Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (703) → Архимандрит Мефодий (Маркович): «Отечество наше – на небесах»

Архимандрит Мефодий (Маркович): «Отечество наше – на небесах»

№46 (703) / 3 декабря ‘12

Встреча

23 ноября в Духовно-просветительском центре Екатеринбургской митрополии настоятель Афонского Хиландарского мужского монастыря архимандрит Мефодий (Маркович) провел встречу со священнослужителями и прихожанами екатеринбургских храмов. В начале беседы отец Мефодий рассказал о Святой Горе и о своем монастыре, затем митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл призвал слушателей задавать вопросы дорогому гостю. И вопросы из зала посыпались один за другим. Встреча продолжалась чуть более двух часов. После нее верующие екатеринбуржцы поспешили под благословение Святогорского отца и получили от него в подарок маленькие бумажные иконки с благословением обители.

В этом номере газеты мы публикуем первую часть вопросов и ответов.


– Скажите, пожалуйста, каковы Ваши впечатления по приезде в наш город, вообще в Россию? Когда я приезжаю из-за границы в родной Екатеринбург, чувствую, что мы живем, честно скажу, в свинских условиях. Понятно, что Господь не к тому призывал, чтобы мы внешнее царство на земле устраивали, но в таких условиях жить нельзя. Почему никто не хочет навести порядок?

Второй вопрос. Почему у нас в Церкви существует такая практика – если ты богатый человек, то тебе почет и уважение, если беднее, то тебя отодвигают даже на отпевании? Почему нередко внешнее благолепие перекрывает внутреннюю духовную жизнь?

А еще в Церкви сегодня существуют по многим вопросам разные точки зрения. Это правильно?

– Святой апостол Павел сказал: «Отечество наше на Небесах». Надо думать больше о Небесном граде, даже если на земле не самые лучшие условия. Сейчас вы живете в этом городе, потом по воле Божией будете жить в другом, в третьем, но всегда помните: ваш город – на Небе, мы жизнь получим только в том граде, на небе.

Что касается второго вопроса…

Был такой случай на Святой горе. В монастырь пришел сермяжный человек и просил пустить его на ночлег, но ему отказали. Он отошел от монастыря и под деревом лег спать. Подошла к нему Женщина и сказала: «Что ты здесь спишь, почему не в монастыре, ночью же холодно?». А он в ответ: «Я был там, а меня не приняли, потому что мне нечем заплатить, я сермяжный человек». Она дала ему золотник и говорит: «Дай им, и они тебя пустят переночевать». Он взял золотник, пришел в монастырь, ударил в врата. Там монахи: «Что хочешь? Тебе же сказали, что нет благословения». Он говорит: «Возьмите деньги». Смотрит монах на золотник, что-то знакомое: «Откуда у тебя золотник?» Он говорит: «Пришла некая Женщина, дала». Монах: «Какая женщина здесь, на Святой Горе?». Монах показал золотник игумену, игумен посмотрел и понял, что золотник стоит на иконе Матери Божией. Сама Матерь Божия сняла золотник со Своей иконы и дала этому сермяжному человеку.

Ответ на ваш вопрос есть: это происходит по нашей слабости, мы – грешные, Господь нас исправлял, и Сама Матерь Божия исправляла.

По третьему вопросу. Мое имя Мефодий, я прославляю святого Мефодия. Вы знаете Кирилла и Мефодия – из Византийского царства они посланы были как миссионеры в славянские земли. А там были и представители другой религии – мусульмане, которые утверждали, что христианская вера не добра, не хороша. Почему? «У нас в вере, – говорили они, – существует одно мнение, а у вас, христиан, нет единого мнения». И мусульманский учитель доказывал, что мусульманская вера добра, а христианская нет. На что святой Кирилл ответил: «Ваша вера как маленький поток, каждый прыгает, как все остальные, а наша вера христианская – как океан, и на том океане человеки как корабли – можно пройти спокойно, а можно и в бурю попасть».

– Ваше Высокопреподобие, чем бороться со страстью празднословия, как стяжать молчание?

– У людей характеры разные. Есть люди, которые много говорят, а есть люди, которые много молчат. Это Господь знает, и знает, кому надо уделить помощь.

Если мы находимся в каком-то обществе и хотим что-то сказать, зная, что мы правы, то в этот момент лучше помолчать.

После этого легче станет, ведь ты свою волю победил. Когда человек почувствует это счастье, то и в следующий раз будет так делать. Таким способом можно победить эту страсть – многоглаголание.

– Я дерзну спросить: Вы видели Матушку Божию? Какая Она? Опишите хоть одну встречу.

– Я никогда не имел возможности встретить Пресвятую Богородицу. Но в молитве к Богородице мы ощущаем Ее быструю помощь.

– Можно ли мирянам молится Иисусовой молитвой? Труды каких святых отцов Вы бы посоветовали читать мирянам?

– Все должны молиться Иисусовой молитвой. В житии преподобного Григория Паламы описывается такой случай. Один монах думал, что только монахи должны заботиться об этой молитве, а преподобный Григорий Палама считал, что все люди должны заботиться о молитве. Так как Григорий Палама был младше этого старца, он ради монашеского смирения не хотел спорить со старцем. Но когда старец пошел в свою келью, ему явился ангел Господень и сказал: «Ты не прав, старче. Отец Григорий прав: все должны заботиться об Иисусовой молитве». Если кто-то хочет позаботиться об Иисусовой молитве, ему потребуется духовный руководитель, опытный в Иисусовой молитве.

В этой молитве нужно очень большое покаяние и смирение, и тогда Господь наш будет нам помогать в этом опыте.

Миряне должны читать не только святых отцов, которые говорят об истинной вере, но и поучения о мирской жизни. Но не надо читать много учений, предназначенных для монахов. Сейчас, слава Богу, есть много книг, которые говорят о мирской жизни и жизни в браке, там можно найти хороший опыт.

– Как удается монахам сохранить мир друг с другом, ведь все приезжают в монастырь с разными характерами и разным духовным уровнем?

– Это и является красотой жизни в монастыре. Все приходят в монастырь с разными характерами, своими страстями и привычками, но когда начинают жить настоящей монашеской жизнью (а цель монашеской жизни, как говорят святые отцы, есть очищение своего сердца от страсти), они живут друг с другом как братья и сестры. Так проявляется любовь между монахами.

– Говорят, у вас в монастыре есть старец, живущий в каливе (келье), возле которой растет деревце. И старец сказал, что когда начнут поднимать корни этого дерева, это будет начало апокалипсиса. Это правда, что корни поднимают? Что Вы думаете о будущем нашей страны?

– Мы знаем, что Иисус Христос в своем Евангелии сказал, что этого сейчас никто не знает, только Отец. Поэтому нельзя говорить о времени, когда это случится. Как преподобный Серафим Саровский говорил: «Лучше нам думать о конце нашей жизни, а потом думать о конце света». Потому что когда придет конец нашей жизни, тогда для нас наступит конец мира. Часто люди не понимают всего, что говорят святые отцы или старцы.

– То есть люди не так поняли, и возникло такое мнение?

– Да.

– Батюшка, я молюсь святителю Спиридону Тримифунтскому о помощи на работе, и не помогает, я отчаялся почти. Что делать? Или отсутствует просто воля Божия в моей просьбе?

– Как сказал Господь, вы сначала должны искать Царствие Небесное, а потом все вам дается. Это не значит, что нам не надо молиться о других вещах, но только если не молимся о Царстве Небесном, а молимся для чего-то другого и это нам не удается, значит, это нам не на пользу. Не надо расстраиваться, надо ждать волю Божию.

– Что значит иметь смирение в молитве?

– Это значит, что когда мы молимся Господу, мы должны помнить, какие мы маленькие перед Господом, что мы недостойны, чтобы Господь услышал глас молений наших. В житиях святых мы читаем, что когда они молились, случались очень большие чудеса, а ответ на нашу молитву не приходит. Нам надо найти смирение в этом, помнить, что мы грешны и недостойны, чтобы Бог услышал наши молитвы.

Чтобы научиться правильно молиться, нам надо очень много времени. Вначале, может быть, молимся без смирения, но не надо терять надежду, надо продолжать молиться и ждать волю Божию.

– Расскажите о чудесах преподобного Симеона Мироточивого.

– Святой Савва взял мощи своего отца и переместил их в монастырь Студеница, который находится в Сербии. Монахи жалели, что святой Савва взял мощи своего отца, думая, что потеряли благословение, которое им было подарено Господом. Но преподобный Симеон явился одному из монахов и сказал, что не надо скорбеть, что его мощи переносятся в Сербию. И для утешения братии из его могилы выросла виноградная лоза, которая существует уже восемьсот лет. Каждый год на праздник Воздвижения Честного Креста мы берем грозди с этой лозы и сушим ягоды в изюм. И бездетные пары, которые к нам обращаются, берут по три ягоды изюма: существует указание, как пользоваться этим. Очень много чудес случается. Нам присылают очень много писем со всего мира, и мы посылаем эти ягоды почтой. Но самое лучшее, если муж придет в монастырь поклониться могиле святого Симеона и лично возьмет ягоды. Мы слышали, что лоза святого Симеона помогает и от других болезней, но больше пользуются бездетные.

– Один священник в Беларуси задал такой вопрос отцу Мефодию – можно ли так помолиться, чтобы мальчик родился, а то четыре дочери, а мальчика нет. Женщина принимала косточки винограда – не помогло. Нужно ли взять повторно виноградные косточки с места погребения Симеона Мироточивого или достаточно молиться преподобному?

– Были разные случаи. Случалось, что ни в первый, ни во второй раз не получилось, на третий раз получалось. Бывало, что у тех, кто получал эти косточки в письме, жена беременела. Из этих примеров нам дается, что не надо смотреть на чудеса этой лозы механически, это зависит от веры и воли Божией, и вы можете повторить второй раз.

– На Афоне много святынь, ходят ли монахи в гости в другие монастыри, чтобы поклониться другим святыням?

– На Святой Горе есть традиция это делать в Светлую седмицу – монахи идут к другим монастырям, чествуют друг друга Пасхальным поздравлением и поклоняются мощам этих святых. В престольный праздник каждый монастырь встречает представителей других обителей, они приносят с собой свечу и передают храму, который прославляет свой престольный праздник; свеча зажигается за здоровье и спасение братьев монастыря.

– Как происходит духовное образование в Греции? В последнее время у нас осуществляется духовное образование через огласительные, библейские курсы, миссионерские курсы и так далее.

– Сейчас в греческих школах все меньше внимания уделяется изучению Евангелия и Закона Божия. Об этом очень много пишут и говорят духовные люди со Святой Горы Афон. Мы надеемся, что Греческая Церковь, греческий народ имеют очень много добролюбов, которые в конце концов выиграют эту борьбу.

– Как попадают монахи на Афон?

– Многие думают, что тут существует какая-то особая процедура. На самом деле попасть на Святую Гору Афон очень легко. Самое важное, чтобы тот, кто приезжает, имел очень большую любовь к этой жизни. Каждый монастырь управляется одним игуменом и соборными старцами, и когда приезжает человек, который хочет стать послушником, он должен иметь беседу с игуменом. Если игумен видит, что тот серьезно настроен, то представляет его собору старцев, и собор старцев решает, принимать этого человека в монастырь или нет. Если человек принимается, он бывает несколько лет послушником, и только после этого собор старцев вместе с игуменом решают, когда человеку принимать монашеский постриг.

– Возможно ли иночество в миру?

– Конечно, возможно. Монастыри существуют во всем мире, просто Святая Гора – средоточие монастырской жизни. Но если человек хочет заботиться о монашеской жизни, то может делать это и в миру.

– Приведите, пожалуйста, примеры помощи Богородицы вашему монастырю.

– Могу сказать о случае, который произошел не так давно. Вы, может быть, слышали, что были очень большие пожары этим летом на Горе Афон, прибыли пожарные из Греции и даже из Сербии, и когда увидели, на сколько километров большой пожар, руководитель пожарного корпуса позвонил в свою резиденцию и сказал, что такой пожар можно потушить только с неба. Они спросили его: «Ты хочешь самолет?», и он ответил: «Не надо самолет, нам надо помощь еще выше», он думал о помощи Пресвятой Богородицы и Господа. Через несколько дней, когда огонь был уже в километре от монастыря, мы взяли часть Древа Креста Господня, хранящуюся в нашем монастыре, маленькую икону Пресвятой Богородицы «Троеручица» и еще один образ Пресвятой Богородицы, чудотворный – в прежние годы, когда монастырь горел, сгорела целая библиотека, огонь пощадил эту икону. Мы вблизи пожара сотворили чин малого освящения воды и прошли Крестным ходом. Когда закончили, я посмотрел на верх Афона и там увидел маленькое облако: тем летом не было вообще дождя, а в этот день шел дождь более шести часов и потушил пожар. Мы это приняли как помощь Пресвятой Богородицы. Из истории монастыря известно, что раньше, когда случалось что-то похожее, монахи всегда шли Крестным ходом, и случались чудеса.

(Продолжение следует)

 
Беседы с батюшкой

Священник Александр Терпугов: Духовная крепость армии – залог побед

Беседовал Александр Сергиенко

Сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями священник Александр Терпугов

 
Свидетельства веры

Конкурс «Великий Чудотворец»: чудеса продолжаются!

В Ново-Тихвинском монастыре состоялся конкурс, посвященный святителю Николаю ЧудотворцуВеликий Чудотворец Одному он даровал здравие, другому помог найти работу, третьего спас в опасности, четвертого привел к вере… Святитель Николай слышит всех и каждому помогает так, как не может помочь даже самый любящий человек, близкий друг или могущественный покровитель.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс