Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (705) → По Закону Господню

По Закону Господню

№48 (705) / 17 декабря ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургЧитаем Ветхий Завет

О том, кому и как Бог открывает свою волю

Валаам идет, потому что ангел велит ему идти, хотя, может, он смирился и признал, что нечестива его попытка сделать что-то ради мзды. Валаам приходит к Валаку, тот приглашает его взойти на высокую гору, «на высоты Вааловы» и с этой высокой горы проклясть израильский народ, который станом стоит у подножья. Валаам собирается проклинать, но, по действию Духа Божия, из его уст исходит благословение. Валак возмущен, он переводит Валаама на другое место, на вершину горы Фасги, но получается то же самое. Так случается и в третий раз.

Одно из пророчеств Валаама читается как предуготовительное чтение Священного Писания, как паремия накануне Рождества Христова. Это место, где говорится, что восходит звезда от Иакова, восстает жезл от Израиля, то есть предсказание о Вифлеемской звезде и о том, что, как говорится в пророчестве, «вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко» – он, вдохновленный Духом Божиим, видит время Пришествия Христа.

Даже человеку, который не принадлежит народу Божию, да еще и обременен страстью сребролюбия, даже ему, по действию Духа Божия, может быть открыта великая тайна, скрытая от очень многих гораздо более праведных людей, – тайна Воплощения Бога.

Это тоже не случайно. Бог показывает израильскому народу, что именно в нем чаяние, спасение всех народов земли, что судьба народа неразрывно связана с судьбой всего человечества и на самом деле обещанный Спаситель, Мессия есть не только Спаситель этого народа – он ожидается всеми народами земли, так что пророчество о явлении Христа среди израильского народа может быть открыто и им.

Собственно говоря, поэтому не надо смущаться тем, что у разных народов мы находим свидетельства о смерти, Воскресении, о явлении Бога, Который воскреснет, Который спасет – не потому, что тема воскресения или спасения так называемый бродячий сюжет, а потому, что Бог всем народам открывал тот факт, что спасение грядет и оно в Том, Кто сможет воскреснуть, – Кто смог преодолеть смерть, и будет Спасителем и человечества вообще, и каждого народа в отдельности. То, что открыто в Священном Писании, нельзя ограничивать рамками одного народа, христианство всечеловечно, универсально.

Совсем не случайно Православная вера в богослужебных, богословских текстах называется верой кафолической, вселенской – охватывающей все человечество.

И действительно, когда видишь, как на какой-нибудь великий праздник православный съезжаются люди из разных государств, представители разных народов, но все они православные, все совершают Божественную православную Евхаристию, понимаешь: весть о Христе открыта всем народам земли.

Итак, Валаам произнес вместо проклятья благословение, но, по комментариям апостола Петра, он не мог на этом успокоиться, даже движимый Духом Божиим, – сердце его по-прежнему обременено сребролюбием, оно жаждет денег. Апостол говорит, что потом произошло событие очень грустное: Валаам, как человек мудрый (зная немощь человеческую, возможно – как нам дает понять апостол Иоанн – пытающийся служить не только Богу, но и кому-то еще), дает Валаку совет, как одолеть народ израильский. Он предлагает Валаку выпустить к израильскому народу женщин. Валак следует его совету, и в стане израильском началось массовое прелюбодеяние: в этом народе запрещено по закону вступать в брак с другими народами, но люди эти, пришедшие завоевывать землю, увидев красоту моавитянок, забыли о той задаче, которую на них возложил Бог.

Как только начался грех среди израильского народа, казнь Божия обрушилась на стан израильский, и люди стали умирать. Прекратилась смерть благодаря священнику Финеесу: застав сородича за совершением греха, он взял копье и пронзил обоих – и сородича, и женщину. И в этот самый момент истребление народа прекратилось. Священное Писание такую ревность возносит – за этот поступок все потомки Финееса стали первосвященниками.

Нам же важно другое. Действительно, весь Ветхий Завет пронизан очень глубоким представлением, что грех есть смерть, а смерть заразна, что к смерти и, следственно, ко греху нельзя относиться равнодушно, что сам грех должен вызывать у нас чувство неприязни. И когда человек именно так реагирует на грех, это благо для всего народа. Именно равнодушие к человеческому греху губит в конце концов и израильский народ, и все человечество – и нас с вами.

Моавитяне все-таки были завоеваны, и израильский народ подошел к реке Иордан.

Здесь происходит чудо, соразмерное тому, что произошло, когда израильский народ выходил из Египта: на глазах у всего народа, когда священники, несущие ковчег, входят в реку, вода уходит, и по сухому руслу народ переходит реку Иордан и становится станом напротив города Иерихона. Это чудо совершено, во-первых, чтобы показать всем народам Палестины, что идет не просто кочевое племя, идет народ, среди которого шествует Бог. Это нужно и самому народу, чтобы не видевшие чудес, совершенных Богом в Египте, утвердились в вере, чтобы сделали то, что от них требуется в Земле Обетованной. Вот для этого происходит чудо.

Накануне перехода через Иордан происходит настолько важное событие, что ему посвящена целая книга Пятикнижия Моисеева – Второзаконие. Моисей не войдет в Землю Обетованную, он останется со своим народом, который погиб в пустыне, таков его удел. И Моисей, зная, что не войдет в Землю Обетованную, перед тем как умереть, дает последний наказ израильскому народу. Он восходит на гору и начинает произносить слова Закона, как бы возобновляя Завет.

Дело в том, что при Синае Бог вступил с народом в Завет, но тех людей уже нет – прошло сорок лет, они умерли; надо восстановить Завет с их детьми, которые стали мужчинами, им надо напомнить, что требует от них Бог. Этому посвящена Книга Второзаконие: второй раз от Лица Бога Моисей произносит слова благословения и проклятия, он учит народ жить по Закону Бога. Это краткое изложение всего, что требует от израильского народа Бог.


Смотрите программу «Читаем Ветхий Завет» на телеканале «Союз»: пятница 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Исследуйте писания

Кто побеждает мир

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О Духе, воде и крови Вера не есть некая убежденность, логически обоснованная. Человек верует потому, что он рожден от Бога, он победит мир и, умирая с верой, засвидетельствует, что рожден от Бога, что он есть сын Божий. Да, комочек плоти, умирающий от рака или от ран, перед смертью свидетельствующий о своей вере, есть сын Божий.

 
Паломничество

Верхотурье глазами Прокудина-Горского

31 декабря – празднование святому праведному Симеону Верхотурскому Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 1863 г., по всей вероятности, в городе Муроме, Владимирской губернии. Учился в Технологическом институте в Петербурге, получил, вероятно, химическое образование.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс