Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
(Окончание. Начало в № 46)
Продолжаем рассказ о встрече настоятеля Афонского Хиландарского мужского монастыря архимандрита Мефодия (Марковича) со священнослужителями и прихожанами екатеринбургских храмов.
– Уважаемый отец Мефодий, как Вы оцениваете развитие исихазма у Вас в Греции, в мире и в России?
– На Святой Горе Афон хорошо то, что здесь охраняется Святое Предание. Как я раньше сказал: тот, кто заботится об Иисусовой молитве, должен иметь духовного руководителя – она важнейшее для того, кто хочет заботиться об исихазме.
Жалко, что в других Церквах это Предание в силу разных причин больше не существует. И очень многие монахи и монахини во всем мире с большой радостью ждут, когда кто-то со Святой Горы Афон присылает какое-то поучение.
Что касается России, я был очень счастлив видеть, что в русских монастырях очень много читается об Иисусовой молитве и существует надежда, что это Предание вернется в Церковь. Сама Русская земля имела очень много тех, кто заботился об исихазме. Мы имеем надежду, чтобы они молились об этом, чтобы это вернулось в Россию.
– В России почитают старца Паисия Святогорца. Готовится ли его канонизация, и как современные монахи на Святой Горе относятся к этому?
– Одна книга на греческом языке о жизни старца Паисия очень быстро продавалась несколькими издательствами, несколько сотен книг продали. Она переведена на другие языки. В нескольких местах даже начали писать иконы святого Паисия. Из опыта Церкви известно, что если кого хотим канонизировать, то почитание начинается из народа. Случалось много чудес в том монастыре, где он похоронен (монастырь называется Суроти, посвящен святому Иоанну Богослову, находится близ города Салоники). Недавно был случай: родственники принесли болящего отрока, чтобы помолился на могиле святого Паисия, но они пришли в день, когда монастырь не был открыт для паломников. Но когда они хотели уйти оттуда, из леса, что находится вблизи этого монастыря, появился некий старец и спросил, зачем им понадобилось заходить в монастырь. Они ответили, что ворота монастыря закрыты. Старец говорит: «Как закрыты?». И отворил им двери. Когда они зашли в монастырь, позже одна монахиня их спросила, как они зашли в монастырь? Они сказали, что пришел старец и открыл им. Когда они описали, как выглядел старец, монахиня поняла, что это был сам старец Паисий. Они пришли к могиле старца Паисия и там поклонились, и болящий отрок поклонился старцу. А на следующий день, когда отрока отвели в больницу к врачу (нужно было сделать операцию), выяснилось, что отрок полностью здоров.
Мы имеем надежду, что Церковь в скором времени канонизирует старца Паисия. Все монахи на Святой Горе почитают старца Паисия.
– Нужно ли православным людям стремиться попасть во властные структуры, чтобы отстаивать православные взгляды, или же вхождение в политику опасно для спасения души?
– Я думаю, что если кто хочет заботиться об этом и чувствует, что это воля Божия – войти в политику, ему тогда надо с надеждой на Бога заботиться об этой работе, считать, что это будет его жертва, чтобы не было властолюбия. И тот, кто заботится об этой работе, чтобы всегда молился Богу, чтобы Бог его всегда поучал, как в разных ситуациях обходиться. Потому что в политике очень много искушений.
– Святитель Игнатий (Брянчанинов), наш русский святой, в XIX веке писал, что Предание о том, как творить Иисусову молитву, претерпело искажение среди Афонских монахов. Что Вы об этом думаете?
– Как я уже сказал, это священное Предание очень хорошо сохраняется на Святой Горе. И, может быть, это явилось как Божия воля – некоторые люди, которые заботились об Иисусовой молитве, шли по миру и это предание переносили.
– Говорится, что в США появляется закон о всеобщей чипизации населения. По этому закону ни один житель США не имеет права получать медицинскую помощь, пока ему не будут вживлен в руку чип радиочастотной идентификации, то же ждет и Россию. Есть ли в Греции общественные движения, противодействующие этим процессам, и хотите ли вы как-то объединить усилия с Русской Православной Церковью для борьбы с установлением электронного концлагеря?
– На Святой Горе Афон всегда заботятся о том, что случается в Греции. И когда возник вопрос о биометрических документах, Греческая Церковь сразу была против этого. Монахи Святой Горы Афон всегда помогали Греческой Церкви. Помню, я был еще молодым монахом, тогда уже возник вопрос о биометрических документах в Греции. И тогда на Святой Горе Афон вышло такое решение, чтобы все монахи постились три дня, чтобы это искушение не стало законом. Потому что это искушение является вселенским вопросом. Очень хорошо, если бы все Церкви обратили внимание на это.
– Принимать ли электронную карту 2013 года?
– Не знаю, насколько в России решен этот вопрос, так что мне очень тяжело ответить. И думаю, что не один человек должен отвечать на этот вопрос. Знаю, что каждая Церковь должна иметь какое-то решение об этом.
– В прошлом году, когда игумен Ватопедского монастыря отец Ефрем был у нас, мы стояли в очереди, он всех благословлял, радостный такой. Потом у него были скорби, искушения, мы все об этом знали, переживали. Хочется от Вас услышать, какие изменения в его жизни, какое здоровье.
– Да, он был в тюрьме около трех месяцев. Очень много людей Церкви обратились к обществу, чтобы его освободили, каждый день его посещало очень много людей почти со всего мира. В конце суд принял решение, чтобы его отпустили из тюрьмы, но первое время не допускал, чтобы уезжал с Афона. Сейчас он может выходить со Святой Горы Афон, но не может выехать из Греции. В тот день, когда он вышел из тюрьмы и приехал в Ватопед, я и несколько моих братьев приехали в Ватопед и увидели, что хотя он прошел через такие страшные страдания, у него крепкий дух, тюрьма его не сломила. Господь каждому из нас дает искушения. Господь знал, что такое искушение Божие милостиво. Отец Ефрем и сейчас является духовным руководителем монастыря Ватопед.
– Когда начинаю готовиться к Исповеди, каждый раз испытываю уныние, так велика бездна грехов. Часто возникают сомнения, что смогу выйти из этой бездны грехов, руки опускаются. Уныние – грех, которым страдают все, как Вы с ним боретесь?
– Если человек имеет надежду на Бога, то он не может впасть в уныние. Я думаю, вы все знаете историю про чудотворный образ «Нечаянная Радость», – грешник молился каждый день перед этой иконой и был спасен. Если кто-то из вас имеет искушение уныния, пусть помолится перед этой иконой. Когда придется нам впасть в уныние, это будет значить, что мы ошибались в жизни. Поэтому надо найти причину, почему это случилось. Я, борясь против уныния, всегда ищу причины в своей духовной жизни и пытаюсь исправить ее.
– Было бы интересно узнать о том, есть ли сейчас в Сербской Церкви духоносные старцы?
– Как знаю из жизни святых, никто никогда не обращает большого внимания на таких людей, пока они живы. Когда кто-то умирает, тогда узнаем, какого человека имели рядом с собой.
– Моя мама болеет уже почти двадцать лет психическим заболеванием. Скажите, что сделать, чтобы она поправилась?
– Надеюсь, что вернется здоровье к вашей матери. Надо продолжать молиться. Нам дается какая-то болезнь ради спасения души. И если ей далась эта болезнь для спасения души, если весь мир молится о ней, Господь услышит наши молитвы, потому что Он знает, что самое лучшее. Всегда помните, что даже если не найдется исцеления для какой-то болезни, надо надеяться, что Господь будет нас награждать за нашу болезнь, и чем больше проявляется в болезни наша вера, тем большая награда в Царстве Небесном. Так говорят святые отцы на Святой Горе Афон.
– У меня на работе возникли серьезные разногласия с коллегой, после чего возникло к нему полное равнодушие. Грех ли это, и нужно ли это как-то исправлять?
– Надо помнить, что у всех разные характеры, поэтому люди порой не могут друг с другом общаться. Но это не причина кого-то презирать. Надо как-то удалиться от этого человека, чтобы искушения не было, но чтобы всегда имелась любовь к каждому.
– Какие обязательства накладываются на человека, работающего в монастыре?
– Такой человек должен понимать, что находится в священном месте, где молятся Богу. И даже если есть зарплата за работу, которую он делает, он будет получать и другую зарплату – от Господа. Очень важно таким людям не беспокоить монашество. У таких работников есть возможность на рабочем месте молиться.
– Есть ли еще в Сербии духовные писатели, кроме святителя Николая Сербского, преподобного Иустина Челийского, митрополита Амфилохия (Радовича) и Владыки Афанасия (Евтича)?
– Те, кого вы здесь поминаете, на очень большом духовном уровне. Святые Николай (Велимирович) и Иустин Челийский уже канонизированы. Святого Николая (Велимировича) мы называем балканским Златоустом. Тяжело сравниться с ними. Но надеемся, что найдутся и другие писатели. Труды святых Иустина Челийского и Николая (Велимировича) переведены не только на русский язык, но и на греческий.
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл в завершение встречи поблагодарил отца Мефодия:
– Мы сердечно благодарим Вас, отец Мефодий, Ваших спутников. Со своей стороны хотел бы сказать, что мы очень благодарны монахам Святой Афонской Горы, которые с такой любовью относятся к Екатеринбургу. В прошлом году приход Пояса Пресвятой Богородицы был для нас огромным духовным потрясением. Потрясением становилась и каждая встреча архимандрита Ефрема с мирянами и священством, монашествующими и семинаристами. Я надеюсь, что такие встречи будут продолжаться, если Господь даст нам жизнь и здоровье. Хотел бы сугубо всех вас попросить помолиться, чтобы Господь даровал доброе здоровье и помощь во всех делах сотрудникам Фонда Святого Преподобного Максима Грека, который как раз и занимается организацией таких встреч. Нам очень бы хотелось, отец Мефодий, если Вы сочтете возможным (считайте, что это просьба от всех нас), если Господь приведет, передать Екатеринбургской епархии икону Троеручицы, освященную на Святой Горе Афон. Мы бы с благодарностью ее приняли, возможно, в следующий Ваш приезд. Еще раз хочется выразить благодарность Фонду Преподобного Максима Грека, тем, кто там трудится, – они здесь присутствуют: Сергей Юрьевич, Игорь Алексеевич, – без их помощи нам бы здесь не встретиться с братией Афонских монастырей. Также хотел поблагодарить всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, что нашли время, пришли сегодня, послушали ответы на многие духовные вопросы. Может, кто-то для себя получил назидание, утешение, вразумление. Спаси Господи, дай Бог всем здоровья и помощи Божией. До следующих встреч.
Протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве – Наш гость – протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, настоятель известного московского храма Большое Вознесение. Обязанностей много– Отец Владимир, немногие знают, что входит в полномочия Патриаршего секретаря по городу Москве.
(Окончание. Начало в № 46) Интервью с директором Российского института стратегических исследований, кандидатом исторических наук Л.П. Решетниковым – Леонид петрович, как сложилась жизнь русских эмигрантов на Лемносе и в наше время? – Потрясения привели к возвращению к вере. Когда после поражения армии Врангеля казаки высадились на Лемнос, увидели, что гражданские беженцы спали
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.