Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Наш гость – протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами.
– Батюшка, Евангелие напоминает нам о благодарности: 10 прокаженных получили исцеление, но лишь один вернулся поблагодарить Бога. В какой форме христианин должен благодарить Бога? Ведь не только молитвословием, которое мы Ему возносим.
– Мы являем Богу свою любовь через Евхаристию, которая и есть благодарение. Что мы можем принести нашему Богу кроме благодарности? Он самодостаточен. Мы должны иметь готовность умывать ближнему ноги – вот завещание, которое Господь дал ученикам перед Своей смертью. Если мы Его ученики, то этот завет непосредственно направлен к нам.
– Приходя на Причастие, мы опять-таки получаем от Бога, а наша благодарность в чем заключается?
– Главный возглас тут какой?
– Благодарим Господа!
– Мы приходим благодарить за скорбь и за радость, за то, что Господь даровал нам детей, и за то, что Он нам их не даровал, за то, что мы живем в мире, и за то, что началась война, и за то, что сильные морозы, и за оттепель, за хороший ужин на столе, и за то, что мы ложимся спать голодные, – мы за все благодарим Господа. Вот это главное.
– Одна раба Божия меня спрашивает: у меня беда в семье, и если я сейчас начну говорить «Благодарю тебя, Господи!», это же будет неправда. В душе-то у меня нет благодарности.
– Я довольно часто привожу такой пример: однажды я ехал в автобусе, какая-то женщина замешкалась на дороге, и водитель был вынужден резко затормозить, часть пассажиров в автобусе полетели вперед. И я услышал в адрес этой женщины пожелания шофера: «Задавил бы». Но он все же выбрал другой путь.
Не всегда наши чувства соответствуют пожеланиям. Поэтому чувствами люди должны научиться управлять, а не следовать им.
– Батюшка, как управлять поступками, понятно – делать по Евангелию, по слову Божию, а чувствами как можно управить?
– Волей, воздержанием, молитвой, ну и, конечно, покаянием. Если чувства не хороши – нужно в них тут же раскаиваться, если добрых чувств нет, а они необходимы, мы должны применить к этому свою волю, если чувства препятствуют нам проявить благую волю – мы должны молиться Богу, чтобы Он нас от этого нехорошего чувства освободил.
– Нам первый звонок.
– У нас такая проблема – горе для всей семьи: дочери 29 лет, и лет семь из них она пьет. Я не знаю, что ней делать. У нее ребенок девяти лет, мы его воспитываем. Она сама не может остановиться, у меня просит помощи, а я не знаю, чем ей помочь. Может, вы подскажете, может, обратиться куда-нибудь в монастырь, где лечат таких людей?
– Нет, для начала нужно обратиться к врачу. А потом уже, когда она получит медицинскую помощь, нужно все рекомендации врача строго выполнять, а уже потом договориться с каким-то монастырем, чтобы она там пожила, поработала, пока не закрепится лечение.
– Да, ситуация... Если вернуться к нашему разговору – как маме благодарить Бога за такую ситуацию?
– «Благодарю Тебя, Господи, что я могу Тебе послужить, помогая своей дочери. Потому что была бы какая-нибудь другая женщина на ее месте, я бы не стала связываться, а здесь вынуждена. Потому что меня толкает на это моя к ней любовь». Мама теперь будет упражняться в делании христианской любви. Если бы был муж такой, она, может, его бы бросила, она не сказала, она может его уже бросила, а дочку не может. Ее любовь к дочери пересиливает.
– То есть таким образом Господь хочет эту женщину спасти?
– Безусловно. Это ей назначено.
– Да, как важно увидеть в такой ситуации благую волю Бога.
– Да, вот это назначение. Она говорит: «Беда у нас», – а это спасение, а не беда, потому что придется проявить лучшие качества.
– Вот уж где научишься терпеть. Возмущайся или не возмущайся, а делать-то надо.
– Тут всему научишься. Когда общаешься с больным алкоголизмом, возмущение противопоказано. «Ой, батюшка, он пьет, а я его ругаю», я обычно говорю: «Пока ругаешь, так и будет пить». Что может остановить пьющего? Пробуждение совести. Пробуждение совести может быть только в полной тишине. Если его ругать – он находит себе оправдание: живу с бабой-ягой, поэтому и пью. А когда жена тихонькая, робкая, есть шанс. Если заняться его спасением, то прежде всего нужно исключить упреки, укоры, чтобы у него родилась такая мысль: «какая у меня прекрасная жена, как она меня нежно любит, а я, сволочь, пью». Таких случаев у меня достаточно.
– Еще слушаем звонок.
– Я прожил с супругой 22 года. Два года тому назад пошел какой-то разлад, как будто черная кошка пробежала...
– Она, наверное, пробежала. Я заметил, во всем виноваты коты.
– Нет, не в том дело. Просто какая-то семейная неурядица. У нас двое детей, одна дочь уже замужем, второй 15-й год пошел, паспорт получила. Хожу в церковь, молюсь, чтобы Господь Бог вразумил нас обоих. Я люблю свою жену, мать моих детей, женщину первую и единственную мою, вот как донести до нее эти слова?
– Ваша любовь должна подсказать: что любит ваша жена, что она от вас ждет, чем вы ей не угодили, чем обидели, разочаровали. Вот над этим потрудитесь. Если вы рыцарь, то рыцарь должен даму завоевывать, бросать к ее ногам леса, дома, меха, драгоценные камни, если она любит книги – книги, если любит музыку – на лучший концерт, если любит вкусно поесть – самый шикарный ресторан. Она увидит: «Да где же я лучше найду? Он и на словах говорит, и глаза у него сверкают, и он всячески готов мне угодить». Вот так надо. Ни одна женщина не устоит.
– Послушаем следующий вопрос.
– Я из города Курска беспокою, меня зовут Александр. Такой вопрос: у нас батюшка Литургию не заканчивает, начинает читать акафист, после этого минут на 40–50 – проповедь. Меня это, допустим, раздражает, потому что спешу, уходить надо… Это все правильно, батюшка?
– Да какая разница, взял, приложился и пошел. Из-за чего сыр-бор-то?
– Не по правилам.
– Вспомним Евангелие: 10 прокаженных, 9 иудеев, а один самарянин, вместе идут по пыльной дороге, начали кричать: «Иисусе наставниче, помилуй нас». Это не по правилам. Потому что по правилам иудеи с самарянами не общались. Тут правила нарушили. Ну и что?
Я бы тоже ушел; Литургия, какой еще может быть акафист? У нас в храме акафисты тоже совершаются, но в престольные праздники, и мы акафист поем до Литургии. Потому что после Литургии акафист – как бы не вовремя. Но раз ему нравится...
Поэтому тут надо поцеловать крестик, который у вас на шее должен быть, и спокойно идти домой.
– Вообще, часто жалуются на нестроения в храмах, когда что-то не по чину, как кажется прихожанам, особенно если батюшка поменялся и свои правила вводит.
– Бывает, да. Такое испытание. Но опять же, мы начали с чего? С благодарения.
– Как без него стать христианином?
– Никак. Тем более апостол сказал: «За все благодарить». Акафист он затеял – благодарим за акафист, если посреди февраля начал молебен о дожде – с благодарностью идем домой.
– Прощаются ли забытые грехи в таинстве Соборования? Или это таинство во исцеление тела, а грех снимается только покаянием?
– Никакой грех не снимается. Снимается одежда или вот бороду можно снять. Грех не снять.
А если говорить о прощении забытых грехов, то есть такое поверье «для успокоения совести». Грех либо есть, либо его нет. Если его нет – мы про такой грех говорим, что он прощен. Но он не «снят» – это юридическая формулировка (к примеру, «снято обвинение»).
– Звонок из Челябинской области.
– Читаю Евангелие, и там написано, что Господь удивился истинной вере. Что это значит? Ведь Господь все знает, а удивляешься-то тому, чего не знаешь.
– Совсем не обязательно. Вот, например, я очень люблю музыку, и каждый раз, когда музыкант достойно исполняет мою любимую вещь, удивляюсь мастерству, звуку, вновь и вновь самому произведению. Каждый раз, когда читаю Евангелие, удивляюсь тому, как же я этого раньше не увидел. Ведь каждый раз Господь что-то новое открывает.
– Есть вопрос.
– Как научиться послушанию?
– Надо слушаться. Пройдет лет семь, и научитесь. При условии, если все время слушаться. А если через раз, то ничему не научишься.
– А если тебе говорят, чтобы делал то, что очевидно неверно?
– Ну что ж. Сказали «посох поливай»– и поливал несколько лет... Посох зацвел, и на нем персики выросли, а был палкой, с которой человек ходил по пустыне. Вот плоды послушания.
– Скорее, плоды веры.
– А послушания не бывает без веры.
– Вопрос от Сергея из Киева.
– Мы проповедуем Христа распятого – иудеям соблазн. Какой здесь смысл в слове соблазн?
– В распятии Мессии. Иудеи ожидали, что Мессия станет царем и владетельным князем всего мира. Все иудеи, как самые правильные, станут начальниками. А Христос им показывает: вот самарянин – с ним и общаться-то нельзя, а он пошибче вашего иудейского преподобия, он ближе к Богу, воздал славу Богу и пал ниц к ногам Христа.
– А в чем здесь соблазн для иудеев, что они оказались посрамлены?
– Нет, не в посрамлении. Господь говорит: «Блажен, кто не соблазнится о Мне». Здесь речь идет о том, что они разочаровались, в этом соблазн. Не того они ждали. Он им не подошел. Иудеи ждали не Его...
– То есть их ожидание продолжается?
– Безусловно. Но не у всех, иудаизм не однороден, там много разных направлений.
– Следующий вопрос, батюшка.
– Я сделал смертный грех и не могу никак победить его. Как мне быть?
– Еще ни одному человеку не удалось победить смертный грех. Вы можете еще 40 лет пытаться побеждать, но ничего у вас не выйдет. Потому что человекам это невозможно. А возможно одному всемогущему Богу, Который и может в нас победить грех.
У вас неправильная установка. Если б мы могли победить грех – зачем Христос пришел на землю и страдал на Кресте? Он может – просите Его, причем просите не зевая, а так, как хотят есть голодные и хотят пить жаждущие: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» – вот так. Господь увидит и вас освободит – имя Иисус означает Спаситель. А сами будете мучиться – ничего у вас не выйдет. Бесполезная затея.
– Сказано «возненавидь грех». Мы понимаем, что грех плох... Но как его возненавидеть?
– Возненавидеть за то, что он лишает нас общения с Богом. Ведь грех – как наркотик, он на какие-то секунды подменяет человеку то, что предлагает Господь, и лишает настоящего общения с Богом. Чтобы возненавидеть грех, надо всем сердцем полюбить Христа. И никак иначе.
– Послушаем еще вопрос.
– В Книге Екклесиаста говорится, что нет лучшего для человека под солнцем, как «есть, пить и веселиться». В толковании не очень понятно, чем отличается это от философии Эпикура? Можете ли Вы это объяснить в свете традиции празднования Нового года?
– Екклезиаст излагает свои наблюдения. Для большинства в современной Руси самый главный праздник – Новый год. Его и проводят так – едят, пьют и веселятся. А потом две недели в себя приходят. Большинство людей сейчас, как и раньше, живут жизнью телесной и иначе радоваться не способны – это и подмечает Екклезиаст. Это тоска человеческая по утраченному раю.
– Отец Димитрий, очень хотелось бы услышать Ваш совет. У меня четверо детей. Мы с детками ходим в храм. Но не часто, по выходным. А детки меня просят в будни отвести их в храм. Но в будни они кто в садике, кто в школе... Муж сам в храм не ходит и против, чтоб мы в будние дни посещали храм. Что мне делать – вести детей в храм наперекор мужу или послушать его и не водить?
– В семейной жизни (даже странно, что мне приходится вас учить) все делается методом проб и ошибок. Вот вы, когда дома на стол накрываете, вилку кладете слева или справа? А если кладете справа, скандал бывает? Если бывает – кладите слева. Если никакой реакции – то как угодно можно класть.
Так и здесь.
– Батюшка, предположим, скандал бывает. Что теперь – перестать детей водить в храм?
– Разумеется, перестать водить в храм. Потому что скандал между отцом и матерью убивает в детях все благочестие. Хуже скандала между папой и мамой для деток вообще ничего на свете нет.
– А если тайком водить?
– Это лучше, чем идти наперекор, хотя тоже ничего хорошего в этом нет.
– Лариса из Луганска спрашивает: «Обязательно ли перед Причастием быть накануне на вечерней службе в храме?».
– Желательно, но не обязательно. Ведь для многих это невозможно ни при каких условиях.
– Из-за врачебной ошибки умер мой ребенок. Врачи сделали все, чтобы вину свалить на меня. Очень больно на душе. Хочется им сделать так же. Как правильно поступить в этой ситуации?
– Надо относиться к этому, как к стихийному бедствию. Отношение современных врачей к пациенту зачастую отличается от того, какое описывал Антон Павлович Чехов или показывали в советских кинофильмах. Надо расставаться с мифологическим сознанием.
Мне одна знакомая доктор сказала, что история болезни пишется для прокурора. Видимо, ее так научили в институте. То есть должно быть так, чтоб ни один прокурор в случае чего придраться не смог. Это не потому, что врачи злыдни, а потому, что врач поставлен в абсолютно непереносимые условия. Обвинять их у меня язык не поворачивается: конечно, среди них есть и подобрее, и позлее, ну а если откровенное хамло – надо на него обязательно жалобу написать.
– Ну что же, батюшка, будем учиться благодарить за все.
– Это наиважнейшая вещь, ибо быть все время в раздражении и злобе тяжело. Конечно, в том, что я сказал, мало утешения тому, кто потерял дитя, но лучше все-таки не отравлять память о своей деточке какими-либо дрязгами...
В гостях у святого СимеонаЧетыре десятка прихожан екатеринбургского Богородице-Владимирского храма (из них половина дети) провели предновогодние дни на земле праведного Симеона Верхотурского и священномученика Константина Меркушинского. 30–31 декабря Детский просветительский центр екатеринбургского храма
11 февраля – Собор Екатеринбургских святыхПотомственный священнослужитель Иоанн Львович Ситников по окончании Пермской Духовной семинарии был направлен в село Изъедугинское (Изъедугинское находилось на самом краю Пермской губернии, на границе между Шадринским и Ялуторовским уездом, дальше начиналась равнина, протянувшаяся на сотни и тысячи верст).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.