Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (706) → Митрополит Морфосский Неофит: «Православие – наше общее вселенское дело»

Митрополит Морфосский Неофит: «Православие – наше общее вселенское дело»

№1 (706) / 1 января ‘13

Беседовал Александр ГатилинАрхипастырь

У нас в гостях митрополит Кипрской Православной Церкви владыка Неофит.


– Владыка, что Вас привело в Россию?

– Мы приехали по приглашению игумена Киприана на фестиваль «Лучезарный ангел». Игумен Киприан много занимается вопросами культуры, и меня пригласили выступить на тему святости и способов ее изображения в кинематографе.

– Очень интересная тема. Если можно, несколько примеров для наших зрителей. О чем Вы рассказывали?

– Россия – это особый случай, это страна, которая смогла превратить роман западного типа в православный роман, и хорошим примером здесь может быть Достоевский. Можно привести пример Андрея Тарковского, великого русского режиссера, у которого учатся многие греки. В современную эпоху, в XXI веке, человек подвергается очень большой опасности, выходя в интернет, где расставлено множество ловушек. Православная Церковь должна помогать людям, предлагая фильмы нравственного, духовного содержания. Эта ответственность лежит на всех православных.

Я очень рад, что мне представилась возможность познакомиться с кинематографистами, сценаристами, режиссерами, которые в художественных произведениях, документальных фильмах, иногда даже в мультфильмах показывают именно то, что ценно в Православии.

Очень хороший пример – фильм «Остров», его очень любят на Кипре. Я желаю, чтобы таких примеров было еще больше. Хотелось бы, чтобы было много документальных фильмов о святых XX века, о людях, с которыми мы лично могли встречаться на Афоне в Греции, на Кипре. Хорошим примером может служить документальный фильм, снятый под духовным руководством игумена Киприана, он посвящен известному святогорскому старцу Паисию.

– Вы сказали, что необходимо предлагать фильмы, которые действительно достойны того, чтобы их посмотреть. Таких в России наберется, может быть, десять, двадцать. А что Вы можете сказать о фильмах, сделанных не в России? Известен замечательный режиссер, близкий друг Андрея Тарковского, Тео Ангелопулос, недавно трагически ушедший из жизни. Фильмы каких еще режиссеров Вы могли бы посоветовать нашим зрителям посмотреть?

– Тео Ангелопулос снял замечательные фильмы, но во всех его творениях чувствуется влияние не столько православного богословия, сколько общих западных течений. Из нынешних греческих режиссеров я бы назвал Ганотиса. Он создает очень интересные фильмы, с точки зрения не православного поиска, но онтологического поиска смысла жизни.

Мне кажется, что современных греков тяготит груз современной греческой истории, и этот груз не дает им возможности думать как богословам.

Есть очень интересный греческий фильм «Константинопольская кухня», в русском прокате – «Щепотка перца». В этом фильме рассказывается о сложных отношениях между греками и турками на примере истории изгнания греческих беженцев из Константинополя. Народы, у которых есть исторические раны, очень зависят от своего исторического прошлого; это касается и греков, и киприотов. В их искусстве всегда видна их национальная боль.

Однако сейчас мы переживаем эпоху глобализации. Сейчас молодые ребята ищут смысл жизни и смерти, и в связи с этим Церковь и режиссеры, которые трудятся для поддержки Церкви, несут большую ответственность перед этими молодыми ребятами. Именно поэтому мы приехали на фестиваль в Москву.

Из документального фильма «Старец Паисий Святогорец», режиссер Наталья Гугуева:

– Гора Афон – это особое место, которое, по Преданию, находится под Покровом Пресвятой Богородицы. Афон расположен на восточном выступе полуострова Халкидики, окруженного Эгейским морем. Гора Афон – самая большая гора на полуострове, которая возвышается более чем на 2000 м над уровнем моря. Святой Афон – единственная в мире монашеская республика с тысячелетней историей, здесь день и ночь совершается непрестанная молитва о всем мире. По Преданию, всякий оказавшийся на этой земле попадает под особое попечение Божией Матери, Которая ходатайствует об этом человеке пред Богом. С древних времена на Афоне подвизается множество духовных старцев, мужей особой силы духа, соединяющих в себе простоту и глубокое видение смысла земной жизни; они отвлеклись от суетного и многомятежного мира, выбрали путь отшельничества, молчания и молитвы. Многие из них получили дары пророчества, исцеления, различения добра и зла, они стали искусными вождями для тех, кто пытается разобраться в происходящем в современном мире, в своей жизни, в своем сердце, для всех, кто нуждается в духовной поддержке.

– Остановимся на сложных отношениях между народами. Насколько я знаю, Ваша епархия включает в себя территории Кипра, оккупированные турками. Какова сейчас ситуация?

– Кипр находится в Восточном Средиземноморье, греки живут на острове больше тысячи лет. До 1974 года подавляющее большинство жителей Кипра составляли православные греки. 15 июля 1974 года греческое правительство (тогда правительство диктаторов) совершило государственный переворот против законного президента Кипра архиепископа Макария. И турки воспользовались этой ситуацией и вторглись на Кипр. Поныне половина территории Кипра оккупирована Турцией, 80% исконного населения Кипра сейчас находятся в статусе беженцев. У нас до сих 2000 пропавших без вести после этой войны. Мы 38 лет живем в такой ситуации. 18 % населения на 1974 год составляли турки, и Турция в качестве предлога для вторжения выдвинула глупую мысль, что эти турки могут пострадать от нас, греков. А за эти 38 лет турецкое правительство привезло столько своих подданных на захваченные территории, что исконное население – турки-киприоты – покидает свои места и уезжает жить за границу, в Англию и другие страны Западной Европы. Можно сказать, что Кипр сейчас «отуречился». Недавно, как вы знаете, в море недалеко от Кипра были обнаружены месторождения нефти, природного газа (это между Кипром и Израилем). Когда турецкая сторона об этом узнала, она запретила разрабатывать эти месторождения, потому что мы хотели обратиться и к Российской Федерации за помощью в их разработке. Нам пригрозили, заявив, что если мы начнем разрабатывать эти месторождения, то турки совершат второе вторжение.

Наши храмы на захваченной территории частью разрушены, многие превращены в мечети, а часть – в загоны для скота. Сейчас на турецкой части Кипра из 500 храмов, которые там были, службы совершаются только в трех, и действует только один монастырь Святого Андрея. Туда приезжает очень много русских паломников, в этом монастыре служит один-единственный священник, и он окормляет добровольных заключенных, так называются монахи, которые отказались покидать захваченную территорию и не могут выходить за пределы своих жилищ.

Как вы понимаете, под угрозой находится наша история – православная, церковная история Кипра. Нам не позволяют развиваться так, как бы мы этого хотели, и будущее представляется нам очень темным. Роль Кипрской Церкви не только религиозная, этой Церкви уже 2000 лет, она была основана во времена апостолов. Греческая Церковь была инициатором создания школ, образования на Кипре, когда еще не было кипрского государства. Самым известным президентом Кипра был архиепископ Макарий. Всегда к нашей Церкви с большим уважением относились и миряне, и политические деятели. У нас на Кипре Церковь отделена от государства.

– Как раз хотел спросить, как строится взаимодействие с государственными органами власти?

– В социальной сфере у нас есть сотрудничество с государственными органами. Например, какие-то социальные дома очень бедные или епархии, где очень мало денег, – их финансируют по специальным правительственным программам. Конечно, сотрудничаем в сферах культуры, защиты окружающей среды. Поскольку нашей Церкви 2000 лет, у нас есть много памятников, которые охраняются не только Церковью, но и государством. Однако справедливости ради нужно отметить, что все предыдущие архиепископы Кипра позаботились, чтобы Кипрская Церковь была самодостаточной с экономической точки зрения.

Наверное, не многие знают, что архиепископ Макарий в 1972 году начал миссионерскую деятельность в Кении. И сейчас у нас есть 5 священников-киприотов, которые работают в Кении, они относятся к Александрийскому Патриархату. Мы содержим семинарию – школу для чернокожих священников в Кении, и таким образом распространяем Православие и на черном материке.

Каждый архиепископ Кипра или митрополиты могут выражать свое несогласие с государством, и это, к сожалению, случается нередко. Однако это очень плодотворный опыт, который помогает нам создавать здоровое государство. Церковь не от мира сего, она должна сохранить свое особое положение и никогда не должна отождествляться с государством.

– Если можно, какой-нибудь пример приведите, когда Церковь высказывала свое особое мнение по вопросам развития общества.

– Хороший пример – попытка государства ввести микрочипы, которые должны были сопровождать национальные идентификационные карточки. С помощью этого чипа можно было контролировать все личные данные каждого гражданина Кипра. Церковь, едва узнала об этих попытках, возложила на двух епископов обязанность выступить в парламенте, и они выступили, доказав, что микрочипы нарушают свободу человека, его права, и правительство вынуждено было отказаться от этого нововведения. Еще была история с международной проституцией, когда женщины из многих стран мира переправлялись через Кипр. Когда мы об этом узнали, Церковь сразу обратилась в правительство, и правительство приняло меры, чтобы пресечь такой трафик.

И еще. Каждый раз, когда правительство предлагает различные пути решения кипрского вопроса, Церковь может выступать со своей точкой зрения.

– Как влияет Евросоюз на жизнь на Кипре? Вы видите больше позитивных последствий или же много негатива?

– Влияние Европы на Кипр началось не сейчас, это очень давняя история – с 1190 года Кипр попадает под влияние Западной Европы. 250 лет кипрской истории – это история франкократии, еще восемьдесят лет венетократии, потом у нас было еще 300 лет турецкого владычества, затем примерно 80 лет англократии. Мы освободились только в 1960 году. Роль Церкви была первой, потому что именно Церковь организовала освободительное движение.

Влияние Европы на Кипр иногда было положительным, иногда отрицательным. Хотите, расскажу о положительном влиянии? Англичане помогли нам создать очень хорошо организованное государство, французы помогли нам в свое время следить за основными европейскими течениями, когда европейцы начали оказывать влияние на весь остальной мир. То, что в России происходило после реформ Петра I, на Кипре происходило еще в XIII веке, поэтому характерная черта киприотов – практичность, способность к торговле и восточная религиозность, здесь мы очень похожи на русских. Киприоты и русские – это главные паломники мирового масштаба, вы знаете, на Кипре очень много русских живет.

В своей епархии я строю монастырь, где будет жить русский архимандрит, и этот монастырь будет посвящен святому Серафиму Саровскому. Киприоты всегда открыты для иностранцев, а если иностранец еще и православный, они чувствуют себя еще более свободными.

– Вы сравнили два наших народа, но не могу не спросить: по социологическим опросам, 80 % жителей России считают себя православными людьми, и те же опросы показывают, что только 10 % посещают службы, причащаются. Существует ли такое же расслоение на Кипре?

– Опросы – очень относительная вещь. Европейский Союз проводил подсчеты на Кипре, в Греции и в Польше. Оказалось, Кипр занимает первое место по степени религиозности. На очень многих русских паломников производит впечатление, сколько церквей мы строим на территории Кипра, хотя среди граждан Кипра нас не так много.

Поскольку кипрский народ с 1974 года переживает трагедию, можно сказать, что замечается возвращение людей в Церковь. Например, больше людей постится, исповедуется, и при этом чаще всего молодежь исповедуется, люди начали чаще, регулярнее причащаться.

Есть и проблемы. Например, в воскресенье после службы собрание молодежи можно было бы проводить. Но молодежь в субботу вечером обычно развлекается, ходит по дискотекам, по клубам, так что в воскресенье утром они никак не могут прийти в церковь. Некоторые епископы, я в том числе, выходят из этого положения так: мы получили разрешение построить небольшие храмы внутри школ, и так Божественная литургия становится частью жизни школьников. Конечно, если кто не хочет ходит, он может об этом сообщить.

Да, я забыл сказать еще об одной очень важной вещи – среди монахов и монахинь много выходцев с Кипра. Если вы поедете на Афон, то увидите, что там много киприотов. И в других странах мира, например, в Англии в Эссексе много кипрских монахов, в Палестине есть и монахи, и монахини, и наши монастыри на территории Кипра сейчас, слава Богу, в расцвете. Хотя конечно, лучшее – враг хорошего, для нас очень важно научиться любить и прощать.

– Вы сказали удивительную вещь, что у вас есть возможность строить часовни в школах, – в России это очень сложно представить. А в чем еще проявляется доброе взаимодействие с государственными структурами? Например, присутствуют ли священники в армии?

– Да. Есть специальный военный отдел, возглавляемый архимандритом, окормляющий военнослужащих срочной службы. В некоторых епархиях митрополиты направляют священников для работы в школах – они приходят туда очень часто, чтобы исповедовать учеников или вести с ними духовные беседы. Такая работа приносит очень хорошие плоды.

В больших больницах у нас тоже есть часовни – либо в самой больнице, либо на ее территории, и эти часовни окормляются священником, который помогает больным. Например, сейчас в Никосии в одной частной клинике обсуждается возможность строительства храма, посвященного святому Луке Крымскому.

– Насколько я понимаю, и с заключенными работают священники?

– Да, я лично десять лет был ответственным за работу с заключенными. После этого служения я сам получил много полезного. У нас сейчас три священника занимаются работой с заключенными, являются их духовниками. Но, знаете, мы же православные, и для нас очень важна личность священника, то, как он разговаривает, что он говорит. Сейчас для нас самое важное – не организация новых социальных или церковных структур, а появление людей, которые могут отдавать себя, свое сердце служению Господу и людям. Потому что если что-то исходит из твоего сердца, оно попадает в сердце другого человека, другого пути нет.

Перед нами три первостепенные задачи. Во-первых, дать человеку понятие о вере Православной, истинной. Второе – научить людей каяться, потому что покаяние очень важно. И третье – объяснить значение регулярного участия в церковных таинствах.

– Владыка, в завершение программы расскажите об основных святынях Кипра.

– Начну с самого трагического случая – с могилы апостола Варнаду, Варнавы: она находится на оккупированной турками территории, но русские паломники туда часто ездят. На территории свободного Кипра это чудотворная икона Богородицы Киккской. Все русские паломники обязательно поклоняются этой иконе. Еще вторая могила и мощи святого Лазаря в Ларнаке, мощи святого Киприана и Иустина в деревне Менико, в моей епархии. Туда тоже ежедневно приезжает множество русских паломников. Есть честной крест в монастыре Ставровуни, самом большом мужском монастыре Кипра, есть очень много чудотворных икон Богородицы. У нас есть множество могил, мощей местных святых на территории всего Кипра. Именно поэтому историки издревле называли наш остров островом святых.

– Владыка, насколько мне известно, Ваш предыдущий приезд в Россию был связан как раз с принесением одной из кипрских святынь, я не ошибаюсь?

– Да, я привозил сюда мощи святого Киприана; он был, правда, все-таки не кипрским святым, он родом из Антиохии, но его мощи уже 700 лет находятся на Кипре. Тогда меня пригласил сюда действительно святой человек – Патриарх Алексий, и мы привезли эти мощи в Зачатьевский монастырь, где игумения – мать Иулиания, если не ошибаюсь, внучка новомученика. На днях мы были в этом монастыре, и я был поражен, как они могли за такой короткий срок построить прекрасный храм в центре Москвы. Мы в прошлый приезд ездили в Дивеево, в монастырь преподобного Серафима Саровского, и видели исключительную матушку – игумению Сергию. Это, конечно, величайший православный монастырь. Сейчас Русская Церковь переживает подъем, и мы, киприоты, это чувствуем и радуемся, потому что Православие – не национальное дело только русских или киприотов, это вселенское дело.

– Владыка, спасибо за беседу. Что Вы можете пожелать нашим телезрителям?

– Я бы хотел пожелать, чтобы Православие в России развивалось, поднималось еще выше и распространялось по всем четырем сторонам света, потому что, как я уже сказал, Православие – наше общее вселенское дело, и Россия сейчас может помочь в динамичном его распространении во всем мире. Пусть русские братья наши больше доверяют Церкви, и впоследствии они могут помочь другим православным народам продолжить то дело, которое начала Церковь до 1917 года. В содействии со Вселенским Патриархом и с остальными Православными Церквами, я надеюсь, мы сможем соответствовать роли, которую на нас возлагает история.


Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.30, 20.30, среда 02.30

 
Церковный календарь

Смирение сердца вырабатывается послушанием

Протоиерей Евгений Попиченко

8 января – Собор Пресвятой Богородицы На следующий день после Рождества Христова мы вспоминаем тех, кто непосредственно участвовал в осуществлении Божественного замысла, Пришествии Богочеловека в мир.

 
Интервью

Микеле Плачидо: «Не стоит иметь целей, жизнь все сделает сама»

Мария Заостровных, Екатеринбург

Дорогой пиджак, вязаный шарф, теплые штаны и кроссовки – вот в таком виде предстал перед уральской публикой «комиссар Каттани». В рамках Фестиваля семейных фильмов «В кругу семьи» Урал посетил Микеле Плачидо – итальянский актер и режиссер, знакомый русским зрителям по роли комиссара Каттани в сериале «Спрут».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс