Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (705) → Верхотурье глазами Прокудина-Горского

Верхотурье глазами Прокудина-Горского

№48 (705) / 17 декабря ‘12

Паломничество

31 декабря – празднование святому праведному Симеону Верхотурскому

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 1863 г., по всей вероятности, в городе Муроме, Владимирской губернии. Учился в Технологическом институте в Петербурге, получил, вероятно, химическое образование. После этого он еще в течение двух лет продолжил образование в Германии. Здесь он знакомится с работами немецкого химика А.Мите (Miethe) по цветовоспроизведению. С этого времени он увлекается фотографией и начинает исследования в новой области – цветной фотографии.

В 1902 г. С.М. Прокудин-Горский сделал первое сообщение о способе получения цветных фотографий. В 1903 г. он опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами», а в январе 1905 г. на собрании фотографического отдела Императорского Русского Технического общества (ИРТО) он «ознакомил собрание со своими работами по цветной фотографии, проводившимися им в течение 3-х последних лет в Берлине в лаборатории профессора Мите и в С.-Петербурге. Затем докладчик показывал около 70 сделанных им снимков за границей и у нас в России. В числе их были весьма различные по колориту и содержанию. Так, например виды Дагестана и Кавказа, осенние виды Финляндии, зимние пейзажи, жанровые картины, эффекты заходящего солнца и др. Снимки поражали верностью передачи ярких красок природы, вызывали долго не смолкающие аплодисменты и возгласы одобрения среди присутствующих».

В 1909 году работа С.Прокудина-Горского привлекает внимание Великого князя Михаила Александровича, и тот способствует представлению фотографа Николаю II. 3 мая 1909 г. Прокудин-Горский демонстрировал цветные фотографии Императору. Его работы вызвали большой интерес у Николая II, и Прокудин-Горский смог получить официальную поддержку для своего грандиозного замысла: «Запечатлеть все достопримечательности нашего обширного Отечества в цветах» (поддержка была организационной и не предусматривала предоставление денег). Задумано было сделать около 10000 фотографий, на которых должны были быть показаны достопримечательности всей России от западных границ до Тихого океана.

В 1909–1912 гг. фотограф совершил поездки по разным районам Российской империи (Мариинская водная система, Верхняя Волга, Урал, Западная Сибирь, Кавказ, Средняя Азия).

В Верхотурье фотограф побывал в конце августа – начале сентября 1909 г. (по старому стилю). Конечно, сделать все эти фотографии за одну поездку было физически невозможно. Можно говорить, по меньшей мере, о четырех поездках Прокудина-Горского по Уралу (одна из них также с посещением Западной Сибири)

Одна из них началась в Перми, продолжилась в Екатеринбурге. Отсюда С.М. Прокудин-Горский совершил поездки на Чертово городище, в Каменск-Уральский, потом поехал (очевидно, по железной дороге) в Верхотурье, сделал там фотографии, а на обратном пути в Екатеринбург сфотографировал Кушвинский завод, Нижний Тагил, Березовский завод.

В отличие от всех остальных городов и селений, которые посетил С.М. Прокудин-Горский в поездку 1909 года, Верхотурье не промышленный или торговый центр. Этот город интересен другим: своей историей (это самый древний город на Урале, основанный в 1598 г.), архитектурой, православными святынями.

Несомненно, далеко не последнюю роль в том, что С.М. Прокудин-Горский приехал сюда, сыграло и следующее обстоятельство. В окрестностях Верхотурья, в Больше-Актайском скиту жил монах Николаевского монастыря – старец Макарий, которого называл своим наставником Г.Е.Распутин. С.М. Прокудин-Горский съездил и в этот скит и там сделал фотопортрет старца Макария. (Заметим, что позже, в 1912 г. С.М.Прокудин-Горский сфотографировал также село Покровское на реке Туре – родину Распутина.)

К очень большому сожалению, все фотографии Верхотурья известны только в черно-белых копиях.

Николаевский мужской монастырь был основан в 1604 г. иноком Ионой. Через 100 лет, в 1704 г. произошло очень важное событие в истории монастыря – перенесение сюда из села Меркушина мощей св. Симеона Верхотурского. После этого монастырь стал широко известен. В XIX – начале XX в. сюда уже приходили паломники со всей России.

В 1905 г. в монастыре началось строительство грандиозного Крестовоздвиженского собора по проекту пермского архитектора А.Б.Турчевича (утверждают, что этот храм равен по величине храму Христа Спасителя в Москве и уступает только Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге.) Освящение главного храма состоялось в 1913 г., к 300-летию династии Романовых, а окончание отделки относится только к 1916–1917 г. В 1909 году строительство собора еще не было закончено Часть недостроенного храма видна у правого края фотографии.

Скажем о монастыре.

В центре возвышается монументальный ампирный храм с колокольней. Это Спасо-Преображенский собор (1822–1837).

Ближе – одноглавая Никольская церковь с большой трапезной. Это главный храм монастыря, и притом самый старый каменный храм, построенный в 1712–1738 гг. (в 1864 г. была перестроена трапезная церкви). Именно в Никольской церкви покоились мощи св. Симеона Верхотурского. (Позже, после освящения Крестовоздвиженского собора они были перенесены туда.)

Слева от Никольской церкви, по другую сторону прохода – двухэтажный настоятельский корпус (1800–1807).

Еще ближе монастырская ограда и святые врата с надвратной церковью Симеона и Анны (1856). Святые врата изображены крупным планом на двух других фотографиях. Ограда формировалась долгое время – с 1856 до 1910-х гг. В ограде пять башен. Три из них выстроились в ряд у левого края фотографии, еще одна сфотографирована отдельно крупным планом.

Св. Симеон Верхотурский (ок. 1607–1642) подвизался в селе Меркушине, в 50 верстах от Верхотурья. Там он и был похоронен. В 1692 г. были обретены его мощи, от которых происходили исцеления. В 1704 г. мощи Симеона Верхотурского были перенесены в Верхотурье, в Николаевский монастырь.

В 1798 г. мощи были помещены в медную раку, изображенную на фотографии. А в 1846 г. для мощей была сооружена новая серебряная рака; она видна на фотографии под сенью.

Снимки сделаны, очевидно, в Никольской церкви, где в это время хранились мощи (в 1913 г. мощи Симеона Верхотурского были перенесены во вновь построенный Крестовоздвиженский собор.)

Иеромонах Ксенофонт (Константин Петрович Медведев, 1871–1933) – сын лесничего, крестьянин. Пришел в Николаевский монастырь в 1894 г., после того, как отслужил в армии. Сначала был послушником, а с 1901 г. – монахом, иеродиаконом, с 1902 – иеромонахом. Он исполнял обязанности казначея монастыря. В этом качестве он ездил в Санкт-Петербург лично к Николаю II для разрешения на строительство, утверждения проекта и сметы Крестовоздвиженского собора , в возведении которого он и в дальнейшем принимал очень большое участие. Позже – в 1908 или 1909 г. – он еще раз был в Петербурге вместе со старцем Макарием . Таким образом, Ксенофонт был лично известен Царской Семье, и неудивительно, что Прокудин-Горский сделал его портрет (в оригинале – цветной).

В 1905 г. Ксенофонт стал настоятелем Николаевского монастыря. Сан игумена он получил меньше, чем за полгода до того, как сделана эта фотография, – 9 мая 1909 г. В дальнейшем, в 1913 г. Ксенофонт стал архимандритом того же монастыря.

В 1914 г. репортер газеты «Зауральский край» В.П.Чекин писал о Ксенофонте:

«Яркий брюнет. Крупные энергичные черты лица. Черные большие глаза, говорящие о незаурядной силе воли. Держится просто, даже слишком просто – ни елейности, заменяющей у многих святость, ни важности видной духовной особы. Скромный высокий монах и только. Но этот, не старый еще человек в черном клобуке, сумел умом, трудолюбием и неутомимой энергией сделать исключительную карьеру: в 6 лет он из младших счетоводов какого-то завода (на самом деле – казначея Николаевского монастыря) превратился в хозяина и полноправного распорядителя самой древней, богатой, самой чтимой на Урале и Приуралье обители. Десять лет он твердо держит в руках архимандритский посох и умело правит огромным монастырским хозяйством»...

http://ps-spb2008.narod.ru/photos.htm

 
Читаем Ветхий Завет

По Закону Господню

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О том, кому и как Бог открывает свою волю Валаам идет, потому что ангел велит ему идти, хотя, может, он смирился и признал, что нечестива его попытка сделать что-то ради мзды. Валаам приходит к Валаку, тот приглашает его взойти на высокую гору, «на высоты Вааловы» и с этой высокой горы проклясть израильский народ, который станом стоит у подножья.

 
Крещеный мир

Молитвы Святителя Николая Сербского

Святитель Николай Сербский (Велимирович) Святитель Николай (Велимирович) родился в селе Лелич, близ сербского городка Валево, 5 января 1881 года по новому стилю. После окончания богословско-педагогической школы некоторое время преподавал. В 1904 году уехал продолжать образование

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс