священномученик Владимир Киевский – множество архипастырей, священников и мирян, которые пострадали в первые годы советской власти, они что, не имели духовного образования? Или их в семинарии, академии учили богоборчеству и революционным настроениям? Конечно же, нет. Чаще всего из уст лжепастыря, лжестарца такие выпады в адрес духовного образования следуют, чтобы как-то компенсировать свою внутреннюю духовную ущербность.
И если в поле зрения лжестарца, младостарца появляется собрат – другой священник, но с духовным образованием, то сразу понятно, что он становится врагом № 1 без права реабилитации. Почему? По факту, что имеет духовное образование.
– А есть какие-то любимые темы у таких «учителей»?
– Да. Для такого человека характерна патологическая, я бы даже сказал, маниакальная страсть к учительству. Он любит учить всех по поводу и без повода, спрашивают его или не спрашивают. В тех общинах, где, к сожалению, пастырь духовно повредился, стал лжестарцем, хотя сам себя таковым не признает, проповедь или наставление доминируют даже в ущерб богослужению, в ущерб Исповеди. Сама Исповедь превращается в фарс: человек подходит ко кресту и Евангелию, но вместо того, чтобы дать ему возможность самому исповедать свои грехи, лжепастырь, уставившись (простите за такое резкое выражение) ему в глаза, начинает его долго-долго наставлять, совершенно утомив его, а потом накрывает его епитрахилью и читает разрешительную молитву. Возникает вопрос: это Исповедь или наставление?
А главная тема всех проповедей и наставлений такого человека – собственная личность, повествование о своих чудесах, о своих страданиях, деяниях, о своих трудах. То есть в центре любого наставления – собственная персона, не Господь Иисус Христос, не суть празднуемого события (допустим, Рождество Христово или Пасха), не жизнь какого-то святого, которого именно в этот день чтит Святая Церковь, а собственная драгоценная личность. Разумеется, тут не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, что мыслящие люди будут постепенно с такого прихода уходить. Вот, собственно, почему лжепастырство, младостарчество – явление антицерковное, разрушительное для Церкви.
Люди, которые, допустим, в 90-е годы пришли к вере, те, кто сейчас с симпатией к Церкви относится, попадая на такой приход, чувствуют, что здесь благодати Божией нет, здесь не говорят о Христе, здесь все говорят только о личности своего, скажем так, гуру. И останутся только те (я не хочу никого обидеть), кто пока еще не способны увидеть, что перед ними на самом деле идол, который заслоняет собой Христа.
Еще есть несколько любимых тем. Это послушание и смирение, но не в христианском, аскетичном смысле слова, а послушание и смирение только перед этим человеком. Сам он может ни перед кем не смиряться, ни перед своим Правящим Архиереем, ни перед духовником, если у него таковой есть, но перед ним должны смиряться все, исполнять только его волю. Очень немаловажная тема – это любовь, и опять-таки не в христианском смысле, не любовь как совокупность совершенства, как говорит святой апостол Иоанн Богослов, а как привязанность к самому пастырю. То есть иными словами: «Вы все должны любить. Любить кого? Только меня. Вы все должны иметь послушание. Кому? Только мне и смиряться только передо мной».
И еще один немаловажный нюанс, свидетельствующий о духовной незрелости лжестарцев. Требуя у прихожан любви к себе, не подсказав, как стяжать эту любовь и своим примером не явив ее, лжестарец сам себя выдает, что он является, как Господь говорит в Евангелии, волком в овечьей шкуре, который проник в церковную ограду.
Монашество – соль мира, основа христианства. 25 января 2013 года Новоспасский монастырь был преисполнен монашествующих. Давно уже такого в стенах древней обители не наблюдалось. Более привычно встретить на его территории мирян… Когда-то братия Новоспасского монастыря составляла более ста монахов. Теперь в пять раз меньше.
Паломничество учащихся и преподавателей Детского просветительского центра храма Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы в Белогорский монастырь. Ученики и преподаватели Детского просветительского центра екатеринбургского храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах совершили паломничество в Белогорский Свято-Николаевский монастырь Пермской епархии.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.