Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (688) → Епископ Воскресенский Савва: Задача Церкви – спасение людей

Епископ Воскресенский Савва: Задача Церкви – спасение людей

№31 (688) / 13 августа ‘12

Беседовал Александр СергиенкоАрхипастырь

Вгостях у программы «Архипастырь» телеканала «Союз» епископ Воскресенский Савва, викарий Святейшего Патриарха, наместник Новоспасского монастыря.


Канонизация происходит по Промыслу Божию

– Владыка, как происходила канонизация Царской Семьи? С чего все началось?

– Сам я стал почитать Царя Николая, Царственных Страстотерпцев до прославления. Я узнал о прославлении его из журнала «Русский паломник», который издавала тогда Зарубежная Церковь, – она первая прославила Царя Николая и его Семейство.

У меня был небольшой образ Царя Николая, написанный в Зарубежной Церкви. На обороте был написан замечательный тропарь. Я считал, что в келейной молитве должен каждый вечер совершать молитвенное воздыхание к Царственному Страстотерпцу Николаю и Царственным Страстотерпцам; в России он в силу разных причин не был тогда прославлен, но я думал, что придет время, и Господь прославит Царственную Семью, что и произошло в 2000 году на Архиерейском Соборе. Этому предшествовала кропотливая работа профессоров Московских Духовных школ, священнослужителей, архиереев Русской Православной Церкви, которые исследовали досконально жизнь членов Царской Семьи и еще раз убедились в их святости.

Все приняли прославление Царя и его Семьи как благоволение Божие. Я совершаю богослужения в эти дни и вижу, что народу очень много, люди приходят и причащаются, дабы духовно соприкоснуться с Царственными Страстотерпцами.

– Владыка, ответим на звонок – Гжель на связи.

– Почему Царя и Царскую Семью называют Страстотерпцами, а не великомучениками?

– Я думаю, чтобы как-то выделить их подвиг. Мученик и страстотерпец – практически синонимы. Но мученик подразумевает какую-то долю прижизненных мучений. А Царственные Страстотерпцы переживали душевные, нравственные муки, но никаких физических страданий не претерпели, а были сразу расстреляны. Может быть, поэтому и было применено это слово – Страстотерпцы. Но для Страстотерпцев приемлемо и слово «мученик», потому что они своей кровью омыли тот грех отречения, который был на народе русском (для меня не имеет значения – мученик, страстотерпец – в любом случае человек святой, поскольку засвидетельствовал веру во Христа своей смертью и мученической кровью).

Жертва во имя Отечества

– Следующий звонок – из Новосибирска.

– Я бы хотел узнать, за какие заслуги Царя Николая канонизировали?

– Я рекомендую почитать, даже на сайтах очень много информации о том, по каким причинам были канонизированы Царственные Страстотерпцы. Первый признак, за который прославляют человека, это крепкая вера во Христа. Несомненно, мучения, которые они приняли, расстрел, не поколебали их веру в Иисуса Христа. Мы знаем, что перед самими страданиями они исповедовались и причастились. Была отслужена обедня; когда совсем случайно диакон запел «Со святыми упокой», они встали на колени: чувствовали, что пострадают и умрут. Во-вторых, я считаю, что подвиг Царя Николая заключается в том, что он пожертвовал собой ради блага Отечества. В своих дневниковых записях об отказе от престола он пишет, что если это нужно для блага России, то он готов уйти.

Если говорить, что он бросил Россию, то это ошибочное мнение. Мне кажется, судя по его дневнику, он был не до конца осведомлен, но ради блага России отрекся от престола.

Третья причина, по которой, мне кажется, был прославлен Царь Николай, это то, что жизнь его была Христос, и смерть – приобретение. Это верующий человек. Он и его супруга Царица Александра, которая приняла Православие, действительно сохраняли веру в Иисуса Христа до конца своих дней, и вера была благочестивой. Любовь к Отечеству, подвиг мученичества и благочестивая жизнь – это те причины, по которым прославляют святого человека. Я думаю, что не без воли Божией это все совершается – без Промысла Божия не был бы он прославлен.

Нельзя забывать уроки прошлого

– Послушаем звонок из Белгородской области.

– Посему народ одномоментно стал таким безбожным и побежал за большевиками?

– Нравственный разлад, нравственное падение каждого. Перед революцией 1917 года идею светскости интеллигенция культивировала, веровать было немодно. 1917 год – это некий рубеж. Многим было все равно, потому что надеялись на свой лжеименный разум. Но когда очень много мудрований, то очень много искушений: «где просто – там ангелов со сто, где мудрено – там ни одного». Сейчас отчасти повторяются те времена. Мы не помним уроков прошлого, когда пытаемся сделать государство светским, то есть на работе мы – светские люди, а дома – верующие. Я считаю, это большая глупость: или ты атеист, или верующий. Вера без дел мертва. Если не будет у нас по вере дел, то мы не можем называть себя христианами; с нормами светской этики это несовместимо. Если мы с вами к этой норме придем, то может повториться 1917 год, но более изощренно, еще больше крови может пролиться. Я считаю, что исконно русский народ всегда был православным. Уже не одно столетие он несет веру во Христа, пытается ее сохранить. Отними у русского человека Православие – окажется совсем иной человек, духовный урод, можно так сказать. Вся информационная гнусность, ложь, что несут Западная Европа и Америка, и приведет нас к плачевным результатам.

– Казнь была совершена в Екатеринбурге. Какое для русского человека, помимо исторического, значение имеет это место?

– Екатеринбургские монастырь Царственных Страстотерпцев, Храм-на-Крови – это алтарь, на котором принесена кровавая жертва. Это место мирового масштаба, поскольку здесь засвидетельствована была вера во Христа, любовь к Отечеству. Я считаю, что каждый православный человек должен посетить и этот монастырь, поклониться месту, где были погребены святые останки Царственных Страстотерпцев. Может быть, они были там изничтожены. К этому месту каждый православный христианин должен с особым трепетом относиться. С одной стороны, с великим плачем, с другой – с радостью, что мы обрели новых ходатаев пред Богом.

– Следующий звонок слушаем – Нарофоминск на связи.

– Каково отношение Русской Православной Церкви к останкам, захороненным в Петро-Павловском соборе?

– Мы до конца не знаем и не можем свидетельствовать, что это действительно останки Святых Царственных Страстотерпцев. Патриарх Алексий II не дал особого благословения почитать эти останки как мощи Святых Царственных Страстотерпцев.

– У нас есть вопрос из социальной сети, от Людмилы из Смоленска: «Скажите, если подавать записку об упокоении за погибшую Царскую Семью, как правильно писать: об упокоении Страстотерпцев и имена или указывать просто имена?».

– С того момента, как человек прославлен в лике святых, накануне совершается панихида, это последнее молитвенное воздыхание об упокоении души этого человека. А после канонизации, когда объявляется народу решение Собора, что этот человек прославлен в лике святых, мы уже молимся не об упокоении души его, а обращаемся к нему за помощью в ходатайстве пред Богом. Нужно 12 лет уже заказывать молебные пения Святым Царственным Страстотерпцам.

– Царь не уехал из России – это был подвиг патриотизма для всего народа или просто не было возможности уехать?

– Считаю, что больше – первое. Я почитал фразы из его дневников, это был человек, который любил Отечество свое. Как капитан, когда тонет корабль, уходит последним, так он и не ушел. Хотя его и убили, а корабль тонул... Слава Богу, не потонул – Россия все-таки воспряла.

Все идет от сердца

– Как житие святых может повлиять на нашу жизнь?

– Я наблюдаю передачи по телевизору, где берется какой-то человек, который совершил то или иное деяние, и начинается обсуждение. Говорят очень много колких фраз, много и лживого, и истинного. Каждый раз я не понимаю цель всех этих передач. Если хотят опорочить того или иного человека, тогда другое дело. Большей частью смотрю, что истину не находят, а все это превращается в говорильню. Считаю, самое главное – не рассуждать нужно, не вызывать людей на эти передачи. Каждому человеку нужно заниматься своим делом. Как говорил профессор Преображенский, «разруха у нас в головах».

– Не кажется ли Вам, что практика, которая в дореволюционной Церкви была, когда человек должен был принести начальнику раз в год справки, что он исповедовался и причастился, чтобы его не уволили со службы, возмутила и помутила народ?

– Не думаю. К трагическому итогу привела совокупность событий. Я придерживаюсь такого принципа, что невольник – не богомольник. В то время предреволюционное Церковь была неким государственным институтом. С Петра Великого начал действовать Синод. Там всегда присутствовал обер-прокурор, который являлся представителем царя и информировал царя о тех или иных решениях, которые Священный Синод принимал. Может быть, и отсутствие Святейшего Патриарха повлияло на ход событий. Но, считаю, это все же более глубокий вопрос, он связан с сердцем человека. В 1990-е годы, я помню, задавали Патриарху Алексию вопросы о его отношении к возможному присоединению Церкви к государству. Он ответил категорическим «нет», поскольку не хотел повторять опыт 1917 года. Церковь – институт нейтральный и занимается спасением людей, это основная задача Церкви Христовой.

– Следующий звонок – из Ростова-на-Дону.

– Какова Ваша оценка состояния Церкви до революции?

– Мне трудно судить. В некоторых источниках читаешь, что, с одной стороны, можно было видеть некий упадок духовенства и прихожан. С другой стороны, 1917 год показал, насколько вера крепка в сердцах людей. Я считаю, что Церковь Христова всегда свята, в любое время. Нельзя судить обо всей Церкви по плохим ее членам. Будь то дореволюционный период, постреволюционный – Церковь всегда остается богоизбранным институтом.

– Люди свидетельствуют, что отношение к узникам у тех, кто охранял Царскую Семью, менялось. Их из Тобольска перевезли в Екатеринбург, и здесь охрана сменилась. С чем это связано?

– Когда человек благочестив, когда он тянется к Богу, когда он в сердце своем имеет всеобъемлющую жертвенную любовь, то этот человек – как свеча, как его за семью печатями ни скрой, он все равно просияет. Это еще один признак святости Царственных Страстотерпцев. Многие стражники действительно испытывали симпатии, и многие, может, после этого обращались вновь ко Христу. Это вполне закономерное явление – в первые века христианства те мучители, что мучили исповедников, сами уверовали во Христа.

– Если палачи были уверены в своей правоте, почему они боялись показаться народу после совершения казни?

– На это злодеяние они были наставлены высоким начальством. Может быть, что-то и приняли, чтобы совершить это злодеяние. Они явно понимали: то, что они совершали, противоречит человеческим нормам. Любой грех ведет к опустошению.

– С какими молитвами мы обращаемся к Царственным Страстотерпцам?

– Составлена служба Царственным Страстотерпцам, есть и акафист, и молитва. Я лично к ним обращаюсь, когда у меня скорбь и уныние бывает. Они помогают. Некоторые люди к ним в болезнях обращаются.

Каяться надо в личных грехах

– Говорят, что за убийство Царской Семьи весь народ терпел на себе печать этого греха, прошел ли этот период?

– Последствия греха, когда Адам и Ева согрешили, на весь род человеческий обрушились, мы их до сих пор ощущаем. Когда смертность, тленность, удобопреклонность ко греху стали свойствами человеческой природы, тогда и появилось несколько понятий, таких, как грех первородный, грех родовой и грех личный. Что касается Царственных Страстотерпцев, их убиение отразилось на всей России. Но я бы не сказал, что мы повинны в этом грехе. Последствия мы претерпели – за 70 лет безбожия много было репрессий, крови пролито. Для нас это побуждение каяться в своих личных грехах, просить у Бога прощения, чтобы подобные события не совершились больше.

– Вопрос задает Таисия из Новосибирска: «Мой муж иногда срывается на меня, может накричать, я хожу обиженная несколько дней и ничего с собой не могу поделать. Какую молитву можно читать в моем случае? Считается ли это состояние унынием?».

– Это состояние можно назвать унынием. Как говорят святые отцы, лучшее средство от уныния – чтение Псалтири. Я прибегаю к этому способу избавиться от унылых помыслов, и это помогает. Каждое слово пророка Давида – для души и располагает к молитве. Можно почитать один псалом и поразмышлять над ним. И это может избавить от уныния.

– Вопрос задает Наталья из Москвы: «Как жить в женском монастыре без духовника, имея в назидание только Евангелие и святоотеческие книги? Получается, что человека должен вести Сам Бог, а на деле человек сам себе духовник, что является делом не монашеским».

– Я не знаю, что это за монастырь без духовника – в любом монастыре есть духовник, а если духовника нет, то за духовное руководство отвечает наместник или игумения, которая должна руководить своими сестрами, – за духовное руководство отвечает тот, кто возглавляет обитель. Потому мне непонятно, почему такое происходит. Если у вас нет духовника в монастыре, то найдите его среди священнослужителей. Может, там есть старший священник. Или обращайтесь к настоятельнице монастыря. Но если в этом есть ограничения, то, как пишет Игнатий (Брянчанинов), в последние времена нашими духовниками являются святоотеческие творения. Обращайтесь и к Игнатию (Брянчанинову). Вы найдете ответы на очень многие вопросы духовной жизни.


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.30, 20.30, среда 02.30

 
Церковный календарь

С упованием на Бога

Протоиерей Евгений Попиченко

26 августа – день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского Великий святитель Тихон, молитвенник всей земли Русской, славный чудотворец, обретение мощей которого мы ныне вспоминаем, родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Артемий Владимиров: Любовь Христова побеждает зло

Беседовал Александр Сергиенко

В гостях у телеканала «Союз» настоятель храма Всех Святых в Красном Селе и нескольких приписных храмов

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс