Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
О Духе, воде и крови
Мы продолжаем наши беседы по Первому соборному Посланию апостола Иоанна Богослова. Разберем первые девять стихов пятой главы – в них, можно сказать, конспективно изложено богословие апостола Иоанна, которое потом будет развернуто на страницах его Евангелия. Вот самое начало пятой главы: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.
Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?».
Откройте Первое соборное Послание апостола Иоанна и прочитайте эти пять стихов пятой главы, и вы поймете, насколько трудно воспринимается текст Иоанна Богослова: совершенно каждое слово понятно, здесь нет никаких богословских или философских терминов, каждая фраза понятна и воспринимается очень легко и практически без дополнительных вопросов, но читая этот текст, мы этой связи не чувствуем. Такое ощущение, что собрано несколько предложений, не имеющих между собой никакой логической связи, – мы же привыкли к логическому построению схем; в богословии не всегда используют этот метод, а уж тем более, когда речь идет об очень глубоких и таинственных откровениях.
Эта внутренняя связь фраз, стихов очень трудно воспринимается. Даже после многократного прочтения мы ее чувствуем интуитивно, но рационально выразить не можем. Так пишет человек, который не говорит об опыте, в нем этот опыт живет, он им сейчас, в момент написания, весь пронизан, погружен в неизреченные глубины Духа Святого. И он пытается отобразить в слове именно то, что ему открывается, – порой парадокс…
Но, как сказал задолго до Иоанна Богослова апостол Павел о восхищенном в рай: «слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». И Исаия свидетельствует от лица Бога: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». Только напряжением, усилием веры можно погрузиться в тайну того, о чем свидетельствует человек, видящий Откровение Божие. Что мы видим из только что прочитанного отрывка? Что любой верующий рожден от Бога; если он рожден от Бога, то, несомненно, он любит Бога и людей. А если он любит Бога и любит людей, то, несомненно, он исполняет заповеди Его.
Такая логическая цепочка вполне нами воспринимается. Эта последовательность духовных состояний описывается в Евангелии от Иоанна.
У верующего человека все это должно быть. Если он не рожден от Бога, то не может называть себя верующим, если не исполняет заповеди, если не чувствует в Боге своего Отца, как он может говорить, что он верующий? Скорее всего, для него вера – это некоторое мировоззрение.
В истории нашего государства, и дореволюционного, и современного, мы видим немало свидетельств, что человек принимает веру как некое новое миросозерцание, новую парадигму мировоззренческих предпосылок. Он переосмысляет мир в свете этих мировозренческих предпосылок, отрекается от теории эволюции, принимает теорию, о которой свидетельствует ему Библия, и от детерминизма переходит к вере в Промысел Божий. Но если он не любит Бога, не чувствует Бога Отцом, если ежедневно не побуждает свою волю к исполнению заповеди Божией, просто не чувствует в себе этого побуждения, или даже не знает, какие есть заповеди Божии, то это не та вера, это не то состояние, о котором говорит Иоанн Богослов. Верующий, на языке евангелиста и апостола, это тот, кто верит, как сын Божий – кто чувствует без всяких доказательств жизнью своей – не интеллектом только, не мыслью только, но всем существом воспринимает Бога как Отца. Живет, может быть, как очень плохой, нерадивый сын, – там что-то упустил, заповедь нарушил, здесь не соблюл, – но каждый раз, собираясь вечером ко сну, он видит, что он очень плохой сын. И искренне начинает плакать перед Отцом, просить прощения, но именно не как перед Богом, Который издал Закон, не как перед Судьей, а как ребенок, согрешивший перед своим родителем. Это глубинное переживание человека; оно свидетельствует, что человек рожден от Бога. Даже если чего-то он сейчас не исполняет по немощи, по нерадению, по забывчивости, он неустанно плачет перед своим Отцом – ему стыдно, он так чувствует и у него свои, живые отношения с живым Богом.
Апостол Иоанн Богослов продолжает ниточку рассуждений: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир», и победа в том и состоит, что мы верим. Об этом говорит и апостол Павел в своих заключительных посланиях: «Я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды». Он не говорит, что венец правды приходит за то, сколько людей обращены им к Богу, – он сделал то, что должен сделать, а венец за то, что веру сохранил несмотря ни на что; эта пронесенная через всю жизнь вера, разрушаемая всеми обстоятельствами, и есть наша победа. Не те дела, которые мы сделали, – мы очень многого не сделали; но даже если бы мы сделали все, как апостол Павел, – не за это нам награда: за то, что, несмотря на наши упущения, неудачи и ошибки, злобу мира и утверждение его, что Бога нет (ведь весь мир живет тем, что Бога нет, не было и никогда не будет), мы все-таки живем, веруя в Него и в воскресение мертвых, в то, что придется отвечать перед Ним.
Если мы сохраним эту веру до скончания своей жизни, это и есть наша победа. Этой верой мы и посмеемся над всеми потугами мира доказать, что Бога нет, что Воскресения не было и Страшного Суда никогда не будет.
(Окончание. Начало в № 46) Интервью с директором Российского института стратегических исследований, кандидатом исторических наук Л.П. Решетниковым – Леонид петрович, как сложилась жизнь русских эмигрантов на Лемносе и в наше время? – Потрясения привели к возвращению к вере. Когда после поражения армии Врангеля казаки высадились на Лемнос, увидели, что гражданские беженцы спали
О том, кому и как Бог открывает свою волю Итак, сорокалетнее странствование израильского народа по пустыне подошло к концу. Новый израильский народ подходит к Земле Обетованной со стороны реки Иордан (там, где сейчас находится Иордания). Чтобы попасть в Землю Обетованную, они должны перейти через Иордан
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.