Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (692) → Православный психиатр

Православный психиатр

№35 (692) / 10 сентября ‘12

Интервью

В подмосковном городе Долгопрудном в обычной маленькой квартирке на первом этаже живет необычный человек – православный психиатр Евгения Павловна Волосова. Мы воспользовались давним знакомством и взяли у нее интервью.


– Евгения Павловна, вы огромную часть своей жизни отдали работе в Первой Градской больнице. Помнится, Вы всегда говорили, что это особое место. В чем особенность Первой Градской?

– В первую очередь, чрезвычайная интенсивность врачебного труда. Это скоро-вспомощная больница общего профиля, преимущественно хирургического. Первая Градская пропускает через себя круглосуточный девятый вал человеческих болезней и страданий. Везут с травмами, с суицидами, с самоповреждениями, обмороженных, порезанных и обожженных. И, конечно, с психозами.

– И каково в этом работать не обычному, а именно православному психиатру?

– Так же, как и всем остальным совестливым людям. Я сейчас озвучу свое личное мнение. Не существует православных психиатров. И какой-то особой отдельной науки, православной психиатрии не существует. Существуют православные люди – верующие и совестливые. И при этом такой человек может быть психиатром, например. Человеческие качества первичны: совестливость, работоспособность, самоотверженность, служение идеалам – все это и есть вера! При этом важны хорошее образование и профессионализм. А название – это просто условность, общепринятое обозначение, не более того. Больному человеку очень трудно обратиться к врачу-психиатру. Страшно. Он идет к именно к православному психиатру, как к человеку с определенными нравственными принципами. От православного психиатра ожидают большей доброты, внимания, бескорыстия… Проще говоря, православный психиатр – это обычный верующий человек с дипломом врача-психиатра, живущий и работающий по Евангельским заповедям. И все.

– Это накладывает какой-то отпечаток на работу врача?

– Ответственности больше. Православный психиатр знает, что он ответит за свою работу не только перед людьми, но и перед Богом. Спасая чужую душу от психической болезни, ты спасаешь свою душу от греха и грязи. Это хороший стимул, чтобы качественно работать!

– А психиатрические больные чувствуют такое... особое православное отношение к себе?

– Еще как чувствуют! И помнят отлично. Как-то поздно вечером медсестры меня вызывают потому, что больная не слушается, успокоить ее не получается, спать она не ложится. Я прихожу и спрашиваю больную: «Почему спать не ложишься?» Она отвечает: «Я тебя жду!» – «Зачем ты меня ждешь?» – «Тетенька, я хочу тебе большое спасибо сказать». – «За что?» – «А помнишь, ты меня одеялом укрыла, по голове погладила и сказала: «Все будет хорошо, Тамарочка!» И тут я вспоминаю, это же я ее в приемном отделении принимала, еще обратила внимание, что ей холодно и укрыла одеялом. Конечно, я ее потом забыла, а сейчас вспомнила. Больная, сказав мне «спасибо, тетенька», спокойно без всяких уколов ложится спать и засыпает. А ведь это хроническая психиатрическая больная. Больные учат врача человечности и уважению, и если врач этому не учится, ему нечего делать в медицине.

– Психиатрические больные вообще вылечиваются?

– Все по-разному, конечно. От диагноза зависит, но больше от отношения к своей болезни. Вот мое личное нестрогое наблюдение. Если больной быстро успевает осознать, что он болен, если он понимает, что это реальная беда и он теперь должен научиться жить с этой болезнью, если родственники не отвернулись, а помогают в беде, если больной реально выполняет назначения психиатра, то можно с помощью постоянного наблюдения и медикаментозной коррекции сделать так, что в последующие годы психически больной человек с очень тяжелым психиатрическим диагнозом в стационар больше не попадет. Это с тяжелыми психическими заболеваниями, которые считаются неизлечимыми. С более легкими расстройствами тем более. А вопрос излечения, он скользкий в психиатрии. Сегодня нормальный – завтра ненормальный. Был буйный с бредом, а через три дня спокойный и все понимающий.

– Психиатрические больные понимают, что они сумасшедшие?

– Не все, но многие понимают. Хорошо, когда понимают. Это шанс для врача и больного контролировать болезнь. Когда психиатрический больной дает адекватную реакцию горя на осознание того, что с ним случилось, это шанс на успех лечения. Это адекватная депрессивная реакция.

– Почему?

– Люди же испытывают адекватные депрессивные реакции, когда кто-то из близких умер. А если человек осознал, что у него психиатрическое расстройство – это же тоже горе, пусть и меньшее, чем смерть близкого. Чему тут радоваться-то?! И равнодушие или спокойствие больного в этой ситуации неестественно.

Психбольной должен пройти стадию понимания, что с ним что-то не так и стадию горя по этому поводу. Это очень перспективно для выздоровления. В течение психической болезни бывают светлые промежутки, когда человек все очень хорошо осознает. Если психиатр внимательный и компетентный, он успевает этим светлым промежутком воспользоваться. И тогда совместными усилиями: врача и больного, медикаментами и добрым словом, – часто удается вырвать человека из лап болезни. И еще очень важно, чтобы психиатр не отчуждался от психбольного. Ты осознаешь вместе с ним, горюешь вместе с ним, и это психотерапевтично для больного!

– Психбольной должен знать, что он болен?

– Да.

– И что, нужно говорить больному: «Дорогуша! Ты шизофреник!» Так?

– Нет, я даю человеку понять, что с ним беда, он повел себя неадекватно, что это серьезная болезнь, а не каприз, чудачество или случайность. Но диагноз я не произношу вслух. Больной и так находится в трудном положении, его мозг не справляется даже с рядовой нагрузкой, зачем же я буду эту нагрузку увеличивать? Больному помощь нужна, а не формальный диагноз, который может придавить его своей тяжестью. От слова «шизофрения», например, ему легче не станет. А если вылечится, незачем ему с этой памятью о плохом жить. Пусть потом живет легко и радуется жизни.

– Евгения Павловна, а как Вы от светских взглядов на психиатрию пришли к православным взглядам? Чем вообще вера в Бога отличается, скажем, от бреда, галлюцинаций, от веры в зеленых человечков и белых бородатых карликов?

– Отличается объективными фактами, пропущенными через личный опыт. У меня случай был. На дежурстве ночью у меня начинает умирать больной с алкогольным психозом. А он здоровый молодой парень, но отравился алкоголем – сильнейшая интоксикация, алкогольный бред, неконтролируемая двигательная активность. Его с этим алкогольным психозом к нам в психиатрию и привезли. Мы с медсестрой всю ночь ему капельницу ставили, уколы делали, когда буянить начинал – уговаривали, удерживали, на постели фиксировали. А он сильный и дурной. Под утро мы уже падаем от усталости, а он реально умирать стал. Мы с медсестрой, две молодые женщины, просто в шоке – не хотим мы, чтобы он умер!

Под утро мы обе сломались. В отделении капельницы закончились, спасать парня нечем. И силы тоже закончились. Мы уже обе тоже в полубредовом состоянии от усталости. Я в своем кабинете голову на руки уронила и говорю медсестре: «Иди умой его…». Она: «Как умой?» Я ей: «Да хоть как умой. Умирает человек…» Медсестра уходит. Я сижу и собираюсь с силами, чтобы пойти в палату и констатировать смерть.

Проходит какое-то время. Возвращается медсестра. Мне в истории болезни нужно записать точное время наступления смерти. Я обреченно медсестру спрашиваю: «Когда?» А она как-то странно на меня смотрит и отвечает: «Никогда». Идем вместе к больному. А он там живее, чем мы тогда с медсестрой были – взгляд ясный, щеки розовые, дыхание нормальное. Спрашиваю медсестру: «Что ты с ним сделала?» А он у нас раздетый лежал и в тот момент уже хрипел. Выясняется, что у парня на тумбочке бутылка с водой стояла. Мы думали, что минералка. Ну, медсестра взяла и всего его из этой бутылки полила и руками растерла. Она тоже уже в невменяемом состоянии была. Парень в себя приходит и говорит: «Спасибо!»

В общем, мать парня потом призналась, что она тайком вместо минералки крещенскую воду ему подсунула. Это же самые кондовые советские времена были. Никто об этом не знал: ни мы, ни парень. Так что психологический фактор исключается.

– И что, выжил парень?

– Конечно. С той поры и пошел на поправку.

– Так может от теплых женских рук? Медсестра-то была молодая женщина. И красивая, наверное…

– Если бы все так просто было, мы бы всех своих больных с того света на руках вынесли…

– Ну, может совпадение? Бывают же случайности. Вы всю ночь за его жизнь боролись, тут наступил кризис – и больной пошел на поправку. В школьных учебниках еще подобное описано…

– Пожалуйста, еще случай. Лежит у нас больная женщина, крупная, килограммов 120 примерно. И лет ей к 70-ти уже. Пролежень у нее огромный, примерно 20 на 40 см, куски мяса из тела вываливаются. Я понимаю, что вот эта язва будет у нее заживать много месяцев, если вообще когда-нибудь заживет. И тут хирург ее осматривает и замечает, что эта яма в теле покрыта яркими красными грануляциями, которых мы могли бы добиться интенсивным лечением только месяца через два примерно. А наблюдаемый результат достигнут за несколько дней. Неестественно это. Хирург ее повторно осматривает и меня спрашивает: «Чем лечили?» Я ему отвечаю: «Так ты же сам и лечил. Мы только своей психиатрической частью занимались». Он недоумевает. А через полтора месяца язва затянулась и молодой кожей покрылась. И это у старого человека.

– Что, опять святая вода?

– Нет, у нее сын священник оказался. Он в палату приходил и тайком от нас, врачей, молебен по своей маме отслужил. Мне потом больные рассказали. Подобных случаев было очень много в моей жизни. Честный врач, а в особенности врач-психиатр, под давлением фактов неизбежно приходит к допущению, что Бог существует. У кого-то это принимает форму веры, как у меня, а у кого-то это остается в форме научного допущения существования некоей Иной Силы… Мне ближе Православная вера. Не дураки же были наши предки. Они все это уже до нас сформулировали. И потом моя вера – она не от теории. Мне никто не говорил, что надо верить. Меня сама жизнь в эту веру носом ткнула и все наглядно показала.

– А потом что было, когда вы к вере пришли?

– Да то же, что и до этого – учеба и служение больному. По-другому в честной медицине не получается.

С православным психиатром Е.П. Волосовой беседовали
психологи и журналисты Игорь и Лариса Ширяевы.
«Интересный мир»

 
Пути Господни

Ладанка

Наталья Николаева

После выхода на пенсию у людей часто начинают появляться разные болезни. Вот и Михаил, пока был молодой, думал, что пенсионеры просто придумывают себе всякие недуги.«Если, даст Бог, доживу до такого возраста, – думал Михаил, – у меня таких проблем не будет».

 
Плод веры

Фотохудожник Наталья Батраева: Мы сильны, когда мы вместе

Беседовал Александр Гатилин

Наш собеседник – Наталья Батраева, замечательный фотохудожник, общественный деятель, автор фотоальбомов и выставок о Южной Осетии, Косове и Метохии.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс