Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
О Духе, воде и крови
Вера не есть некая убежденность, логически обоснованная. Человек верует потому, что он рожден от Бога, он победит мир и, умирая с верой, засвидетельствует, что рожден от Бога, что он есть сын Божий. Да, комочек плоти, умирающий от рака или от ран, перед смертью свидетельствующий о своей вере, есть сын Божий. Об этом никто не знает, может быть, кроме священника, принимающего последнюю Исповедь, или случайно оказавшегося рядом собрата по вере, который видит, как он крестится в последний раз; а умирающий видит открывающийся ему невидимый прежде Небесный мир – ангелов, святых, Матерь Божию и возлюбленного Христа, Которым, как оказывается, он жил. Он потому сохранил веру, что рожден от Бога. Не потому, что он силен или слаб, велик или невелик, а просто Бог благоволил в купели Крещения, рождения от воды и Духа родить в этом человеке Своего сына, сделать его сыном Божиим. И всякий, кто сохранил веру до конца, несомненно, от Бога рожден; этим утверждением он и обличает, и ниспровергает мир, и торжествует победу над этим миром.
Читая отрывок из Иоанна Богослова, мы встречаем еще одно интересное свидетельство: «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и Кровию и Духом, не водою только, но водою и Кровию, и Дух свидетельствует о Нем потому, что Дух есть истина, ибо три свидетельствует на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: Дух, вода и Кровь; и сии три об одном». Не случайно богословское сочинение епископа Кассиана, посвященное Евангелию от Иоанна, так и называется «Водою и Кровью и духом». Как три свидетельствуют на небе – три лица, три ипостаси Святой Троицы, так и три на земле свидетельствуют о том же – о спасении, о явлении в мир Спасителя и о спасении, свершенном на земле, то есть о спасении человека, и эти три: вода, кровь и Дух.
Почему об этом свидетельствует Дух, и от Духа все? Христос зачат во чреве Девы Марии Духом Святым и живет им как Человек по Человечеству Своему, живет Им до самого Своего Воскресения; Духом Святым, Которого Он имеет как Сын Божий, воскресает на третий день, Им Он крестится в водах, принимая на себя по воле Святого Духа грехи всего человечества, Им живет, свидетельствует, проповедует, творит чудеса, воскрешает мертвых. И слова Его, как Он говорит и как свидетельствует слушающий Его, есть явление Духа и силы, и никто не может Ему ничего сделать – слов, с такой силой, с такой очевидностью произнесенных, никто никогда не высказывал, Дух глаголет через Иисуса Христа, свидетельствуя слова жизни.
Но Христос пришел пришел водою – из воды Он выходит на проповедь, в ней Он принимает на себя грехи человеческие и водой же дает очищение их. В Крещении и на молитве перед освящением воды всегда говорится, что этой воде и купели Господь Духом Святым подал благословение Иорданово, чтобы все грехи человека были через воду силой Святого Духа восприняты Иисусом Христом. Он берет их на Себя, очищая человека от грехов. Вода на языке Священного Писания есть символ, образ явления Святого Духа. Это вода жизни, как благодать Святого Духа: эту воду обещает подать Христос всем верующим в Него – воду обновления, возрождения, после которой человек никогда не будет жаждать, воду жизни вечной. Через воду восстанавливается человек, в воде он возрождается и вода, как вечная жизнь, будет непрестанным потоком струиться через него, питать его и через него все творение.
Не только водою, но и кровью приходит Христос: Он приходит страдать, умереть. Это важнейшая цель Его прихода на землю. Он проливает кровь, скорбит все годы своего земного бытия, в таинстве Своей Крови созидает Новый Завет, устанавливая таинство Евхаристии, и в Крови Своей заключает Новый Завет человека с Богом; с этой Кровью он вступает, как говорит апостол Павел в Послании к Евреям, в Небесную скинию, и этой Кровью, подаваемой в таинстве Евхаристии, Он очищает грехи, убеляет душу человека, возрождая его к жизни.
Все это действует во Христе, через это действует Христос, и поскольку возрождаемся мы все во Христе, то эти три таинства, три необходимых условия для возрождения человека относятся и к нам. Мы возрождаемся в Духе через таинство Миропомазания, и цель христианской жизни – стяжание Святого Духа.
Мы возрождаемся от воды в таинстве Крещения и всю свою жизнь живем в покаянии, в постоянном утверждении себя в том обете, клятве, движении нашей воли, ума и сердца, с которыми мы вошли в купель: отбросить ложь, зло, грех этого мира, никогда не позволить ему снова овладеть нами.
Для этого и пребывает человек в непрестанном покаянии и непрестанном плаче, видя свою немощь и постоянное вторжение греха. Поэтому вся жизнь человека становится как бы купелью, в которой он все глубже и глубже утверждает себя в благодати Крещения, все глубже и совершенней очищает себя от всех грехов именно водой, ставшей для него гробом, в котором он умирает для жизни по закону этого мира.
Каждый человек возрождается Кровью Христовой в таинстве Евхаристии, каждый раз умирая и воскрешаясь в таинстве Евхаристии вместе со Христом. Человек должен стать жертвой за жизнь мира. Он должен, причастившись Тела и Крови Христовых, выйти в мир, чтобы продолжать дело Иисуса Христа на земле благодатью, любовью, жертвенностью живущего в нем Христа. Человек должен так же служить этому миру, умирать за него в делах добродетели, в молитве, в плаче за него, в служении ему, в слове проповеди ему, в деле, к которому он призван.
Благодать Святого Духа в трех этих таинствах и доказывает, показывает, что все необходимое для спасения человека Христос совершает посредством Духа, воды и Крови, что без них созидание человечества вообще и каждого человека в отдельности попросту невозможно.
– Скажи, пожалуйста, что тебе помогает в твоей борьбе? Ведь идет информационная война, ты – ее боец на передовой. – Это громко сказано.– Это так и есть. Что тебе помогает в этой борьбе? Ведь вокруг тебя подчас даже твои коллеги не бывают твоими единомышленниками.
О том, кому и как Бог открывает свою волю Валаам идет, потому что ангел велит ему идти, хотя, может, он смирился и признал, что нечестива его попытка сделать что-то ради мзды. Валаам приходит к Валаку, тот приглашает его взойти на высокую гору, «на высоты Вааловы» и с этой высокой горы проклясть израильский народ, который станом стоит у подножья.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.