Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Наш гость – викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-западным викариатством епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела по тюремному служению.
– Законы нужны нам из-за нашей поврежденности, но в человеке заложено понимание доброго и злого. Что делать, если появляются законы, написанные людьми, своеобразно трактующие добро и зло?
– Сейчас порой гарантии прав человека переходят за грань нравственного. Говоря о правах человека, мы говорим о свободе и нравственном достоинстве человека. Права, выходящие за грань нравственных понятий, это уже вседозволенность, та самая, о которой предупреждал Достоевский, – в романе «Идиот» он говорил, что от вседозволенности все беды и все нестроение человеческой жизни.
Хорошее слово – толерантность, то есть терпимость к другому человеку, к его слабостям, недостаткам, если они, конечно, не выходят за грань. Сейчас же толерантность становится тоталитарной. Все чаще нам говорят, что, исходя из понятия толерантности, ты обязан делать вот это, навязывают человеку, давят. Гегель говорил: «Всякая идея, доведенная до крайности, становится своей противоположностью». Так и толерантность имеет определенные границы, за которыми она становится своей противоположностью. Это не толерантность, это насилие над свободой человека.
Нашему обществу навязывается западное понимание некоторых прав человека – та же ювенальная юстиция.
Нам нужно во многих вопросах руководствоваться нашими традициями.
– Звонок из Нижнего Новгорода.
– Моя жена работает регентом в храме, она ушла с другой работы. А настоятель ее официально почему-то не оформляет. Как в этом случае быть? Ведь от стажа работы зависит и размер пенсии.
– Необходимо закон соблюдать. Каждый настоятель является и церковным администратором, он должен оформлять и платить налоги. Но здесь есть очень щекотливая сторона – многие бедные приходы не в состоянии платить зарплату; допустим, может обеспечить зарплату священнику, сторожу, уборщице, а вот содержать хор не может.
Я был в таком положении, особенно в девяностые годы. Мы были в ужасающем материальном состоянии, и я не в состоянии был содержать хор. Но был любительский хор, люди в свободное от работы время пели в храме. Так что, если это связано с материальным благосостоянием храма, то здесь ничего не возможно поделать и нужно работать в другом месте. Вопрос необходимо решать в индивидуальном порядке, исходя из тех возможностей, которые имеет храм.
СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА АНАСТАСИЯ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦА
Небесная покровительница людей, находящихся в узах, покровительница Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению.
Святая великомученица Анастасия родилась в Риме, во время правления императора Диоклетиана (284 – 305) в семье сенатора Претекстата. Отец ее был язычник, мать Фавста – тайная христианка. Она поручила воспитание дочери ученому-христианину Хрисогону. Хрисогон учил Анастасию Священному Писанию и исполнению Закона Божия. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве.
После смерти матери отец выдал Анастасию замуж за язычника Помилия, однако ей удалось сохранить обет девства. В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, умывала и кормила больных, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Муж святой Анастасии, узнав об этих посещениях, жестоко избил ее. Через некоторое время по дороге в Персию он утонул во время внезапно начавшейся бури.
Святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила от Господа дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, разрешала их от уз отчаяния, от страха и беспомощности – поэтому и названа Узорешительницей. В Македонии она познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая стала помогать ей в благочестивых трудах.
Когда стало известно о том, что Анастасия – христианка, ее взяли под стражу и отвели к императору Диоклетиану. Император приказал предать ее пыткам, однако Анастасии удалось спастись. Вскоре ее сподвижница святая Феодотия и три ее сына были преданы мученической смерти. Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Видя, что голод не причинил ей вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными. Воины посадили узников на корабль, в котором сделали пробоины. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, после увиденного крестились. Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещеных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами. Так она приняла мученический венец. Тело святой похоронила благочестивая христианка Аполлинария. По окончании гонений она построила над гробом церковь.
Память святой великомученицы Анастасии празднуется 22 декабря/4 января.
– Коль уж появляются законы, противоречащие нравственности, что делать нам? О какой справедливости тогда мы можем говорить?
– В «Основах социальной концепции», которые были приняты Русской Церковью в 2000 году, говорится, что если какие-либо законы будут противоречить общечеловеческим нравственным ценностям (я своими словами говорю), то христианин вправе противиться таким законам. То есть впервые, я имею в виду – на таком уровне, Церковь сказала, что мы не должны нарушать законы совести в угоду некоторым человеческим законам. Ведь весь институт мученичества построен именно на этом. Христиане предпочитали умереть, но не поклоняться другим богам, кроме единого истинного Бога. На этом построена вся христианская мораль. Христианская совесть – это нравственные ценности, которыми живет человечество испокон веков. Если человечество их соблюдает, хранит – оно имеет будущее. Разрушая их, оно катится к самоуничтожению. Именно потому нации, государства, целые цивилизации погибали, когда они нравственно разлагались.
Поэтому если мы хотим, чтобы наша страна, наша русская православная цивилизация совершенствовалась и существовала, мы обязаны хранить общечеловеческие нравственные ценности и жить согласно законам, которые на этих ценностях построены.
– Еще один звонок – Воронежская область на связи.
– Разве справедливо, что паства не слышит порой пастыря, диакона? Нельзя ли оснастить храмы радио, микрофонами? Это дисциплинирует пастырей и диаконов, чтобы они членораздельно все произносили.
– Не все согласны с тем, чтобы в храмах шла радиофикация. Еще лет тридцать–сорок тому назад, я думаю, большинство наших прихожан в такие храмы даже и не пришли бы на молитву. Это воспринималось в те годы очень отрицательно, и если где-то было радиофицировано, то духовенство храма старалось этого не показывать. Традиционно храмы строились так, чтобы каждый мог участвовать в богослужении. Но времена меняются, и, как вы говорите, сейчас уже большинство хотели бы, чтобы все было радиофицировано, было все слышно.
Но мы должны понимать, что даже если порой трудно разобрать слова наших песнопений на церковно-славянском языке, сами мелодии, звучание музыки, звучание хора человека настраивают на покаянное состояние. Сам вид храма, иконостаса, икон, даже сам ладан пахучий – все воздействует. Но, бесспорно, я согласен с вами, что человек должен иметь возможность слышать, и главное – понимать все то, что слышит и видит в храме, более полноценно участвовать в богослужении.
– Может ли закон воспитывать в обществе безнравственность?
– Если мы возьмем, например, фашистский режим – там тоже были законы, они воспитывали нацизм. Для нас очень важно, чтобы цивилизованное государство не допускало до власти политических деятелей, которые имеют крайние, античеловеческие взгляды.
– Как быть молодому поколению, которое родилось в обществе, где так часто игнорировались общечеловеческие нравственные ценности, в основе которых христианство? Есть возможность у молодых познакомиться с этими ценностями?
– Для того и существуют школы, образовательные учреждения, в конце концов, религия. В нашей стране, мы считаем, 80% населения принадлежат к Православию, не обязательно воцерковленных, но по культуре своей, которую получают через литературу, через общение в обществе, общение со старшим поколением. Воцерковленных людей где-то 10%. Остальные могут посетить церковь раз в год, несколько раз в год, или когда нужно крестить ребенка, обвенчаться, помянуть родителей, но они все равно себя причисляют к Православию.
Все зависит от воспитания, молодежь нужно воспитывать. Бесспорно, всех невозможно под один размер подогнать, но важно, чтобы преобладающее большинство думало о будущем своей страны, своей нации, своего народа, своей веры. Если это преобладающее большинство будет существовать, то меньшинства, которые существуют в стороне, не так опасны.
– Получается из сказанного, что мера должна присутствовать во всем.
– Конечно, все должно быть уравновешено.
Мы же знаем, с чего начинался нацизм в Германии, в Италии, – начинали с меньшинств. Кому мешали евреи, кому мешали цыгане? А потом пошли уже и русские, и украинцы, и белорусы, и другие народа Европы (мы не имеем негативного отношения к немецкому народу, но мы помним Великую Отечественную войну, сколько бед принес фашизм всему миру, и особенно нашей стране).
Свобода предполагает, что вместе с добрым всегда существует и зло. В притче Христос говорит: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел... Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы. В жизни нашей мы не можем человека сорняком звать, это я образно говорю, что вот те – злые, преступники, а вот эти меньшинства вредоносны для общества. Но если государство это все контролирует и все-таки дает возможность преобладающему большинству развивать национальные традиции, общечеловеческие нравственные ценности, то тогда все в порядке.
– Звонок из Перми.
– Я раб Божий Дионисий. Я человек воцерковленный, православный. Когда напасти со стороны родственников, много плохого идет, я не знаю, как в этом случае быть.
– Всегда вопрос сложный с родственниками, но если вы человек воцерковленный, надо максимально стремиться к тому, чтобы меньше озлоблять ваших ближайших родственников. Это порой невозможно, и тогда мы все-таки предпочитаем исполнять то, что, так сказать, Божие, в данном случае – не слушая родственников. Потому что человек должен стремиться ко спасению, а не к своей нравственной или духовной гибели. Но мы должны молиться за них. И молитва даст вам внутреннюю силу перенести несправедливые действия в отношении вас со стороны близких людей, даст вам внутреннюю силу их любить: даже врагов мы должны любить, а тем более своих близких. Глядишь, Господь, услышав молитву вашу, смягчит их сердца, и они потом обратятся к Богу. Бог вам в помощь.
– Еще один звонок из Перми.
– Меня зовут Оля. Владыка, вспоминаете ли Вы Пермь, что она Вам дала и какие вообще у Вас впечатления? Мы Вас любим и помним.
– Да, знакомый голос. Восемь лет, проведенных в Пермском крае, в Пермской епархии, это немало. Это был период моего становления как епископа Русской Православной Церкви. Там мне пришлось потрудиться очень много. Пермская земля подверглась в советское время очень мощному воздействию атеистической пропаганды, и это породило достаточно сильное сопротивление вообще религиозности. У меня порой складывалось мнение, что государственные чиновники второго звена, по крайней мере, первые годы моего пребывания, больше симпатизировали католичеству и протестантским Церквам, чем Православию. И чтобы изменить эту ситуацию, мне пришлось приложить очень много усилий, и, полагаю, мы достигли очень высокого результата. Рейтинг Русской Православной Церкви постоянно рос все эти годы.
У меня разные впечатления остались. Где-то не удалось достичь хороших результатов – конечно, я сожалею об этом. Но особенно в сфере духовного образования, когда начинали с детского сада и гимназии, продолжая семинарией и сестрами милосердия, завершая теологическим факультетом при Пермском университете, мы достигли замечательных результатов. До моего прибытия духовного образования как такового не существовало в Пермском крае. Так что переживаний много было, скорби много было, но есть сознание достигнутого положительного результата, и оно перекрывает все скорби.
– Владыка, я благодарю Вас, что Вы к нам пришли, и всего Вам доброго.
– Со своей стороны я хотел бы пожелать вам лично успехов, процветания телеканалу «Союз», а всем зрителям – духовного и материального благополучия в жизни, и Господь благословит всех вас.
27 декабря – память святых мучеников Фирса, Левкия и Каллиника Святые Фирс и Левкий были честными гражданами Кесарии Вифинийской. Первый был оглашаемым христианином, второй крещеным. Каллиник был идолослужителем. Когда Кумврикий, наместник императора Декия стал беспощадно мучить и убивать христиан
Протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве – Наш гость – протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, настоятель известного московского храма Большое Вознесение. Обязанностей много– Отец Владимир, немногие знают, что входит в полномочия Патриаршего секретаря по городу Москве.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.