Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (701) → А.В. Пиличев: «Православие – это не схоластика, а общение Бога с человеком»

А.В. Пиличев: «Православие – это не схоластика, а общение Бога с человеком»

№44 (701) / 19 ноября ‘12

Беседовала Анастасия ТитоваИнтервью
  • Зачем рядовому христианину изучать теологию?
  • Как мирянин может реализовать свои богословские знания?
  • Чему и как учат будущих богословов?

На эти и другие вопросы отвечает кандидат экономических наук, доцент Алексей Валерьевич Пиличев, заведующий кафедрой теологии Миссионерского института при Ново-Тихвинском монастыре.


– Иногда кажется, что теология создана искусственно и не имеет отношения к жизни христиан, так ли это?

– Нет, не так. Следует различать два подхода к созданию теологии, иначе – богословия, духовный, имеющий основание в опыте общения человека с Богом, и схоластический, имеющий корни в философско-логических построениях.

Основания первого мы видим в Евангелии от Иоанна (5, 39), когда Господь говорит иудеям, что Писания свидетельствуют о Нем. Это означает, что были люди, боговидцы, исполненные Божественной благодатью, которые излагали свой опыт благодати письменно, то есть, водимые Святым Духом, начертывали Божественное слово – богословие. Господь, как мы видим, благословляет этот труд.

Православные христиане призваны исполняться Божественной благодатью или, в терминологии святителя Григория Паламы (византийского богослова и подвижника XIV века), нетварными Божественными энергиями; в этом цель христианской жизни (смотри беседу преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым). Но мы не можем опираться на свой личный опыт, мы должны поверять его опытом святых отцов. Изучение святоотеческого опыта благодати и есть православное богословие, или теология.

Второй подход есть лишь логические конструкции, которые хотя и берут за основу богословие Церкви, но строят из него лишь безжизненные и, как правило, ложные словесные формулы и модели. Уже упомянутый святитель Григорий Палама писал об этом так: «Ищущий познания прежде дел, если верит испытавшим, восприемлет некое подобие истины, размышляя же сам от себя, утрачивает этот образ, а затем, якобы преуспев в поисках, исполняется великой гордыни и надмевается, глумясь над опытными мужами как над заблудшими». Говоря об «испытавших», святитель Григорий имеет в виду тех, кто испытал опыт приобщения благодати, а говоря о тех, кто «размышляет сам от себя», он имеет в виду богословов, изобретающих философско-логические конструкции, о которых я упоминал выше. И, наконец, слова святителя о тех, кто «исполняется гордыни, надмевается, да еще и глумится над опытными мужами как над заблудшими», следует относить к ним же, то есть к тем, кто представляет второй подход к пониманию сути теологии.

Конечно, в Миссионерском институте мы сторонники исключительно первого подхода.

– Зачем теология нужна рядовому мирянину, который не будет связывать свою деятельность с научной работой?

– Если этот мирянин или мирянка уверены, что доживают свой последний год и круг их общения в оставшееся время жизни будет ограничен только священником, принимающим у них Исповедь в храме и все, тогда действительно теология им не нужна. Как спасительно прожить в полном одиночестве и молчании оставшиеся дни, объяснит батюшка, а потом уж один и отпоет их.

Если же человек намерен общаться с другими, то как православный христианин он просто обязан свидетельствовать об истине христианства. Образ этого свидетельства дал нам Господь Иисус Христос, а за Ним и весь сонм святых – свидетельство жизнью, делами и словами. А это свидетельство опыта благодати – либо своего, либо, что более правильно, опыта «испытавших», то есть святых отцов. Потому их опыт необходимо, во-первых, изучать, а во-вторых, – учиться его словесно выражать. Это и есть обучение теологии.

– В среде невоцерковленных людей часто звучит расхожая фраза: «у меня Бог в душе, главное – вера, а догматы – это не важно». Что отвечать на такие слова?

– Насчет Бога в душе – не факт, не факт. То, во что вы верите «в душе», – это то, что вы говорите. Ну и что вы можете сказать?

А что будет фактом Бога в душе? Словесное выражение веры.

А это сказал еще апостол Павел в Послании к Римлянам (10, 14, 17): «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?.. Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». То есть факт Бога в душе – это Божественная благодать («слово Божие»), которой человек приобщается только в Православной Церкви через участие в ее таинствах, и вера, которая выражается вслух. Ее выражение, как минимум, – догматы Символа веры, которые человеку рассказали, объяснили и он, усвоив их, может сам рассказать и объяснить их другим. Этому надо учиться.

Как раз умению объяснить свою веру другим мы и учим студентов в Миссионерском институте.

– Как смогут реализовать свои знания студенты, которые изучают теологию в Миссионерском институте?

– Если говорить в целом, «по-крупному», то мы этого знать не можем, так как служение этого православного человека Сам Господь устроит так, как Ему будет угодно, и это может быть совершенно неожиданный и замечательный поворот в жизни, своеобразный Божественный «сюрприз». И этот сюрприз у каждого будет свой!

Если попытаться что-то конкретизировать так, как это принято в миру, то можно сказать следующее. Это преподавательская деятельность – как при храмах, так и в общественных учебных заведениях. Это участие в миссионерских проектах, сейчас они будут разворачиваться, как мы надеемся, все больше и больше. Это собственное дело, коммерческое или, что лучше, некоммерческое, но понимаемое как служение Богу, а, значит, и людям; в том числе и служение словом. Наконец, это просто трезвенная православная жизненная позиция без уклонений как направо, в духовный фанатизм и ригоризм, так и налево, в духовный либерализм и протест против церковной иерархии. Думается, что перечисленного уже немало.

– Что за люди ваши студенты?

– Это разные люди. Разных возрастов, разного уровня образования и специальностей, мужчины и женщины, юноши и девушки, бабушки и дедушки, состоящие в браке и холостые, работающие и только устраивающиеся в жизни, миряне и монашествующие. Наверное, можно еще много перечислять разных противоположностей. Думаю, что всех их объединяет желание учиться выражать свою веру словом.

А кроме этого есть у них еще одно желание, которое они сами зачастую не осознают. Это желание понять, что такое встреча и общение человека с Богом живым? Ведь подлинное Православие – это не схоластика, а общение Бога с человеком. Вот об этом общении мы и пытаемся говорить в нашем институте всем строем учебного процесса и вне учебной жизни. Конечно, научить богообщению мы не можем, на такое обучение уходит вся жизнь человека и учитель здесь – Церковь. Мы же только пытаемся познакомить наших студентов с тем, что составляет центр Православия – живое святоотеческое Предание, опыт благодати в жизни святых отцов, которому можно приобщаться.

– Как можно поступить в Миссионерский институт?

– Решиться, помолиться, взять благословение у священника (письменное), собрать необходимые документы (перечень их есть на нашем сайте) и – вперед!

Тем, кто будет поступать к нам на базе высшего образования, нужно будет сдать только один экзамен – по предмету «Основы Православия» в объеме учебника «Закон Божий» Серафима Слободского. А тем, кто придет со средним образованием, нужно будет сдать историю России, обществознание, основы Православия и русский язык (изложение). Мы принимаем в институт как на основе вступительных испытаний, так и на основе результатов ЕГЭ. Подготовиться к вступительным испытаниям мы поможем – с 1 февраля 2013 года в нашем институте начнут работу бесплатные шестимесячные подготовительные курсы для абитуриентов. Вся информация будет на сайте www.uralsky-missioner.ru.

Документы в институт мы принимаем в августе, а вступительные испытания – в сентябре.

– Какими бы Вы хотели видеть Ваших студентов?

– Разными. Перечень приведен выше, но он открытый, то есть его можно дополнять (веселыми, общительными, умными, смиренными, послушными, добрыми и т.д.). Главное, чтобы у них было твердое желание стать людьми Божиими (то есть православными христианами по духу, а не только по букве), желание служить другим людям (а выбор пути оставить Господу). В общем, мы будем работать со всеми, кто поступит.

Желаю помощи Божией на путях изучения православного богословия, то есть православной теологии.

 
Читаем Ветхий Завет

Грех смывается только кровью

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О сути жертвы Ветхий человек приносил жертву за грех на своих собственных руках, он не просто должен был ее купить, как это было во времена Иисуса Христа – вот почему Он разгневался на тех, кто продавал во дворе храма скот

 
У книжной полки

«Таких людей на Земле больше нет…»

Елена Бунакова

Святитель Афанасий Ковровский. «Какое великое утешение – вера наша! Избранные письма» Епископ Зиновий (Мажуга), впоследствии митрополит, ученик и преемник Глинских старцев, еще при жизни епископа Афанасия (Сахарова) сказал однажды его духовным чадам

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс