Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Хаджох – некогда оживленный аул горцев в урочище Каменный мост. Название местности происходит от старых черкесских названий трех рек Кожжох. Некоторые краеведы дают объяснение названия поселка от слова «хадж» – паломничество в Мекку. Хаджох был известен как место жительства мусульманских священнослужителей и уважаемых старейшин, совершивших паломничество в святой город правоверных мусульман.
Современное название поселка – Каменномостский – связано с созданным самой природой каменным мостом через реку Белую. На месте нынешнего поселка река, текущая среди мягких гипсовых и известняковых пород, промыла небольшой тоннель, верх которого стал естественным мостом.
Большой и богатый адыгейский аул Хаджох существовал на левом берегу реки Белой до 1861 года. Во время кавказской войны 1817–1864 годов он был важнейшим центром противодействия царским войскам. Аул стал неприступной крепостью, которую защищало четыре тысячи мюридов. На вершине скально-лесистой горы, возвышающейся над селением, горцы построили крепость, установили в ней горные пушки и обстреливали все подходы к аулу. В старину горные пушки-фальконеты называли батареями, с тех пор гора получила название Батарейная. Для организации сопротивления вождь горцев имам Шамиль послал в Хаджох своего наиба Мухаммеда Амина. Именно в Хаджохе он прекратил активное сопротивление царским войскам и 20 октября 1859 года подписал мирный договор с наказным атаманом Черноморского казачьего войска Григорием Ивановичем Филипсоном. Так закончилась долгая Кавказская война.
В 1862 году на месте разоренного аула Хаджох был создан казачий оборонительный пост. А летом 1864 года на правом берегу Белой поселились первые русские жители – казаки из Ставропольской губернии и Оренбургского казачьего войска. Казакам запрещалось занимать брошенные черкесские дома, и они принялись строить на новом месте, напротив пустующего аула. Так возникла станица Каменномостская. С тех пор населенный пункт имеет два названия – старое адыгейское и новое русское.
– Это была турецкая земля, – рассказывает иерей Ростислав Евенко, настоятель Свято-Димитриевского храма поселка Каменномостского. – Здесь даже есть место, где раньше был турецкий рынок, там продавали рабов – мне местные жители рассказывали...
Сохранилось много историй о том, как жили здесь черкесы – по старинным законам гор. Тогда было суровое время, шла война. В 1847 в Хаджохской теснине абадзехи открыли свой суд «Мевгаме». «Лобным местом» называли площадку над каньоном реки Белой русские офицеры. Существует легенда, что нарушивших законы по решению суда «Мевгаме» горцы сбрасывали в каньон, в бушующий поток реки. Вырвавшиеся из плена бурного потока и оставшиеся в живых были прощены: «На то была воля аллаха», – говорили горцы.
О тех лихих временах напоминают сказочные легенды да развалины горских крепостей и старых кладбищ. В конце 1860-х годов сюда пришли жить русские, и началась совсем другая история – мирная и созидательная.
«Как известно, в этих войнах участвовали казаки, – говорит отец Ростислав, – потому что они были лучшими воинами. В результате кровопролитной войны они завоевали это место. И так как они были верующими людьми, охраняли христианство от вражеских нападок, расколов, они построили здесь храм и освятили его во имя Святого Великомученика Димитрия Солунского».
С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны первые страницы русской летописи. Когда князь Олег разгромил греков под Константинополем в 907 году, как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению – так сливался этот образ с душой русского народа.
– Димитрий Солунский считается покровителем воинов, – вспоминает церковную историю батюшка. – Издревле, со времен Киевской Руси, в его честь строились храмы, и даже князья киевские своих первых сыновей называли именем Димитрия. В каждой семье, в каждом доме была икона Димитрия Солунского. Вот и казаки, завоевав это место, в благодарность за победу построили храм во имя Святого Великомученика Димитрия Солунского...
Память святого издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества, он изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».
Русский философ Иван Ильин писал: «Ради чего ты бы не хотел умереть, ради этого не стоит и жить!». А для каждого русского человека и для казака есть такая святыня, за которую много наших славных предков сложили головы, – за Отечество и други своя.
– Во время революции храм был закрыт, – рассказывает отец Ростислав Евенко. – В нем находился пенсионный фонд, библиотека. После перестройки храмы стали восстанавливать. Он был открыт даже раньше Михаило-Афонского монастыря и начал свою деятельность. Так как он был старый, деревянный, то решили построить новый храм рядом со старым...
В новом храме можно встретиться со святынями из прежнего казачьего храма. Возможно, они были принесены в церковь самими казаками – участниками Кавказской войны, а может быть, до настоящего времени их сохранили благочестивые потомки, укрывая святыни в подвалах и на чердаках своих домов, оберегая от жестокой расправы большевиков.
Сегодня храм наполнен старыми и новыми святыми образами. И не стоит думать, что в дореволюционных иконах больше благодати или молитвенного духа. Ведь что делает икону чудотворной? Вера тех людей, которые перед ней молятся. В каждом храме есть чудотворная икона, и не одна, – та, что освящена искренними молитвами и обращениями к Богу.
Игумения Феофила (Лепешинская). «Рифмуется с радостью: Размышления о старости» Что такое старость? Милость или возмездие? Стоит ли ее бояться или нужно принять ее как столь чаемый в молодости покой? О старости, проблемах и тревогах, сопровождающих эту пору жизни, расскажет книга игумении Феофилы (Лепешинской)
Вопрос в редакцию: «Как относиться к обидам, известно из Евангелия: молиться об обижающих и проклинающих. Но как перестать обижаться вообще? И если все-таки обиделся, то как долго нужно за обидчика молиться и как?»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.