Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (702) → Ветхозаветные праздники

Ветхозаветные праздники

№45 (702) / 26 ноября ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургЧитаем Ветхий Завет

Прообразование в древних обрядах

Духовная жизнь невозможна, если человек не хочет ничего терпеть: никаких даров Духа, вообще никакого присутствия Духа в себе он и не получит, потому что, повторю, Дух пребывает в душе только в той степени, в какой она готова пострадать ради Христа.

Христос говорит в Евангелии: «Возьми крест свой и следуй за Мной». Вот это очень важно понимать; обычно мы впадаем в крайности – думаем, что надо жертвовать, и начинаем себя самоистязать: держим суровый пост или предаемся долгим молитвам (это оборачивается страданием не столько для нас, сколько для наших ближних, которых мы порой просто терроризируем своим желанием быть святыми, упрекаем их, гневаемся на них, раздражаемся, порой даже проклинаем, пылая праведным, как нам кажется, гневом за то, что они, грешники, нас искушают).

Другая крайность, когда люди, понимая, что Христос сделал, считают: «а нам ничего делать не надо, мы ничего не должны, просто будем радоваться, причащаться». Православный путь – путь срединный. То есть Жертва Христова предполагает и нашу жертву, ведь сказал Христос: «Возьми крест свой и следуй за Мной, если ты хочешь быть Моим учеником». Мы причащаемся Крови распятого Христа, и эта Кровь вдохновляет нас идти Его путем – путем страдания, путем подражания Ему.

То есть и мы должны в определенном смысле стать жертвой – надо просто обречь себя на терпеливое исполнение заповедей Божиих и помнить, что за каждый наш грех нам надлежит умереть; и только милость Божия предложила в обмен на нашу жизнь Свою.

Если каждый раз с такими мыслями причащаться, то в сердце всенепременно родится благодарность, и мы поймем, почему на Литургии совершается Евхаристия – по-гречески «благодарение», почему главнейшая служба Церкви называется службой Благодарения. И будем не только и не столько просить Бога, понимая, что Он знает прежде, чем мы попросим у Него, что нам дать, а будем изливать благодарение, хвалу Господу. Мы потому и называемся православными.

В 49 псалме говорит Господь Духом Святым: «Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».

Так что путь, на котором заповедовал Бог спасение, – жертва хвалы.

Размышляя о жертвенных животных в тех духовных реальностях, о которых свидетельствует Библия, в первую очередь – что грех есть смерть, мы легко дойдем до той самой хвалы, до понимания, что состояние нашей благодарности Богу, состояние нашей хвалы Богу и есть состояние спасающегося человека.

Заканчивая тему жертвоприношения, хотелось бы упомянуть еще один эпизод. Когда заключался Ветхий Завет, когда весь народ вступал в Завет с Богом при горе Синай, были заколоты жертвенные животные, кровь сцежена, и часть этой крови вылита к подножью горы, а другой частью был окроплен весь народ: это Завет в крови – кровь жертвенных животных навсегда встала между Богом и человеком, то есть кровью связались Бог и человек. Мы знаем: по всем древнейшим традициям, когда люди хотят сблизиться с кем-то, они «связываются» кровью, становясь братьями по крови.

Кровное родство, кровь имеет важнейшее значение в отношениях между Богом и человеком. Но не потому что Бог жесток, а потому, что грех смертелен и человек должен осознавать, что такое на самом деле грех. Говоря богословским языком, это онтологическая природа греха требует крови и ничем другим она не может быть смягчена. Вспомним, Новый Завет тоже заключается в Крови. Христос на Тайной Вечере возносит Чашу и говорит: «Пейте от нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Тоже Кровь между человеком и Богом, только Кровь эта имеет другую природу. Вспомните, все соседи израильского народа – финикийцы, карфагеняне, не говоря уж о живших в Центральной Америке ацтеках и майя, совершали множественные человеческие жертвоприношения. Мысль-то у них была точно такая же – без крови Бога не умилостивить, только кровь, считали последние из перечисленных, нужно приносить человеческую. То есть и они, при всей их жестокости и бесчеловечности, тоже сохранили правдивое свидетельство, дошедшее до них от предков, что без пролития крови человека спасения, примирения с Богом быть не может. И ведь действительно – пришел на землю Человек, пролил Свою Кровь и этим примирил нас с Богом.


Смотрите программу «Читаем Ветхий Завет» на телеканале «Союз»: пятница 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Исследуйте писания

Пройти через соблазны и искушения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О возрастании в Истине Обратимся к последним стихам Первого соборного Послания апостола Иоанна Богослова – о том, что мир лежит во зле. Они всем известны. Не надо обладать богословской подготовкой, чтобы размышлять на эту тему

 
Уроки Православия

Игумен Никон (Воробьев): «Как жить сегодня. Письма о духовной жизни»

Дорогая м. В., спасибо за память и добрые пожелания. Здоровье мое лучше. От ревматизма очень мне помогла бодяга, но все время сильная слабость. С августа месяца и поныне у нас очень большая суета. Строим большой дом, построили баню, несколько раз пришлось ездить в Москву за иконостасом, за материалами.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс