Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (697) → Божий царь

Божий царь

№40 (697) / 22 октября ‘12

Н.В.Татаринова, экскурсовод Духовно-просветительского центра «Патриаршее подворье»История

«Император Павел Петрович как любил Церковь святую, как чтил уставы ее и сколько сделал для блага ее, не многие из царей русских подобно ему послужили Церкви Божией…».

Преподобный Серафим Саровский

Библиотека «Державная» имени Святого Государя Императора Николая II Патриаршего подворья при Храме-на-Крови представляет книгу Елены Карасевой «Божий царь Павел I Петрович Романов» (Санкт-Петербург, 2010 г.).

Не удивительно ли, что именно о государе Павле I сказаны святым преподобным старцем Серафимом эти слова?

А сколько противоречивых отзывов читали мы об императоре Павле Петровиче! Наполеон называл его русским Дон Кихотом. Пушкин – романтическим императором. Английский актер Брокман – русским Гамлетом. Для большинства историков личность Павла I представляет загадку, а, между тем, душа его не поддается научному исследованию, не согретому духом христианской веры.

В книге Е.Карасевой личность Павла I рассматривается с православной точки зрения, поскольку сам он понимал монаршее служение прежде всего как служение Богу.

Вряд ли русская история знает другого самодержца, судьба которого сложилась бы столь же драматично. Воистину это был царь-страстотерпец. Сколько горя и невзгод пришлось ему претерпеть с самого рождения!

Сиротство при живых родителях, заговор матери против отца, убийство отца, недопущение до престола, попытка отравления, предательство первой жены и ее смерть при родах, предательство друга, фактическое лишение отцовства, клевета, попытки выставить сумасшедшим, предательство старшего сына и ближайшего приближенного, антимонархический заговор лиц, которых он в свое время помиловал, – и мученическая смерть…

И после убийства продолжают повторять клевету на помазанника Божия. Но «ин суд человеческий, и ин Суд Божий».

Простой народ почитал Павла Петровича, называя его «мужицким царем». На восторженные поздравления цареубийц: «Радуйтесь, братцы, тиран умер!» солдаты угрюмо ответили: «Это для вас он тиран, а для нас – отец».

Автор книги подробно прослеживает жизненный путь царя: император предстает перед нами во всей полноте его неординарной натуры.

Воспитанием Павла I занималась Августейшая бабушка, царица Елизавета Петровна, которая назначила ему руководителем графа Никиту Ивановича Панина, образованнейшего человека своего времени. Он собрал вокруг цесаревича цвет тогдашней науки:

«Людей столь мудрых и избранных
И Павлу в наставленье данных
С почтением Россия зрит…».

(А.П.Сумароков)

Законоучителем цесаревича был будущий митрополит Платон (Левшин), которого радовало духовное устроение ученика, впитавшего в себя с молоком кормилицы веру живую, Православную. Нередко и по ночам Павел вставал на молитву – благочестие и истинную веру император пронес через всю жизнь. «Поистине нет ни утешения, ни подкрепления иного, кроме того, которого ищем мы в Боге», – писал он позднее своему наставнику. Павел Петрович, подобно первым русским царям из династии Рюриковичей, был глубоко верующим христианином.

После кончины императрицы Екатерины II впервые на российском троне оказался человек, которого готовили к этой величайшей миссии с момента рождения. Это был уже зрелый муж (ему было 42 года), и у него имелась целостная система управления вверенным ему Богом государством и выстраданное осознание своей подотчетности перед самым справедливым и строгим из судей – Царем царей.

Заслуги императора Павла I перед Россией велики (это нехотя признают даже его недруги). Всего четыре года царствования, а сколько важных преобразований! Благодаря Павлу Петровичу Российская империя получила закон о престолонаследовании, «чтобы государство не оставалось без наследника и не было бы ни малейшего сомнения, кому наследовать».

Павел I провел важнейшую военную реформу, порядок в армии был наведен образцовый, причем при самом строгом обращении с нерадивыми офицерами император оставался трогательно заботлив по отношению к простым солдатам. Он решительно пресек дедовщину, когда высшие чины присваивали то, что полагалось солдату. Как утверждают специалисты, Павла I можно по праву считать «основоположником высшего военно-морского образования в России».

Важнейшие реформы были проведены им в государственном управлении и судебном производстве: «Павел Петрович быстро приучил чиновников пошевеливаться в делах, касающихся судеб его подданных». Чтобы иметь правильное понимание положения дел в стране, в первые же дни царствования государь счел необходимым обустроить во дворце обширное окно, в которое любой его подданный имел право опустить прошение на его имя. Ключ от комнаты, в которой находилось «просительное окно», император хранил лично у себя. Каждое утро он спускался на первый этаж, чтобы собрать корреспонденцию. «Народ был счастлив. Вельможи знали, что всякому возможно было писать прямо государю и что государь читал каждое письмо… Страх внушал им человеколюбие».

Из книги Е. Карасевой вдумчивый читатель узнает о многих других важных реформах императора Павла I.

Павел I оставил после себя достойное потомство, его дочери породнились со многими монархическими домами Европы. Его нежнейшая, преданнейшая супруга Мария Федоровна бесконечно почитала своего мужа. Бог даровал им 10 детей, из которых одна девочка, Ольга, умерла во младенчестве. Два их сына – Александр и Николай– стали русскими императорами. Константин и Михаил Павловичи послужили Отечеству на военном поприще, участвовали в Отечественной войне против Наполеона. Великий князь Михаил Павлович управлял артиллерийским ведомством, был главнокомандующим гвардейским и гренадерским корпусами…

Сама императрица Мария Федоровна заслужила искреннюю благодарность потомков за свою многогранную благотворительную деятельность. Эти чувства к ней выразил после ее кончины В.А.Жуковский:

«Благодарим, благодарим
Тебя за жизнь твою меж нами:
За благодать, с какою ты
Спешила в душный мрак больницы,
В приют страдающей вдовицы
И к колыбели сироты…»

В приложении к книге помещены работы В.Вишнякова, вышедшие в свет в 1916 году. Автор описывает многочисленные случаи чудесной помощи по молитвам у гробницы Павла Петровича в Петропавловском соборе Петербурга во время Первой мировой войны, что свидетельствует о всенародном почитании убиенного Государя, к которому и ранее обращались страдальцы, обиженные неправыми судьями или «сильными мира сего» – не случайно накануне революции Священным Синодом активно собирались материалы для канонизации царя; почитала державного предка и семья Святого Государя Николая II.

«Убитый сын убитого отца,
Защитник Родины и царского престола.
Любил ты истину, порядок и закон
И чтил душою честного солдата…

Ты первый осудил с престола своего
Оковы горькие позорящего рабства
И смело положил пределы для него
Без громких слов и хитрого лукавства.

Да, был воистину ты рыцарем-царем,
Храня в душе величье самодержца,
И, как помазанник, ты правил алтарем,
Отдав ему свою святыню сердца…

Поход на Индию блистательных дружин
Был для тебя смертельным приговором…
Злодейка Англия – гремучая змея –
Тебя ужалила неумолимым жалом,
Чтоб отстранить опасность лезвия,
Грозившего британским феодалам.

Рожденные столетней клеветой,
Рассеются все призраки обмана,
И встанет в славе праведник святой
Из гроба мрачного «безумного тирана»…

Это строки из стихотворения С.Бехтеева «Царь-Рыцарь», которое было написано в 1925 году; полностью его можно прочитать в книге «Божий царь Павел I Петрович Романов».

Историческое исследование Елены Карасевой помогает развенчать многие мифы о государе императоре Павле I, отвечает на вопросы, кто и почему убил императора, и предоставляет возможность читателю самому решить, кто перед ним: «безумный тиран» или «праведник святой».

 
Наследие

Подвиг Царской Семьи заставляет задуматься не только об истории, но и о самих себе

Мария Заостровных

Центральная православная библиотека возобновила цикл духовных вечеров. Один из них посвящен Царской Семье. Первым приглашенным лектором стала матушка Татиана Костарева из храма Свв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы г. Сысерти.

 
Праздник

День народного единства. История праздника.

«Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы пришли и куда нужно вам идти». Л.Н. Андреев Праздник был установлен в честь исторических событий, произошедших на Руси четыре века назад, в 1612 г.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс