Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (685) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Киево-Печерская Лавра – источник русского монашества

Протоиерей Алексий Ладыгин: Киево-Печерская Лавра – источник русского монашества

№28 (685) / 23 июля ‘12

Беседовал Александр СергиенкоБеседы с батюшкой

В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», наш гость – настоятель храма Преподобной Евфросинии, Великой Княгини Московской, в Котловке протоиерей Алексий Ладыгин


Истоки

– Сегодня мы поговорим о Киево-Печерской Лавре, ее значении для нас…

– Наши предки считали великим счастьем побывать в Иерусалиме, на Афоне и в Киево-Печерской Лавре – это источник русского монашества, она устроила жизнь русских монахов и показала высоту духовной жизни. Поэтому в Лавру всегда стекалось много людей – поклониться святыням, испросить у святых молитв, Божия благословения на земную нелегкую жизнь. Это место особое, намоленное подвигом многих подвижников благочестия.

Господь всегда заботился о земле Русской, о нашем благочестивом православном христолюбивом народе. Преподобный Антоний Печерский, начав свой монашеский путь со Святого Афона, познав там всю премудрость духовной жизни, по благословению вернулся на родную землю. Когда он приехал в Киев, где уже были святые обители, обойдя их, не нашел места по душе и отправился на берег Днепра, где нашел пещерку, которую ископал один из священников киевских, тайно там подвизавшийся. Этот священник стал митрополитом Киевским Иларионом, а пещерка опустела. В ней Антоний обрел место для своего духовного подвига. Невозможно, как говорит Священное Писание, светильнику укрыться от народа, ищущего жизненный пример, чтобы не съела, не поглотила суета. К преподобному Антонию стало стекаться очень много людей с просьбой принять их к себе, чтобы подвизаться под его духовным руководством. Так пришел и преподобный Феодосий, который стал учеником преподобного Антония.

Феодосий с детства полюбил Господа. И хотя жил в богатой семье в Курске, стремился служить только Господу, не желая быть обремененным мирскими попечениями. Не раз пытался уйти в монастырь, чтобы отдать себя на служение Богу, с детства нес тайные подвиги – носил вериги, тщательно скрывая свой подвиг, но о нем узнавали. Убегал из дома, чтобы остаться в той или иной обители, но мама находила его и наказывала за такие желания. А его ничто не могло остановить. Однажды он ушел из дома и пришел в Киев.

Читаешь жития Антония и Феодосия и удивляешься силе их духа, любви к Господу, молитве и подвигу, который они очень тщательно несли.

И в миру можно спастись

– Батюшка, у нас звонок – Краснодарский край на связи.

– Вопрос такой: как нам, грешным, спасаться на этой земле?

– Вопрос насущный. Мы, конечно же, не можем понести того великого подвига, который несли подвижники благочестия. Они отказывались от всего мира и показали высоту духовной жизни, став подобны ангелам и Богу. Но были благоверные князья и княгини, которые жили мирской жизнью, имели семьи, были начальниками, как Димитрий Донской, Александр Невский – благоверные князья, с оружием в руках защищавшие Отечество, при этом в благочестии и правде проводившие свою личную жизнь (например, у Димитрия и Евдокии Московских двенадцать детей было). Они были благочестивы настолько, что летописец называет их совестью народа. Их пример доказывает, что люди, живущие в миру, тоже могут спастись. Поэтому и нам нужно придерживаться благочестивой жизни. Господь от нас требует только исполнения заповедей Божиих; Он никого не принуждает, но говорит, что если мы в воскресный день будем спать, душа останется без попечения, утешения и без очищения: придет понедельник, и он действительно будет самым тяжелым днем, раз душа не очистилась. А если человек в воскресный день идет в храм, он и очистится, и освятится, и ободрится.

Господь заповедями не только нас не ущемляет, а говорит: «Человек, если ты хочешь жить праведно и счастливо на земле, исполни эти заповеди. Это бремя не тяжелое, это бремя очень легкое».

Смирение – внутренний мир

– Следующий звонок – из Краснодара.

– Как провести грань между терпением человеком унижения и смирением? Как христианину любить себя правильно?

– Любовь не в том, чтобы подчеркивать свое достоинство. О любви очень хорошо говорит святой апостол Павел: «…никто не возненавидел свою плоть, но всякий человек питает и греет ее». Строгое отношение не считается нелюбовью: «кто нас корит – тот нам дарит». Мы все знаем, что самая строгая учительница в школе, которую мы боимся, дает нам больше других, настраивая нас на серьезную работу. Через это мы получаем знания, путевку в высшие учебные заведения, становимся хорошими специалистами.

Нелюбовь к ближнему проявляется в том, что человек ничего не желает делать доброго для другого. В этом отношении наши предки всегда были очень внимательны. Если мы любим человека, то мы его в дом приглашаем, за стол сажаем, чай горячий наливаем и вкусное пирожное подаем.

Что касается унижения и смирения: того, кто унизится, Господь возвысит. Ради мира можно и промолчать, можно и унизиться. Смирение – это когда тебя не выводят из внутреннего мирного расположения внешние обстоятельства, какими бы они ни были. Когда мы реагируем на внешние обстоятельства, мы не имеем смирения.

– Про Лавру говорили, что, построенная без денег, она превосходила другие монастыри, построенные на золото и серебро богатых князей. Говорили, что именно благодаря истинному подвижничеству появилось такое благодатное место.

– Лавра созидалась молитвами святых. Но присутствовало в этом земном подвиге и серебро и золото. Только оно было добыто невещественным способом – небожители, ангелы Божии расплачивались со строителями византийскими монетами. Они же и нанимали работников: были случаи, когда те говорили, что их наняли такие-то старцы, по описанию в них узнавали Антония и Феодосия, которых в то время не было в обители. Господь таким чудным образом строил обитель. Те зодчие, иконописцы, что приходили из Византии, оставались в обители, видя, что это святое место.

Киево-Печерская Лавра формировала общий культурный фон. Если мы говорим о врачах, то говорим об Агапите. Если об иконописи, то об Алипии Печерском, который совершенно чудным образом писал иконы и имел большое бескорыстие. Когда он занемог, за него иконы ангелы дописывали. Даже незаметные подвижники, которые пекли просфоры, совершенно были чудные, в простоте своей делали подвиг. Когда происходил пожар, то Печерский просфорник закрывал своей мантией печь, и огонь не прорывался. Эти люди побеждали всякие физические законы. Там, где действует благодать Божия, там побеждается естества чин.

Не забывайте о верности Богу

– Слушаем звонок из Санкт-Петербурга.

– Меня зовут Ольга. Батюшка, я слышала от священников, что можно не спастись даже соблюдя все заповеди. Очень бы хотелось узнать, что здесь имеется в виду.

– Началом нашего спасения не становится то, что мы будем безгрешны. Преподобный Петр Дамаскин так и говорит: «Начало спасения – видение грехов своих бесчисленными, как песок морской». Зря свою грешную душу, мы видим, что без Спасителя ничего не можем – тогда скажем:«Господи, твори с нами Свою волю!» Тогда слова Священного Писания будут ясны: однажды апостолы увидели, что не мог спастись человек, который с детства исполнял все заповеди Божии, но имел некоторую привязанность к богатству; тогда Господь сказал: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» – не невозможно, но тяжело. Апостолы спросили: «Господи, кто же тогда может спастись?» – «Человекам невозможно, Богу же все возможно», – ответил Господь.

Мы не должны полагаться на свой личный опыт и считать, что «завтра ангелы меня возьмут в рай»: это гордыня и надменность. Нужно говорить: «мы немощные, грешные, но Господь милостью Своей, любовью Своей, Своим спасительным подвигом проявит милосердие и не оставит нас, грешных».

– Следующий звонок – из Московской области.

– Я хочу получить четкий ответ: что происходит с душой после смерти до Страшного Суда? Мы же ни в рай, ни в ад не можем попасть, пока Страшный Суд не совершился. И разбойник же не мог в рай попасть с Иисусом, ведь Иисус в то время еще не был в раю?

– Если мы говорим о благоразумном разбойнике, то четко должны понимать, что двери рая и Царствия Небесного были затворены до того, как Господь сошел в ад и там впервые проповедовал о Воскресении Своем. Господь разбойнику сказал: «Будешь со Мной в раю».

Страшный Суд – Суд окончательный, а до него, по учению Церкви, Господь будет предварительный суд вершить. Он совершается на сороковой день, который мы отмечаем сугубой молитвой.

Верующие люди знают, что сороковой день – особое время, когда душа получает те обители, которые она заслужила. В этот день все сродники должны быть на Божественной литургии. Если в этот день в деревнях нет службы, то просят священника, чтобы он отслужил заупокойную литию ради покойного. Очень важно, чтобы в этот день все исповедовались, причастились. Люди выступают как адвокаты, помощники покойного перед Престолом Божиим.

До Страшного Суда у нас есть возможность молиться за каждого умершего человека, изменяя его участь в вечности.

Кто живет с Богом, никогда не умирает

– Антонина из Калининградской области пишет: «Каждый раз, когда навещаю своих родных в Киеве, посещаю Киево-Печерскую Лавру. Читала и слышала много историй, связанных с Лаврой. Вот одна из них: в советское время власти пытались вывезти мощи святых, но когда погрузили их на телегу, несколько дней не могли сдвинуть ее с места. Вынуждены были вернуть мощи на прежние места. Это легенда или правда?».

– Это может быть правдой, так как в Лавре совершались великие чудеса. Господь не попустил глумления над святыми мощами (хотя, например, немцами все же был разрушен Успенский собор). Вообще чудес очень много с мощами, в том числе мироточивых, благоухающих. Они сохранили свою плоть, свой внешний вид – это великие чудеса. Описывается, как на Пасху один из хранителей пещер вошел в пещеры и закричал мощам «Христос Воскресе!», и они ему хором отвечают:«Воистину Воскресе!». Тот, конечно, от страха бегом из пещер – рассказал наместнику, братьям всем, что мощи живы! И это еще раз доказало, что тот, кто живет с Богом, тот никогда не умирает.

– Каково значение Лавры в развитии науки и культуры?

– Лавра имела огромное влияние на развитие науки и культуры – в первую очередь вспомним Нестора Летописца, труды, что он написал, в том числе жития Антония и Феодосия и других подвижников благочестия. Если говорить о живописи – она начиналась с иконописи; о строительстве и развитии архитектуры – самые красивые сооружения каменные появлялись в Киеве, и это были святые обители.

– Слушаем звонок – Ярославская область на связи.

– Есть ли сейчас в Лавре традиция затвора монахов?

– Затворничество всегда было в Киево-Печерской Лавре. Сегодня мы такого подвига не наблюдаем – Лавра только набирает силы после десятилетий запустения. Затворничество продолжалось вплоть до советского времени. Подвижничество это очень сложное: человек, который уходит в затвор, должен иметь очень сильное волеизволение – это очень высокий духовный подвиг, поскольку он не угоден врагу рода человеческого.

Самая сильная молитва – соборная

– Кристина (из Башкирии, 11 лет) спрашивает, есть ли в Лавре старцы?

– Всякая обитель исполнена старцами, богоносными отцами. Хотя сейчас говорить о старчестве сложно; как говорит один батюшка, современный мир лишен старчества, о котором мы можем прочитать в истории русского Православия. Но достойные духоносные отцы, конечно, в Киево-Печерской Лавре есть.

– Следующий звонок – из Зеленограда.

– Если после Исповеди батюшка прочитает разрешительную молитву, следует ли понимать, что Господь простил мне мои грехи?

– Конечно. Мы же читаем Священное Писание, в котором сказано: «примите Дух Свят, и кому отпустите грехи – отпустится им, а кому не отпустите, у того удержится» – Господь дал власть разрешать грехи Своим последователям, апостолам и их ученикам. Эта преемственность благодати передается сейчас нашим епископам, которые дают ее священникам. Кому прощает священник, тому прощается на Небе.

– Дмитрий из Москвы спрашивает: «Домашняя молитва такая же сильная, как в церкви? Слышит ли ее Господь?»

– Домашняя молитва необходима человеку, но самая сильная молитва – это общественная, мы ее называем церковной: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Так что самая сильная молитва – соборная, когда мы в единогласии и любви обращаемся к Богу. Бог есть любовь, и по тому, как мы любим друг друга, познают, что мы ученики Божии. А любовь можно проявить только в собрании, а не в одиночестве.

– Расскажите о значении Киево-Печерской Лавры для монашества в наши дни.

– Лавра имеет огромное значение для монашества. Мы говорили, что Антоний и Феодосий стали родоначальниками русского монашества. Начиналось все с подвижничества пещерного, с уединенной молитвы, затем Феодосий преобразует обитель в общежительный монастырь, который стал образцом для всех последующих монастырей Древней Руси. Многие иноки и подвижники, которые подвизались в Лавре, затем открывали обители в различных уголках Древней Руси и устраивали духовную жизнь по образцу Киево-Печерской Лавры. Монашество по сей день пребывает источником духовной жизни. Киево-Печерская Лавра – великая обитель, за нею и настоящее, и будущее.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 13.00 (в записи), 22.00 (прямой эфир). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Архипастырь

Епископ Каменский и Алапаевский Сергий: «Святым Духом живится всякая душа»

Беседовал Александр Сергиенко

Вера – дар Божий– Сегодня мы поднимаем вопросы веры. Владыка, что же такое вера? – «Вера есть уповаемых извещение» – и, по определению катехизиса, это уверенность в невидимом как видимом и грядущем будущем как настоящем.

 
Событие

Более 40 тысяч паломников почтили в Екатеринбурге память Царской Семьи

По разным оценкам, от 40 до 50 тысяч паломников в ночь убийства почтили в Екатеринбурге память Святых Царственных Страстотерпцев. Впервые со времени возведения Храма-на-Крови Всенощное бдение и ночная Божественная литургия были совершены под открытым небом

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс