Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос–ответ: «Ничего не забывается так быстро, как современная история. Вроде бы возвращение Церкви мощей прп. Серафима Саровского было недавно. Но, к сожалению, я в то время мало интересовался Православием. Не могли бы вы рассказать, как это происходило».
Игорь, г. Пермь
О втором обретении мощей преподобного замечательно рассказал в 1991 году газете «Московский церковный вестник» Патриарх Московский и всея Руси Алексий II:
«Совершилось второе обретение святых мощей преподобного Серафима Саровского. Он вернулся к нам в дни, когда в обществе так много противоречий и противостояния, а в людях – нетерпимости и вражды, великую милость явил нам Господь – мощи Своего угодника. Прп. Серафим учил: «Стяжи в себе дух мирен – и тысячи спасутся вокруг тебя», приветствуя каждого в любое время года: «Радость моя, Христос Воскресе!» Его радость о Воскресшем Спасителе и особая евангельская любовь согревала всех приходящих к нему.
Промыслительно явление мощей преподобного в наше время, когда так необходимо растопить холод в сердцах людей. Это еще одно обращенное к людям напоминание о вечности и о том, что мир, рожденный от Святого Духа в сердце человека, будет распространяться и на окружающих его.
Прп. Серафим Саровский особенно близок сердцу верующего человека. Православным людям было трудно, невозможно свыкнуться с мыслью об утрате его святых мощей. Наверное, поэтому существовали различные предположения о том, что мощи где-то спрятаны, закопаны.
В 1920 году в городе Темникове Тамбовской губернии атеистами было совершено вскрытие вывезенных из Сарова святых мощей прп. Серафима. В составленном при вскрытии акте очень подробно описывались как сами мощи, так и то, во что они были облачены и на чем покоились.
Далее след вел в Москву, в Донской монастырь – в разместившийся там тогда музей атеизма, а затем терялся.
Как стало ясно теперь, из Донского монастыря мощи были перевезены в Казанский собор Ленинграда, в Музей истории религии и атеизма. Но, видимо, сразу после прибытия в музей они были укрыты чьими-то благочестивыми руками, потому что ни в каких описях и списках святые останки не числились.
Во время инвентаризации, проводимой в связи с решением о возвращении Русской Православной Церкви Казанского собора и выездом из него музея, святые мощи были найдены. Зашитые в рогожу, они лежали в запасниках музея, в одной из комнат бывшей ризницы, где хранились гобелены. Когда рогожу развернули, увидели мощи, надетые на руки рукавички, на одной из которых было вышито «Преподобне отче Серафиме», а на другой – «Моли Бога о нас». Утверждать, что это мощи Саровского чудотворца, основываясь только на этой надписи, было нельзя. Поэтому мы нашли акт и документы вскрытия мощей в 1920 году.
В одном из этих документов говорится, что мощи изъяты из монастыря для их уничтожения или экспозиции в музее. То есть угроза уничтожения святых мощей преподобного Серафима была вполне реальна. Но Промыслом Божиим зло было обращено во благо, и все устроилось так, что руками безбожников был составлен документ, очень подробно описывающий мощи преподобного после их вскрытия в 1920 году.
Специальной комиссией было установлено, что мощи, обретенные в Казанском соборе, полностью соответствовали описанию мощей прп. Серафима Саровского.
Когда не осталось никаких сомнений в подлинности святых мощей, они были торжественно водружены в Троицкий собор Александро-Невской Лавры и открыты для поклонения. Месяц спустя, в феврале, мощи были перевезены в Москву, в Богоявленский собор. Как только мощи прп. Серафима были обретены, стало ясно, что нужно переносить их в Дивеево. Сам преподобный незадолго до своей кончины в беседах с Н.А. Мотовиловым говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. После кончины и последовавшего в 1903 г. прославления, мощи преподобного, конечно, оставались в Саровской Пустыни. И только сейчас сбывается это пророчество дивного старца.
При решении вопроса о перенесении святых мощей преподобного Серафима возникла идея Крестного хода из Москвы в Дивеево. Но для его осуществления потребовалось бы два месяца. Крестный ход может пройти в день не более 15 километров. Это означает, что через каждые 15 километров необходимо устраивать палаточные городки и пункты питания. Кроме того, мы не могли на целый месяц закрыть движение по трассе, которая ведет на Нижний Новгород и Казань. Поэтому Священный Синод решил вопрос о перенесении мощей иначе. 22 июля 1991 г. в Богоявленском Патриаршем соборе совершилось торжественное Всенощное бдение, а на следующий день, 23 июля, – Божественная литургия и молебен. В этот день Москва прощалась с мощами прп. Серафима. После молебна Крестный ход проследовал к церкви Никиты-Мученика. Оттуда уже на машине рака с мощами преподобного направилась в город Вознесенск (ныне Ногинск) Московской области, а затем через Орехово-Зуево, Владимир, Нижний Новгород и Арзамас – в Дивеево. Во всех этих городах за два-три километра от собора мощи встречал Крестный ход. Затем они вносились в храм и оставались там до следующего дня.
Наша Церковь прошла через тяжелые испытания, сотни тысяч мучеников и исповедников засвидетельствовали верность святому Православию своей кровью. Но и сейчас мы переживаем нелегкое время. Хоть и открываются храмы, постепенно возобновляется духовная жизнь – это обновление вынуждено бороться с бездуховностью и холодностью, в которых мы находились в течение десятилетий.
В это смутное время Господь укрепляет нас. Возвращаются святыни, среди которых – мощи благоверного князя Александра Невского, святителей Питирима Тамбовского, Иннокентия Иркутского, Иоасафа Белгородского, преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Особое место занимает обретение мощей прп. Серафима Саровского…»
Молитва преподобному Серафиму Саровскому
Преподобне отче Серафиме, любовию Божественной исполненный, любви Божественной непрестанный служителю, любимче Матери Божественной Любви, услыши мя, малолюбящего и многоогорчающего тя.
Даждь и мне быти ныне усердным служителем благодатной любви.
Той убо любви, яже долготерпит, не завидует, не превозносится, милосердствует, не гордится, не бесчинствует, не ищет сил своих, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит, всему веру емлет, вся терпит, яже николиже отпадает!
Сия любви служителем быти мне и всем моим присным, и зидемым, и другом умоли Любовь изначальную, да послужив любовию Ей на земли, твоим ходатайством, молитвами Богородицы и всех святых достигну царства любви и славы, и света, и припаду к стопам Владыки моего, давшего нам заповедь об истинной любви.
Отче любящий, не отрини мольбы сердца, любящего тя, и о прощении моих грехов любящего Бога умоли.
Помози нам нести тяготы друг друга, не делать другим, чего себе не хотим, вся любовию покрывать, и с сердечною песнию любви окончив земную жизнь, начать с нею же радостно вечную жизнь в стране истинной любви.
Помолись за нас, отче, нами любимый, отче, любящий нас!
Аминь.
В старинном городе Екабпилсе, в прошлом именуемом Якобштадт, пребывала драгоценная святыня латвийской земли – чудесно обретенная чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая по месту нахождения Якобштадтской. Икона эта, единственная прославленная чудотворная в Латвии
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.