Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (687) → Cвященник Антоний Лакирев: У каждого перед Богом свои задачи

Cвященник Антоний Лакирев: У каждого перед Богом свои задачи

№30 (687) / 6 августа ‘12

Беседовал Александр СергиенкоБеседы с батюшкой

Гость программы «Беседы с батюшкой» телеканала «Союз» – клирик Тихвинского храма города Троицка священник Антоний Лакирев


Услышать призыв

– Батюшка, я заметил, что современный ритм жизни не дает возможности полноценно жить церковной жизнью…

– Мы можем найти тысячу причин, чтобы не делать то, что сердце нам подсказывает, что совесть побуждает делать. И эти причины, при всей внешней уважительности, не обязательно будут серьезными. Чаще же всего это происходит потому, что мы не всегда точно понимаем, что значит быть христианином. Знаете, многие люди ищут образцы и пытаются под них подстроить свою жизнь. Часто этот пример – блистательный, духоносный, но совершенно не имеет никого отношения к тому, к чему тебя призывает Бог. Поэтому вопрос номер один в разговоре, как быть христианином в современных обстоятельствах, – это вопрос «к чему тебя призывает Бог?». Люди же все разные, Бог сотворил нас уникальными. Христиане не ходят стройными рядами. У каждого человека есть перед Богом свои задачи, свое призвание, свое благословение, которое дает Господь.

– Долг христианина – ходить в храм в определенное время, хотя бы в день воскресный; а не ходя в храм, можно оставаться христианином?

– Не просто можно – нужно. Про храм что говорить... День, когда мы приходим к Богу, – вещь необходимая. Но если мы скрепя сердце отдаем эти два часа в неделю Богу, то это никому не нужно, и Богу в первую очередь.

Христианин должен понимать, что это возможность напитаться, это единственный источник жизни. Я имею в виду нормальную ситуацию, когда Литургия в воскресенье, Причастие – все, что древней православной традицией предусмотрено: это центр и источник жизни, без которого все остальное просто рассыпается. Если не прикасаться ко Христу регулярно, то не хватит никаких сил ни на то, чтобы дышать, ни на то, чтобы молиться. Он, конечно, лучше знает, как мы устроены, давая апостолам наставление – «сие творите в Мое воспоминание». Надо доверять Богу, тому, что Он говорит, и той традиции, которую Его Церковь хранит до сего дня.

В свое время, заключая завет с Авраамом, Господь говорит ему простую и не очень понятную для нас вещь: «Ходи предо Мною и будь непорочен». Обычно, когда мы дочитываем до этих слов, то начинаем раздумывать, что значит «будь непорочен», что нужно делать, а чего не делать. Но, может быть, гораздо важнее то, с чего начинает Бог, – «ходи предо Мною». Когда жизнь происходит в присутствии Христа, в пространстве Его взгляда, тогда автоматически многие вещи ты не будешь делать пред Лицом Божиим, и, наоборот, очень многое, что ты будешь делать во славу Божию и ради бескорыстного служения людям, ради того, чтобы исполнить свое личное призвание, послужит для встречи с Богом.

– Если человек крестился, пришел к Богу не в младенчестве, а будучи взрослым, должен ли он изменить свою жизнь после Крещения?

– Крещение – это, в первую очередь, возможность изменить свою жизнь в соответствии с тем, во что ты уверовал, – с заповедями Христовыми. Ведь в Древней Церкви все крестились взрослыми. Функция крестных заключалась не в том, чтобы младенца из купели вынуть, а в том, чтобы засвидетельствовать перед епископом, перед Церковью, что человек, который просит Крещения, уже привел свою жизнь в соответствие с заповедями. Для Древней Церкви это должно было предшествовать Крещению.

В нашей жизни бывает по-разному. Но все-таки мне кажется, что Крещение – это прекрасная возможность наконец-то спросить у Бога, как Он видит мою жизнь, как она должна быть устроена. Важно помнить, что нет для всех одинаковых решений. Но мы все спрашиваем у Одного и Того же Бога. Понятное дело, если ты выбираешь следовать за Христом, то ты автоматически выбираешь не следовать по пути греха; это свободный выбор. Все, что дает Бог, всегда оказывается несравненно больше того, что мы от себя Ему отдали.

Вера – стремление к совершенному

– Белогородская область на связи.

– Отец Антоний, есть такая притча в Евангелии, когда один человек пришел в небрачной одежде на брачный пир. Мне кажется, что это – притча о Причастии, скорее всего, христианин, когда причащается, должен быть честен перед собой...

– Да, конечно, притча о званых на Вечерю – в первую очередь именно о Причастии. Хотя, наверное, и не только. Что значит – человек одет не в брачную одежду? Это значит, что царь устраивает пир, куда приходят в соответствии с дресс-кодом. И приходит человек, которому неинтересны ни царь, ни свадьба его сына; он пришел перекусить, как в забегаловку. Для него на первом месте не царь, а некий бонус, который можно от этого царя получить. Вот это порог, несовместимый с жизнью. Тебе нужен Бог или некие результаты?

Нельзя не вспомнить замечательные слова апостола Павла о людях, которые приступают к Телу и Крови Христовой недостойно, и это есть опасность для жизни. Первые христиане называли Причастие Литургией. Это слово означало общественную повинность. Точно так же «литургией» была обязанность участвовать в законодательном собрании (тогда не было представительной демократии). Древнее общество знало огромное количество уклонистов, которые от этих литургий увиливали. Порядочный, достойный человек не уклоняется от этой повинности. Я думаю, апостол имеет в виду этот смысл. Для христианина центром жизни является заповедь Божия – «сие творите в Мое воспоминание». И, будь любезен, приведи себя в соответствующее состояние. Приходить и наедаться где-то в уголке – это неуважение к Богу. Христианин отличается от всех остальных выраженной потребностью в общении с Богом. Замечательный библеист XX века Владыка Кассиан (Безобразов) писал, что вера – это стремление того, кто верит, к совершенному и полному единству с Тем, в Кого он верит.

Ответственность за выбор человек несет сам

– Есть вопрос из группы «ВКонтакте», задает его Александр из Калининграда: «Подскажите: при капитализме люди впадают в грех, при социализме греха намного меньше – получается, что православным нужно быть против современного устройства России?».

– Не знаю, как тот, кто задает этот вопрос, а я хорошо помню социализм, поэтому не готов согласиться, что там греха меньше. Вранья точно не меньше. Грех – не количественное понятие. Невозможно говорить, больше его или меньше. Он в человеческом сердце – это выбор, который человек делает под влиянием внешних обстоятельств в том числе, но ответственность за свой выбор каждый несет сам. И если кому-то из нас повезло жить в обстоятельствах более простых, хорошо. Но кому много дано, с того много спросится. Кому-то выпало жить в более трудных обстоятельствах, где выбор сделать труднее и больше соблазнов; может быть, мы можем надеяться на милосердие Божие. Но все равно ответственность за выбор греха или правды Божией мы несем сами.

– Следующий звонок.

– У меня была мечта, и я много молилась – она осуществилась, и теперь я не знаю, как мне благодарить Бога. Бог продолжает мне помогать, я радуюсь этому.

– Благодарность – это не разовое действо. Это состояние наших взаимоотношений с Богом. Я бы даже дерзнул утверждать, что прямой противоположностью греха является именно благодарность Богу, когда мы принимаем жизнь из Его рук как совершенно незаслуженный подарок. Опыт Церкви, традиция, которая живет в ней сегодня, дает нам Божественную литургию как центр нашей благодарности Богу, но отнюдь не только в эти два часа в неделю. Посмотрите на молитвенную традицию, молитвенные правила, современные и древние, они все несут в себе заряд благодарности. Я думаю, что это и есть та пища, которой питается человеческое сердце.

Каждая исповедь обновляет отношения с Богом

– Тюменская область на связи.

– Когда готовишься к Исповеди, брошюру Игнатия (Брянчанинова) читаешь, такое ощущение, что можно почти все записать. Как правильно подготовиться к Исповеди, чтобы ничего не упустить и, может быть, все подряд не зачитывать? Кажется, что много ты совершаешь неправильного.

– Честно сказать, я не в большом восторге от подготовки к Исповеди по книжкам – именно потому, что когда ты читаешь этот бесконечный список грехов, то понимаешь: почти все имеют к тебе отношение. Но в молитвах Исповеди в нашем требнике есть такие слова, которые сейчас редко произносятся: «Вторым Крещением крещаешься еси» – то есть ты крестишься сегодня вторым Крещением. Бесконечное перечисление разных разностей вряд ли имеет к этому обновлению отношение, хотя, безусловно, время от времени каждому человеку свою совесть проверить невредно. Очень важно задать себе вопрос «что мне сейчас мешает быть со Христом?». Потому что Исповедь – это день, когда мы у Бога просим прощения, просим разрешения у Отца Небесного вернуться в Его дом, встать у подножия Его Креста, когда просим Его Своей Кровью, Своим страданием, Своей смертью смыть то, что нас разлучило. И это не может быть бесконечный список чего-то вроде бы имеющего ко мне отношение. Когда мы ссоримся с близким человеком, мы не всегда готовы сказать вслух – почему, в глубине сердца мы понимаем, что нас разлучило. Так что Исповедь – это когда ты приходишь и говоришь: вот это, Господи, меня от Тебя отделило, прости меня, я хочу быть Твоим чадом... За что сейчас мне больше всего стыдно перед Богом?

– Следующий звонок – из Беларуси.

– У меня очень много друзей-протестантов. Я хочу спросить, что это за язык, на котором они разговаривают? Они говорят, что этот язык дан им Святым Духом и что его понимает только Сам Господь.

– Да, есть такая практика, которая объясняется словами Писания. Давайте сейчас не будем говорить о конфессионально обусловленных вещах (вероятно, речь идет о протестантах-пятидесятниках). Из истории Церкви мы знаем, что в день Пятидесятницы Дух Святой, сходя на каждого из апостолов, созидая из них Церковь – Тело Христово, присутствие Божие, дает им некоторые удивительные возможности славить Бога, воспевать Его величие, которое выходит за границы человеческих языков, и поэтому, когда апостолы вышли на улицу славить Бога, их понимали люди самых разных национальностей. И это чудо уникально в церковной истории.

Священное Писание рассказывает о том, что в Церкви этот дар молитвы существовал в других формах достаточно долго. Апостол Павел называет это в одном месте «воздыханиями неизреченными». Но я боюсь, что мы сегодня не сможем точно объяснить, что он имеет в виду. Мне кажется, что «воздыхания неизреченные» сегодня – самое лучшее определение, речь идет о молитве, в которой все сердце человека изливается.

Средневековый святой говорил: кто поет, молится дважды – словами и мелодией, мелодии наших песнопений – тоже форма прославления Бога. С одной стороны, история Православной Церкви знает, что подобного рода вещи бывают достаточно часто. Это вовсе не ограничено только первым веком. Мне приходилось встречать мнение в исторической литературе, что вплоть до XV века в русских типиконах можно было нечто подобное заметить, хотя я не возьмусь утверждать правильность этого мнения. Но важную вещь говорит апостол Павел, что все духовные дары без исключения даются для назидания Церкви, чтобы община учеников Христа росла в вере – не чтобы кого-то смутить, кого-то проверить. Поэтому Церковь знает, что иногда из человеческого сердца вырываются стоны муки и точно так же – возгласы радости и счастья. Бог дает это для того, чтобы возрастали в вере. Мне кажется естественным, что это далеко не всегда бывает видно. И тот же апостол Павел пишет: когда вы молитесь, то молитесь на нормальном человеческом языке, а то вдруг кто-то зайдет с улицы и увидит вас и смутится и скажет, что вы – бесноватые, и имя Божие будет хулиться меж язычников из-за вас. Зачем это надо? Я лучше пять слов на понятном языке скажу, чем тысячу на непонятном.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 13.00 (в записи), 22.00 (прямой эфир). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Паломничество

20 незабываемых дней. Путешествие во времени и пространстве

Недавно в Екатеринбург вернулась группа паломников – прихожан храма Рождества Христова, побывавших на северо-западе России: Дивеево, Нило-Столобенская пустынь, Псково-Печерский монастырь, Александро-Невская Лавра.

 
Событие

По молитвам святого Симеона

Елена Мирончикова, Екатеринбург

«Святый праведный Симеоне, моли Бога о нас!» Вновь и вновь слышатся эти полные веры и надежды слова под сводами храмов Верхотурья и Меркушина у раки с мощами святого праведного Симеона Верхотурского и его гробницы с цельбоносным источником. И никто не уходит не услышанным…

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс