Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Письма святителя Игнатия (Брянчанинова) к сестре, Елизавете Александровне Паренсовой
«Любезнейший друг и сестра, Елизавета Александровна! Искренно благодарю тебя за письмо твое, в котором так видна та особенная любовь твоя ко мне, грешному… ». Такими словами начинается одно из писем святителя Игнатия (Брянчанинова) к его родной сестре Елизавете. Из жития святого отца нам известно, что «в семействе Брянчаниновых братья и сестры воспитывались вместе, связанные взаимной дружбой». Спустя годы эта дружба стала еще крепче, о чем свидетельствуют уже не раз издававшиеся письма святителя Игнатия, часть которых собрана на страницах предлагаемой вашему вниманию книги. Она называется «Письма святителя Игнатия (Брянчанинова) к сестре, Елизавете Александровне Паренсовой».
В предисловии издатели пишут: «До нашего времени сохранилась значительная часть писем святителя Игнатия. Нам выпала счастливая возможность держать в руках и подготовить к публикации 72 письма святителя к его любимой и весьма близкой по духу сестре Елизавете Александровне. Родители будущего святителя Игнатия Александр Семенович и Софья Афанасьевна сочетались браком в ранней молодости. Первые их двое детей умерли во младенчестве, после этого молодые супруги долгое время оставались бездетными и глубоко переживали свою скорбь. Решив прибегнуть к Небесной помощи, Брянчаниновы предприняли паломничество по окрестным святым местам, в первую очередь они просили о молитвенном заступничестве преподобного Димитрия Прилуцкого в Спасо-Прилуцком монастыре. За молитвы преподобного Димитрия и святых, просиявших в Вологодской земле, Господь даровал им первенца, которого назвали Димитрием в память Прилуцкого чудотворца». Всего у Брянчаниновых родилось 16 детей, из которых в живых осталось 9. Между детьми образовалось несколько дружных пар: старшая дочь, Александра, держалась одиноко. Димитрий особенно был близок с братом Петром. К нему тянулась маленькая София, которую Димитрий тоже очень любил. Александр одинаково ладил со всеми. Семен дружил с Елизаветой, а Михаил и Мария были неразлучны настолько, что их содружество называли «Мишмашак». Впоследствии наиболее близкими духовно к святителю Игнатию стали брат Петр Александрович и сестра и крестница Елизавета Александровна. Причина этой близости, по мнению издателей, лежит, прежде всего, в их высоких духовных устремлениях, но, отчасти, и в общности телесных болезней святителя Игнатия и его сестры.
Полный текст писем архимандрита, а затем епископа Игнатия к сестре Елизавете публикуется впервые, а два письма (2-е и 4-е) ранее не публиковались. В письмах, обнимающих период времени с 1844 года до кончины Владыки в 1867 году, открывается облик святителя. Читатель увидит его в болезненных немощах, претерпеваемых мужественно и смиренно, в теплых заботах о своих родных, которых он не только не оставлял словом пастырского утешения и наставления, но и поддерживал в житейских трудностях. Суть отношений с любимой сестрой святитель выразил в одном из писем к ней: «Ты имеешь мою дружбу о имени Христовом, а не по немощной причине человеческой. Смотрю я на это отношение мое с тобою как на дар неба. Господь, ниспославший нам этот дар, да сподобит сохранить его до конца жизни и принести в вечность другой талант, приобретенный на этот талант: наше спасение».
Издатели отмечают, что святитель Игнатий делился с Елизаветой Александровной своим опытом, прежде всего в области духовной, видением земной жизни человека, как приготовления и пути к жизни вечной. С любовью о Христе, с нежностью любящего брата и восприемника при Крещении он просвещает сестру Евангельским и святоотеческим учением о поврежденной грехом природе человека, о Промысле Божием, о спасительности покаяния, молитвы, терпения скорбей и болезней. Так, в одном из писем святитель пишет: «Любезнейший друг и сестра! Письмо твое получил и отвечаю на твой скорбный голос из моих скорбей. Человек немощен, и невозможно ему постоянно пребывать в великодушии; по временам нападает на человека и малодушие. Тягость, производимая малодушием, заставляет искать утешения, которое заключается в вере в Бога и в предании себя Его святой воле. Вера снова вводит в дом душевное терпение и великодушие: та же скорбь, которая казалась невыносимою, уже кажется весьма удобоносимою». Подобные духовные наставления сопровождают почти все письма, но в посланиях содержатся и уникальные сведения об обстоятельствах и нуждах земной жизни святителя и его родственников, предстает картина жизни дворянского сословия середины XIX века. Значительное место уделяется описанию болезней, которые святитель Игнатий претерпевал на протяжении всей жизни, и их лечения. Святитель делился с сестрой не только благодатными познаниями в области духовной, но и мудростью житейской и богатым опытом в области медицины. Эта житейская составляющая отсутствует в издававшихся ранее извлечениях из писем святителя к сестре Елизавете Александровне.
Помимо писем святителя Игнатия в данном издании представлена работа протоиерея Андрея Михайлова «Богословско-аскетическая традиция преподобного Паисия Величковского и святителя Игнатия (Брянчанинова)». В ней говорится, что «духовное единомыслие людей, прославленных в лике святых, преподобного Паисия и святителя Игнатия, – замечательное явление в жизни Церкви. Их духовное единство проявляется во всем: в любви к святоотеческому преданию Православной Церкви, в богоугодной жизни, в суждениях по разным вопросам. Писания святых отцов, наряду со Священным Писанием, были для старца Паисия и святителя Игнатия неиссякаемым благодатным источником, питавшим их душу и одухотворявшим все их творения. Святые отцы породили в них твердое убеждение, что истина, подаваемая человеку свыше, содержится в учении Православной Церкви. Будучи единомысленны предшествующим святым отцам, преподобный Паисий Величковский и святитель Игнатий (Брянчанинов) внесли неоценимый вклад в возрождение Церкви не приспособлением ее к духу времени, а возвращением к святоотеческим путям духовной жизни и стяжания Святого Духа». По словам издателей, публикация полного текста писем, вошедших в данный сборник, стала возможной благодаря любезному разрешению их нынешнего хранителя – протоиерея Валентина Радугина, настоятеля московского храма во имя Преподобного Сергия Радонежского, что в Рогожской слободе. При подготовке издания составители уточнили и исправили позднейшую датировку отдельных писем, на которых отсутствует полная дата, начертанная рукой автора, сохранив орфографию и пунктуацию оригинального текста святителя Игнатия; некоторые из них представлены в фотокопиях.
Издатели выражают надежду, что публикация полного текста этих писем принесет пользу не только тем, кто любит и почитает святителя Игнатия, но и всем интересующимся историей Русской Церкви и Отечества.
Порт-Артурская икона, явленная в Царствование Императора Николая II «Пречистая Богородице, На Небесах благословенная И на земли славословимая, Радуйся, Невесто Неневестная!» В декабре 1903 года в Киево-Печерскую Лавру пришел из Бессарабии старец
Мы продолжаем путешествие по Прибалтике... Христианство пришло в столицу Литвы Вильнюс из Руси, и хотя позднее в Литве стали доминировать католики, в Вильнюсе по-прежнему много православных святынь... Чтобы попасть в старый город, нужно пройти через городские ворота Остра Брама, над ними стоит часовня с чудотворной иконой Остробрамской Божией Матери
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.