Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Сегодня мы поднимаем вопросы веры. Владыка, что же такое вера?
– «Вера есть уповаемых извещение» – и, по определению катехизиса, это уверенность в невидимом как видимом и грядущем будущем как настоящем. То есть вера – это своего рода состояние души, которое доверяет авторитету – безусловному Авторитету, именно Божественному. Вера, как написано в Священном Писании, – дар Божий, который дается каждому человеку, грядущему в мир. Мы проявляем ее в разной степени, по-разному ею можем оперировать – одни во благо, а другие могут и во вред, так, что вера превращается в суеверие.
– А как святые достигли святости? Всю ли жизнь они верили и исполняли заповеди Божии?
– Человек, призванный к святости, что называется, «запрограммированный» Богом, чтобы вернуться в лоно Отца Небесного, чтобы жить в Духе Святом, получая дар веры, старается использовать его так, чтобы быть в святости, стремиться к ней, ею дышать. Святым Духом живится и чистотой возвышается всякая душа. Поэтому веру человек должен употребить, чтобы сочетаться с Духом Божиим Святым, стать святым и получить от него освящение.
Мы знаем из житий многих святых, что они рождались с даром глубокой религиозной веры. Некоторые же из них, как, например, креститель Руси князь Владимир, долго искали веру; это не значит, что в нем не было дара, изначально данного Богом каждому человеку, но он не имел истинных познаний о вещах Божественных и отмирных и поэтому искал веру как мировоззрение, своего рода набор нравственных, духовных и интеллектуальных качеств, которые ему были необходимы, чтобы приобщиться к святости Божией.
Господь ждет нас, ищет, призывает, веру нам дал, ибо без веры невозможно угодить Богу. Но надо ведь помнить, что вера без дел мертва есть. Поэтому, получив веру как дар и по вере восприняв мировоззрение религиозное, духовное христианское, в данном случае человек должен употребить множество трудов, чтобы своим жизненным подвигом, поступками соответствовать идеалам веры. Так мы обретаем Христа.
– Насколько важно для православного христианина воспитание, что называется, с младых ногтей? Оно играет какую-то роль?
– Безусловно, играет и имеет, можно сказать, определяющее значение. Это не значит, что не может приобрести веру человек, родившийся в нерелигиозной семье. Но родившийся в вере, воспитывающийся в ней с младых ногтей имеет больше возможностей, высокую стартовую позицию, которая, безусловно, поможет при достижении даров веры, которые Господь каждому обещает и дает.
Но даже если нам дан такой высокий религиозный старт, это не значит, что он даст нам безусловное предопределение ко спасению и получению даров Духа Святого. Спасение – сугубо личное дело, и здесь все зависит от усилий духа, особенно духа веры. Живя по-христиански даже небольшой промежуток времени, человек способен при усиленном исполнении дел веры получить высокие дары. Есть хороший пример этого у преподобного аввы Дорофея, когда своего ученика Досифея совсем молодым юношей он определил в Царство Небесное: среди святых обнаружил Досифея один великий старец по его смерти. Прожил на земле он очень мало, и, когда его в видении видели среди тех, кто много лет подвизался в том монастыре, то некоторые возроптали. Дорофей же говорит, что за послушание и смирение этого юноши Господь дал ему такие блага земные и Небесные, которых другие достигают многолетними подвигами и трудами. Так что и качество нашей жизни, наших дел по вере имеет большое значение.
– Почему люди подвержены сомнению?
– Сомнение – свойство человека, хотя и не прирожденное. Бог не сотворил человека сомневающимся, Он создал его с самыми святыми, высокими и чистыми качествами души. Но после грехопадения, когда первозданный человек в лице Адама и Евы избрал путь познания добра и зла, наша природа получила повреждение, стала удобопреклонной ко греху. В мир вошло зло. Среди этих недобрых, поврежденных свойств души и сомнение, и маловерие – качества, которые человеку падшему присущи. Поэтому даже те, кто с детства научен вере, подвергаются нападкам помышлений сумнительных (как сказано о праведном Иосифе, он имел «бурю внутренних помышлений сумнительных» – они касались Божией Матери: ему были непонятны Приснодевство и Рождество; до сих пор это у многих людей вызывает сомнение – помышления сумнительные обуревают). Такое состояние души – своего рода немощь, недостаток или болезнь, нашего естества духовного. Мы с ним обречены жить и бороться в первую очередь укреплением веры.
– Владыка, ответим на звонок из Ставропольского края.
– Батюшка, скажите, пожалуйста: я по национальности армянин, крестился, причащаюсь и исповедуюсь в Православной Церкви – можно ли мне ходить в армянскую Церковь?
– Православному христианину для спасения все необходимые дары и возможности открыты в Православной Церкви. Но если вы имеете тяготение к родственникам (может, они остались еще в той вере) и близким своим по плоти и будете их посещать, приходя в армянскую церковь, то в этом нет никакого греха; главное, чтобы вы не разделяли с ними общую молитву и в таинствах не участвовали. Это запрещено нам святыми канонами, святыми отцами.
Мы все иногда приходим в инославные храмы, чтобы посмотреть на их жизнь, насладиться высококультурным живописным и архитектурным наполнением этих храмов. В этом нет греха. Бог в помощь вам. И не считайте, что если вы стали православным христианином, а ваши сродники остались в армянской Церкви, этим самым вы становитесь антиподами. Вы должны, безусловно, дружить, – как говорит апостол Павел, заботиться о своих ближних, тем утверждая веру Православную в их сердцах.
– Следующий звонок – из Кирова.
– Звонит раба Божия Татиана, мне 53 года, я прожила в браке с мужем почти 30 лет. На одной из Исповедей священник мне сказал, что нельзя верить Богу и при этом не верить человеку; но как можно верить человеку, который тебя несколько раз обманывал? Правда ли, что вера в Бога и неверие человеку отрицают друг друга?
– Это очень интересный вопрос.
Вы правы, что нельзя смешивать веру в Бога и веру в человека. Мы знаем, что Священное Писание через пророка Давида говорит, что «всяк человек ложь» – в Боге же нет никакой неправды и тьмы.
Мы верим только Богу, людям же доверяем в той мере, в какой они своими словами, действиями соответствуют Божественной правде. Если люди, пусть даже самые близкие, нарушают Божественный Закон, мы не можем им доверять.
Это ни в коем случае не повреждает и не разрушает нашу религиозную веру – если человек вас подвел, вы имеете право не доверять ему и у вас не будет греха, равнозначного неверию в Бога.
– Слушаем звонок из Белгородской области.
– Бог создал человека свободным, и человек сам вправе выбирать, идти от Бога или к Богу. Или все же Бог наперед знает, что человек выберет?
– Вопрос предопределения поднимался и будет подниматься до скончания века. Православное наше догматическое учение отвечает, что нет безусловного предопределения. Есть некая предначертанность жизненного пути. Мы все разные перед Богом, и в этом величие Божия творчества – даже близнецы при всем своем сходстве обязательно будут иметь какие-то различия чисто физические (я уже не говорю о духовных). В этой разности Господь определяет нечто сугубое и личное – не судьбу нам предначертывает, а дает нам вместе с разностью наших духовных и физических возможностей своего рода неповторимый путь.
Будь предопределение безусловным, человек был бы не волен выбирать, все давалось бы свыше. Но Господь требует от нас в каждом конкретном случае постоянного выбора, а это значит, что у нас есть огромный запас и возможность свободы. Наличие свободы сразу же отметает тезис о предопределении.
– Следующий звонок – из Подольска.
– В молитве «Отче наш» есть такие слова: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Как их понять, ведь искушает нас враг рода человеческого, а не Господь?
– У апостола есть такие слова: будучи Сам искушен (имеется в виду Сам Иисус Христос), может и искушаемым помочь. Это говорит о том, что искушения обязательны в нашей жизни, если уж Сам Господь претерпел искушения, чтобы быть опытным и могущим помочь всем, кто попадает в аналогичные ситуации. Почему же в молитве мы просим: не введи нас во искушение? Святые отцы толкуют это как искушение, превышающее наши духовные силы, то, которое мы не можем пройти без вреда для своей души, веры и вечного спасения. Вот об этом мы и молимся в этой молитве. Под лукавым подразумеваются как сам враг рода человеческого, так и лукавость, кривизна всей нашей жизни.
– Звонок из Саратова, слушаем…
– Как начинается пост, у нас с женой начинаются раздоры, скандалы. Наш сын сделал нам замечание, что это все похоже на бег наперегонки, соревнование какое-то. Совет Ваш нужен, Владыка, – как нам с женой поступить?
– Апостол Павел сказал, что во время постов муж и жена должны воздерживаться, но иметь между собой согласие.
А у вас как раз наблюдается разногласие, вызванное, как вы считаете, постом. Это типичное искушение, его нужно побеждать; если человек берется нести какой-то подвиг, то злые силы демонские всегда его от этого подвига постараются увести. Один из излюбленных приемов – это как раз вызвать недовольство, раздражение против самого подвига или ближних, что рядом с нами. Когда это у злых духов получается, они торжествуют победу – ведь у них получилось отвести человека от доброго дела! А мы укрепимся в этом и скажем, по слову аввы Дорофея: «буду терпеть ради Господа».
В покое нас демон не оставит до самого нашего исхода из этой жизни. И не надо забывать, что не всегда наши близкие – наши соработники, иногда они просто откровенно будут мешать: враги человеку домашние его. Это не значит, что они враги по определению, но иногда представляют дело так, что действиями подобного рода может нас только враг искушать.
При этом мы все равно должны любить ближних своих и даже врагов, тут противоречий никаких нет. Любите друг друга, но пост держите и спасайтесь, как определено от Бога и святых Его.
– Белгородская область на связи; слушаем вас.
– Мне родители всегда объясняли, что Великая Пятница – праздник очень большой и работать нельзя, надо помолиться в Церкви или дома. Но это всегда весна, в огороде много работы, и вот постоянно у нас споры – можно или нельзя работать…
– В русском православном сознании праздник – это совершенное безделье, когда упраздняешься от всех дел, кроме тех, что касаются веры – молитва, творение добрых дел, посещение ближних, раздача подарков. Это в праздники можно и нужно делать.
Другое дело труды, о которых вы говорите, на Страстной неделе. В этом смысле Страстная Пятница не праздник – это великий день скорби и распятия Господа, но вместе с тем он преддверье праздника Пасхи. Поэтому всегда на Руси, и там, где я родился, в Орловской области, люди понимали значение этого дня, но по необходимости работали. В этом греха нет.
Если же вы специально, демонстративно выйдете в огород и начнете копать грядки, то любой человек задаст правомерный вопрос: «Что, другого дня не будет?»; но необходимые дела совершать не грех, а даже нужно. Приготовления к Пасхе лучше сделать в пятницу. Моя мама, трудясь в эти дни, в уме всегда содержала скорбь и сострадание к Господу.
– Следующий звонок – из Белгородской области.
– В Евангелии есть такие слова на Тайной Вечере, когда Христос подал Чашу и сказал: «Пейте из нее, это кровь Моя нового завета, за многих изливаемая…» – Он не сказал «за всех», Он сказал «за многих». Многие – это уверовавшие во Христа? Там были люди, которые не только не веровали, но и ненавидели Христа…
– В вашем вопросе есть ответ. Это за тех, кто будут верными Его последователями, то есть признают Его за Бога Спасителя. Спасать Господь может только тех, кто обращается к Нему за спасением. За этих многих и была пролита Кровь Господа Иисуса Христа, она верующих омывает от всякого греха. Неверующий уже осужден. Если исходить из того, что Бог всех простит и помилует, то появляется противоречие; но Евангелие и святые угодники говорят, что не все спасутся. К нашему большому сожалению, есть люди, которые выберут путь отрицания Бога – они становятся, как сказано в Священном Писании, сынами противления. За этих людей Господь не может проливать Свою Кровь.
– Следующий звонок – из Мордовии.
– Вопрос по четвертой заповеди: можно ли работать в воскресный день?
– Интересный вопрос; разные люди дадут разные ответы.
Я тоже много об этом думал – вырос в такой семье, где в день воскресный не принято было работать, но есть множество дел, которые в этот день все равно нужно было совершать, – по дому, по хозяйству. Бабушка вставала утром, готовила нам завтрак, и она не грешила, а творила дело любви... Однажды спросили отца Иоанна (Крестьянкина): «Что делать? В воскресенье на храме крышу кроем» – «А где вы все эти дни работали?», – спрашивает их старец. «На производстве, – отвечают. – Воскресенье – единственный день, когда мы можем храму помочь» – «А заповедь говорит: шесть дней работай, а седьмой посвящай Богу. Вот у вас так и получается». Нельзя делать в воскресный день дела, которые можно сделать в другое время.
– С форума телеканала Инесса задает вопрос: «Моя подруга разговаривает с ангелом – советуется с ним, общается по любым вопросам. Это Божий ангел?».
– Ангелы живут своей собственной жизнью. Так уж Бог определил, что люди должны учиться от людей, а ангелы от ангелов. В одном сказании в Патерике написано о святом угоднике, во время молитвы которого Дух Божий присутствовал в храме, но в молитве угодник допускал какую-то догматическую неточность, граничащую с ересью. Об этом узнал местный ревнитель Православия, и угоднику Божию указали, что он неправильно молится. «Почему же мне ангел, который присутствует, не может этого сказать? Я вам не верю», – ответил угодник. В следующий раз он задал этот вопрос ангелу, и ангел ему сказал: «Я не мог исправлять – людям должно быть исправляемыми людьми, а не ангелами».
Очевидно, что если эта молодая особа беседует с кем-то под видом ангела, это заблуждение. Пусть она лучше спрашивает у духовников или просто опытных людей, живущих в миру по правде, – Иоанн Кронштадтский в таких случаях спрашивал у мамы, которая была для него авторитетом; родителям дана особая благодать руководствовать своих детей.
Свои вопросы в программу вы можете задать так:
2 августа – день памяти пророка Божия Илии Родился святой за девять веков до Пришествия в мир Христа Спасителя. Его ревность о славе Божией была удивительна. В то время его народ вновь уклонился в идолопоклонство.
В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», наш гость – настоятель храма Преподобной Евфросинии, Великой Княгини Московской, в Котловке протоиерей Алексий Ладыгин
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.