Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (704) → По Закону Господа

По Закону Господа

№47 (704) / 10 декабря ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургЧитаем Ветхий Завет

О том, кому и как Бог открывает свою волю

Итак, сорокалетнее странствование израильского народа по пустыне подошло к концу. Новый израильский народ подходит к Земле Обетованной со стороны реки Иордан (там, где сейчас находится Иордания). Чтобы попасть в Землю Обетованную, они должны перейти через Иордан; эта земля принадлежит моавитскому народу, моавитским царям, и вот здесь происходит очень интересный эпизод.

Видя силу израильского народа, моавитский царь Валак, сын Сепфоров, понимает, что ему не справиться с пришельцами – народом Израиля своими силами, и хочет прибегнуть к помощи человека по имени Валаам, сын Веоров, живущего где-то далеко в пустыне. Он прослыл среди окружающих народов пророком Божиим: все, что он говорит, исполняется – все, на что призывает он благословение, благословляется, все, что он проклинает, проклинается. Он способен предугадывать будущее и влиять на судьбы народов и судьбы отдельных людей; в Библии он называется пророком, хотя не в том смысле, в каком потом пророки Божии среди израильского народа. Нам этот человек важен тем, что как-то Бог через него действует, и народ это понимает, хотя Священное Писание не говорит, как же это происходит.

Важно, что, оказывается, Бог может действовать не только среди избранного народа. Конечно, это действие не вполне чисто, ведь люди-то не чисты, но что Бог может действовать и за пределами богоизбранного народа, – это для нас важно: и там могут быть люди, которые воспринимают свидетельство Божие, могут по Его же благодати предстоять за целый народ. Такие примеры в Библии не единичны. Например, Бог открывается Иову.

Есть образ, взятый из Книги пророка Иеремии, где Бог свидетельствует, что будет всегда хранить племя (дом) рехавитов за то, что они почитают заповеди своих предков, и всегда среди этого племени будет человек, которого Бог будет слышать и молитвы которого за этот народ будет принимать, хотя этот народ не относится к коленам Израиля.

Очевидно, что это не случайно – значит, и за пределами израильского народа, за пределами Священного Предания человечество не представляет собой духовную пустыню, Бог не оставил все человечество, как это нам иногда представляется, Он поддерживает духовную жизнь этих народов, открывает им то, что эти люди способны вместить и принять. Конечно, это откровение условно, его нельзя ставить в один ряд со Священным Писанием Ветхого Завета, но надо помнить, что Бог есть Дух, что Он дышит, где хочет, и, как это сказано у апостола, любой человек, поступающий праведно, угоден Богу, даже если он формально не принадлежит к народу Божию.

Так вот, Валаам – интересная фигура, вокруг которой разворачиваются следующие события. Моавитский царь Валак посылает послов к пророку Валааму с просьбой, чтобы тот пришел и проклял израильский народ. Валак уверен, что если Валаам это сделает, он точно сможет этот народ одолеть.

Валаам отказывается, говоря: «Я не могу делать то, о чем меня просят люди, я делаю только то, что велит мне Бог. Если Бог пошлет меня вместе с вами, то я пойду и прокляну, если Бог не пошлет, то я не пойду», но все-таки садится на ослицу и едет с посланными – в Книге Чисел это его действие не комментируется, как и некоторые другие его поступки.

Но мы находим комментарий поступков Валаама в посланиях апостола Павла. Апостол Павел, движимый Святым Духом, разъясняет, что Валаам, с одной стороны, отказывается идти, потому что Бог его не посылает. Но слишком велика плата, которую предлагает царь Валак за это действие. И Валаам поддается на уговоры, соблазненный величиной платы, то есть лукавит перед Богом.

Но его ослица останавливается и, как он ни пинает ее, не двигается с места. Он в бешенстве начинает бить ее палкой, и вдруг неожиданно ослица говорит человеческим голосом: «не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до этого дня? Имела ли я привычку так поступать с тобой? Он сказал: нет. И Господь открыл глаза Валааму, и он увидел ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на свое лицо. <...> Ангел Господень сказал Валааму: пойди с этими людьми, только говори то, что Я буду говорить тебе».

Этот эпизод значим для нас, а не только для еврейского народа: он показывает, что даже человек с открытым оком, умеющий предвидеть будущее, но отягченный какой-то страстью, помрачается умом, перестает видеть вещи ясно. В своем естественном состоянии Валаам увидел бы ангела, но сейчас не видит, потому что разум его ослеплен страстью, в данном случае сребролюбием.

Наши святые отцы создали очень глубокое учение, как страсти действуют на человеческое существо, на нашу душу, на наш ум. Страсть они называют помрачением ума, потому что человек под их действием не может ясно видеть очевидного. То есть мы, целиком управляемые страстями, пребываем в помрачении ума и не видим ясно ни свое будущее, ни будущее государства, ни будущее мира, и живем так, как будто собираемся жить вечно. В книге Притчей Соломоновых сказано: «ленивец говорит: «лев на дороге! лев на площадях!». Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей».

Так и мы, отягченные страстями, не умеем видеть руку Божию в нашей жизни, не можем ничего сделать, мы действительно слепы. В этом эпизоде Валаам уподобляется ослице, а ослица уподобляется Валааму, ведь она видит ангела: даже пророк, избранный, если он опутан страстью, становится скотоподобен.

И более того, если мы не можем сколько-нибудь ясно видеть Промысел Божий в нашей жизни, значит, мы слепы, значит, мы уподобились скотам несмысленным, как говорится в псалме, и, стало быть, не можем чисто молиться, не можем предстоять перед Богом лицом к Лицу. И это состояние делает нас неспособными быть настоящими служителями Божиими. Надо вырвать корни страсти из сердца – наш ум сразу осветлеет, мы увидим руку Божию в нашей жизни.


Смотрите программу «Читаем Ветхий Завет» на телеканале «Союз»: пятница 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Исследуйте писания

Кто побеждает мир

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О Духе, воде и крови Мы продолжаем наши беседы по Первому соборному Посланию апостола Иоанна Богослова. Разберем первые девять стихов пятой главы – в них, можно сказать, конспективно изложено богословие апостола Иоанна, которое потом будет развернуто на страницах его Евангелия.

 
Уроки Православия

Игумен Никон (Воробьев): «Как жить сегодня. Письма о духовной жизни»

Дорогие М. и К.! Мир вам и спасение от Господа! Получил от вас письмо. Господь посетил вас болезнью, конечно, потому, что она была необходима для вашего спасения. Многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие, – таков закон духовный. Апостолы, мученики, преподобные, все святые вошли в славу через многие великие скорби.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс