Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (688) → Белогорье – самая юная из дореволюционных обителей

Белогорье – самая юная из дореволюционных обителей

№31 (688) / 13 августа ‘12

Наталья Шустова, г. ЕкатеринбургПаломничество

После пяти часов пути наш паломнический автобус прибыл из Екатеринбурга в Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительный монастырь. В дороге нам не приходилось скучать – экскурсовод вела интересный рассказ не только об истории монастыря, но и в целом о становлении Православия на Урале. Мы узнали много интересных фактов, исторических подробностей, повлиявших на выбор места и времени создания обители, о значении монастыря в укреплении Православной веры в самом центре раскола и о тех событиях, что тесно переплетены с главной на Урале темой – памятными датами Царской Семьи. Некоторые факты и наши живые впечатления мы попытаемся сейчас передать...

Дорога, петляя между холмами, позволила нам еще издали, на самом горизонте, за 12 км от монастыря, возле села Калинина увидеть большой белогорский собор, а точнее, храм в честь Воздвижения Креста Господня. По пути он то пропадает, то появляется вновь, постепенно, с каждым нашим новым поворотом все приближаясь и увеличиваясь в размерах. И вот он совсем близко – огромный, стройный и величественный красавец поднимается над окружающим ландшафтом, сверкая белыми, как сахар, стенами и золотыми куполами, отражающими солнце.

Здесь, на Белой горе, погода меняется каждый час. Ветер дует непрестанно, то нагоняя или разгоняя тучи и облака, то погружая каменного гиганта в сумрак, то освещая его яркими вспышками, меняя и преображая его очертания, окутывая его затейливые орнаменты белой вуалью облака. В окружении живого пейзажа собор как бы вторит настроению природы – то он становится задумчиво-сумрачным, то торжественно-светоносным, то прозрачно-растворенным. Впечатление такое, что храм вздымается, живет, дышит. Настолько он органично сложен, настолько устойчиво вписан в местный ландшафт. Недаром, когда богоборцы уничтожали святыни, его не смогли взорвать, он словно бы врос в скалу, стал ее неотъемлемой частью.

Так что же такое Белая гора? Почему именно здесь, вдали от населенных пунктов обустраивался православный монастырь?

Белая гора – одна из высоких точек Пермского края – 446 м над уровнем моря, входит в отроги Уральских гор. Она видна отовсюду с расстояния более чем 70 км.

Пермский край был известен не только как оплот раскола, славен он был и своими миссионерскими традициями. Начало было положено еще в XV веке Стефаном Великопермским. В конце XIX века его дело успешно продолжил позже прославленный в чине священномучеников миссионер Пермской епархии о. Стефан Луканин, много потрудившийся для воплощения идеи устроения в самом центре раскола такого монастыря, в котором бы совершались богослужения с точным уставным чином Православной Греко-Российской Церкви. Лучше места для этой благой цели, чем Белая гора, отыскать было трудно. По рассказам старожилов, на вершине горы снег не таял до середины лета, ее белоснежная шапка была видна далеко в округе. Еще рассказывают нечто удивительное – местные жители часто видели по ночам световой столб, исходящий от вершины и устремленный в ночное небо.

Первым сооружением на Белой горе был высокий восьмиконечный православный десятиметровый крест, прозванный позднее в народе Царским. Он был воздвигнут в 1891 году в память о чудесном спасении Наследника Всероссийского престола Цесаревича Николая Александровича, будущего Государя Императора Николая II, при покушении на его жизнь, произошедшем в том же году во время его путешествия по Японии.

Каменный гигант, Крестовоздвиженский храм – более позднее сооружение на горе. Впечатляют связанные с ним цифры: строился храм 15 лет, с 1902 года до освящения в тревожное для России время в 1917 году. В этот глухой край на церемонию освящения по бездорожью прибыло около 30 тысяч человек, в том числе около 2,5 тысяч представителей духовенства. Сам же собор вмещал до 8 тысяч человек.

Размеры собора поражают – по 53,25 м в длину, ширину и высоту. Он увенчан пятью большими и пятью малыми куполами, помещенными над папертями со всех сторон. Это один из красивейших храмов России, вошедший в современную четверку самых крупных ее соборов после Исаакиевского, Храма Христа Спасителя и наравне с Верхотурским Крестовоздвиженским собором. Проект был выполнен пермским архитектором Е.И.Артемовым, взявшим за основу чертежи архитектора К.Тона, автора проекта знаменитого Храма Христа Спасителя в Москве. Эклектичный архитектурный стиль, характерный для переходной эпохи, стремился к монументальному утверждению сложной, драгоценной и всегда такой хрупкой красоты. Красота стремится спасать, – но мы знаем, что уже через год после освящения собора претерпели мученическую кончину почти все братия монастыря и его настоятель священномученик Варлаам (Коноплев). С августа 1918 года по январь 1919 года большевики замучили и расстреляли 34 монаха Белогорского монастыря.

Об архитектуре еще одного храма, некогда стоявшего на Белой горе, сегодня мы можем судить только по очертаниям его фундамента и по старым фотографиям. Храм Иверской Иконы Божией Матери был сооружен в память помолвки Государя Наследника Великого Князя Николая Александровича с высоконареченной невестой в 1894 году. Примечательно, что по проекту вокруг Иверского храма была устроена обходная галерея-терраса специально для местных старообрядцев. Наставники раскольников говорили им, что у православных в церквах все порушено, в эти храмы не только входить нельзя, но, даже заслышав их пение, нужно заткнуть уши и бежать. А еще говорили, что если от дождя встанешь под крышу такого храма и капля с крыши тебе капнет на одежду, то нужно ее сжечь, иначе не будет тебе прощения. Вот терраса и должна была обезопасить любопытствующего старообрядца от этих «неприятностей». И раскольники, истосковавшиеся по богослужениям, приходили и поднимались на галерею, затем заходили в храм, и многие потом отступали от раскольничьих ересей и принимали веру Православную.

Итак, что нам в нашем паломничестве удалось увидеть своим глазами?

  • Десятиметровый Поклонный Царский крест;
  • верхний храм Крестовоздвиженского собора, в котором сейчас идут реставрационные работы и служба не совершается. Там уже почти закончен высокий четырехъярусный иконостас, завершена отделка пола, чисто выбелены стены, храм начал украшаться святыми образами;
  • нижний (зимний) храм Крестовоздвиженского собора в честь Иверской Иконы Божией Матери, в котором провели для нас еще одну экскурсию с рассказом о местных святынях; помолились, исповедовались на Всенощной в субботу и причастились на Литургии в воскресенье;
  • еще один крест, размерами поменьше, в память первого настоятеля монастыря отца Варлаама и невинно убиенной братии;
  • поклонились восточной стене храма в том месте, где были расстреляны насельники монастыря, – участок стены, где остались следы расстрельных пуль (это место при реставрации решено было сохранить, дабы память о минувших трагических событиях сохранялась и служила уроком для будущих поколений);
  • разместились на ночлег в одном из братских корпусов – постройке конца XIX века;
  • трапезную, в которой трудники монастыря нас очень ласково встретили и вкусно кормили в дни нашего пребывания;
  • посетили смотровую площадку, откуда открылся великолепный вид на окрестности, насладились красотой уральской природы с высоты Белой горы – леса, поля и холмы, простирающиеся на десятки километров во все стороны света. Вот как описывают очевидцы открывающиеся просторы: «Вид от креста на все четыре стороны до того величествен, что трудно описать получаемое от него впечатление. Горизонт открывается необъятный: на восток невооруженным глазом видна даль на полтараста верст, на юг – не менее 80 верст, на север – видны горы закамские, до которых не ближе 130 верст»;
  • побывали у источника-купели, освященного в честь Иконы Божией Матери «Взыскание Погибших», в который мы, немного утомленные от обилия впечатлений, окунулись и почувствовали невероятную бодрость и прилив сил;
  • затем мы набрали в сосуды удивительно чистую и вкусную воду из источника Святого Николая, которая поднялась высоко в горы вопреки всем законам физики.

Величие, значительность самого монастыря, окружающей его природы, устремленность к небу позволяли и ранее сравнивать его с Афонским монастырем в Греции, называя Белогорье уральским Афоном. А сейчас, когда восстановительные работы идут полным ходом, мы можем приобщиться к возрожденной святыне. В воскресные дни поток автомашин и автобусов идет на гору постоянно. Может быть, эта необычайная притягательность Белогорского монастыря состоит в том, что этот монастырь так и остался в истории Русской Православной Церкви «самой юной обителью» из дореволюционных? Уезжали мы переполненные и обогащенные благостным чувством прикосновения к вечному, настоящему и бесспорному, с благодатью в сердце, которая готова была изливаться добром на каждого встречного и прохожего.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Артемий Владимиров: Любовь Христова побеждает зло

Беседовал Александр Сергиенко

В гостях у телеканала «Союз» настоятель храма Всех Святых в Красном Селе и нескольких приписных храмов

 
Пути Господни

Жива в душе вера

Наталья Николаева

Николай Первушин родился в апреле 1869 года в поселке Белоярском (сегодня – Свердловская область) в семье священника Феодора Ивановича Первушина. Это и определило его жизненный путь – сначала он работал преподавателем, а после окончания в 1891 году Тобольской Духовной семинарии принял священнический сан

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс