Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Телерадиокомпания «Эхо» продолжает цикл программ «Беседы с Владыкой Павлом», гость которых – митрополит Рязанский и Михайловский Павел. Ведущий – Евгений Зызин. По традиции, беседа начинается с вопроса от ведущего.
– Владыка, в последнее время недруги-критики Русской Православной Церкви активно обвиняют ее в сращивании с властью. Как Вы расцениваете это мнение, и вообще, нужно ли Церкви такое слияние?
– У Русской Православной Церкви есть очень богатый опыт общения с государством, в том числе очень большой горький опыт. До революции Православие было государственной религией, и тогда были совершенно иные условия: если вы не православный христианин, вы не могли занимать высокий государственный пост. Многие стали принимать Православие только из корыстных стремлений, и все это привело к тому, что после революции, буквально на другой день, более 50% вышло из рядов Православной Церкви: эти люди никогда не были настоящими православными христианами (эту ошибку повторили коммунисты после Октябрьской революции, когда человек, не являвшийся членом коммунистической партии, не мог занимать высокие посты в обществе. И многие вступали в ряды коммунистической партии только ради того, чтобы занять какой-то пост. Это тоже, на мой взгляд, привело к очень серьезным ошибкам и разложению партии изнутри). Поэтому и предыдущий Патриарх Алексий II, и нынешний Патриарх Кирилл многократно повторяли: «Мы не будем идти по этому пути, у Церкви совершенно другая миссия, она никак не связана с какими-то бытовыми и политическими аспектами жизни нашего общества». Христос Спаситель является Основоположником христианской Церкви, ее Главой. Церковь призывает людей ко спасению – не к обогащению, не к устроению блага или жизни человеческой на земле, а к очищению человеческой души, к преображению сознания и естества, к совершенству духовному. А что касается недругов, то они всегда были. Ведь те, кто Церковь гнал в ХХ столетии, думали, что справятся и уничтожат Церковь как таковую, забыв, что Церковь Православная – мистическое Тело Христово, и она никогда не прекратит свое существование ни на земле, ни в будущем, загробном мире. Церковь врата адовы не одолеют, потому что Глава ее Сам Христос Бог. У нас в течение почти восьмидесяти лет гнали Церковь самыми страшными репрессивными методами, и все равно не удалось это сделать, и никому это не удастся, это надо понимать. Видя свое бессилие, гонители сегодня еще более беснуются (именно беснуются, я не оговорился: в основе борьбы с Церковью бесы, темные силы, враг рода человеческого – дьявол).
Как ни гнали Церковь, а она живет. Люди понимали, что идут на смерть, когда говорили, что они православные, это происходило после революции в течение многих десятилетий. Принимавших священный сан репрессировали, ссылали, уничтожали, а люди все равно шли на это, понимая, что смысл жизни заключается не в обогащении здесь, на земле, – а те, кто гнал, еще более ожесточались. И сегодня есть такие, кто понимает, что церковь призывает к святости, добру, любви, самопожертвованию, к жертвенному служению. Как можно сочетать жертвенное слуежение людям, Отечеству, Церкви с личным благом и обогащением? Да никак. Это входит в диссонанс с атеистической, эгоистической жизнью, и потому у людей вызывает озлобление, они ищут любой повод уколоть, обидеть, оскорбить, унизить служителей Церкви.
В Ветхом Завете очень интересный есть образ. В обществе израильском была традиция: ежегодно избирали самого паршивого козла, и все, у кого-то что-то не получалось в жизни, считали, что во всем виноват козел. Каждый подходил и пинал этого козла, то есть на него сваливали всю вину. А когда все удовлетворяли свое чувство негодования (вроде, все зло сорвали на этом козле), его выгоняли в пустыню на растерзание диким зверям.
Козла отпущения ищут сегодня многие и думают, что если они сейчас оскорбят Церковь, то и жизнь у них станет лучше. На самом деле выход из положения единственный, о котором говорил Спаситель: надо самим преобразиться, надо самим стать лучше, надо трудиться достойно и жить праведно. Только в этом случае нам может сопутствовать успех. А слияния с властью, конечно, не будет – гармоничное сочетание (как наши святители говорят, соработничество) должно быть. Мы на своем месте, государственная власть на своем должны делать все возможное, чтобы процветало наше государство.
– Вадим, 25 лет, спрашивает, что такое конец света и когда его ждать?
– О конце света или о конце истории и жизни человека на Земле говорили уже в первые века христианства, и Христос Спаситель об этом неоднократно говорил. Это, конечно же, неукоснительно должно исполниться, мы в это верим, но когда это произойдет? Никто не знает... Христос Спаситель говорил: никто об этом не знает, а только Отец Мой Небесный – все в ведении только Бога. Никто об этом не знает, друзья, и не надо делать на этом акцент.
Просто мы с вами всегда должны помнить, что нас Господь призывает ко спасению; мы должны преобразиться, стать более совершенными, но всегда должны помнить, что с последним ударом сердца нашего приходит конец жизни на земле; а что будет там, в загробном мире, будет зависеть от того, чего мы здесь достигли. Все благое пойдет с нашей душой и на Страшный Суд, и в Царство Божие.
Очень хорошие слова сказал Христос Спаситель: не думать об этом часе, но жизнь проводить трезво, а этот момент наступит как тать в нощи, – вор же не оповещает хозяина, когда он придет ограбить его дом. Мы должны проводить так свою жизнь, как будто, неровен час, завтра, через секунду или минуту Господь призовет.
Есть такая молитва, последняя в чинопоследовании вечерних молитв: «В руци Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой, Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми». И если мы будем с таким расчетом жить, мы меньше сделаем ошибок; не случайно пророк, псалмопевец Давид говорил: «Помни последняя твоя – и не согрешишь», то есть память должна нас ограничивать от злых поступков. Горе нам будет, если Господь нас застанет в совершении какого-то преступления.
– Светлана, 51 год: «В магазинах продают голографические иконы – если их поворачивать в разные стороны, появляются изображения разных святых. Можно ли покупать такие иконы?».
– Покупать такие изображения, думаю, можно, но освящать их, как иконы, нецелесообразно, ведь есть канонические правила написания икон: должен быть твердый материал, такой, как дерево, камень, металл, такой твердый, чтобы его нельзя было разрушить, – даже на стекле не рекомендуют писать, это хрупкий материал. Икона даже внешне должна быть мощной, а тут какая-то игра: повернули – один святой, повернули – другой...
Когда мы пишем иконы и к ним или через них обращаемся к тем святым, которые на них изображены, это не игра, это очень серьезное явление в жизни человека. Поэтому как картинку, наверное, можно приобрести, а как икону я бы не рекомендовал.
– Дмитрий, 34 года, страдает алкоголизмом, но сам верующий, ходит в храм, молится, спрашивает, что еще делать, чтобы не погибнуть?
– Знаете, Дмитрий, мы все-таки должны понять, что такое алкоголизм. Одно дело, если человек может употребить слабый напиток алкогольный, у него нет тяги, зависимости, – это еще не грех. Даже апостол Павел говорил: если у кого желудок болит, разбавляйте вино водой, и это будет лекарством. Но когда человек попадает в зависимость от алкоголя, она может перейти в рабство, в страсть, а страсть переходит в порок, – эта зависимость грешна, и не только грешна, но еще и опасна для жизни человека. Надо помнить, что сказал апостол: пьяницы не наследуют Царства Божия. Почему? Во-первых, это страшная болезнь, но она добровольная. На языке богословском алкоголизм – это добровольное сумасшествие, в таком состоянии человек теряет контроль над самим собой, ему уже ни Бог не нужен, ни близкие, и потому он не может унаследовать Царство Небесное. Ну и, конечно же, алкоголь – причина самых тяжких преступлений, поэтому Церковь и призывает воздерживаться от него. Вот вы говорите, что ходите в храм и молитесь, – это очень хорошо; но постарайтесь избавиться от этой страсти, для вас это будет очень хорошим шагом на пути к совершенству.
– Нина Петровна, 87 лет, высказывает пожелание: хорошо бы издать книгу обо всех рязанских храмах, и в этой книге указать адреса храмов и время богослужения.
– Спасибо, Нина Петровна, предложение хорошее. У нас что-то уже издавалось, что-то готовится к изданию, но не всегда есть материальная возможность делать все что хотели. Будет возможность, издадим.
– Вопрос от зрителей программы на телеканале «Союз», и из Дагестана – из города Каспийска, но касается Рязанской митрополии. Инну, 66 лет, волнует судьба храма в селе Нестерове Петелинского района, будут ли его восстанавливать?
– Мы все храмы хотим восстановить, и будем восстанавливать, но не все в наших возможностях. Постепенно у нас то один храм, то другой возрождаются. Ко мне обращаются, говорят, почему Господь нам не поможет – хороших меценатов не пошлет.
Конечно, Господь может все Сам воссоздать, да в одно мгновение может, – но храмы-то кому нужны? Они нам нужны, и Господь ждет от нас шага, чтобы мы воссоздали дом Божий. Обратите внимание, некоторые храмы долго очень восстанавливаются, иногда даже десятилетиями, и я думаю, что в этом тоже есть особое, промыслительное действо Божие. Господь так устраивает, что многие люди принимают участие в строительстве храмов, и этот храм для человека становится родным, потому что он вкладывал туда свои средства, свои силы, умения.
– Валентина из Свердловской области спрашивает: «Почти 50 лет прожили с мужем без Венчания, считается ли это блудом?».
– В советское время гражданский (подчеркиваю, гражданский) брак признавался Церковью, то есть государство в органах загса официально регистрировало брак, и мы тогда не могли не признать его – это действительно государственный, гражданский брак. Сегодня «гражданским» браком называется, когда люди живут и нерасписанными в загсе, и невенчанными в Церкви – вот это не что иное, как блудное сожительство. Вы прожили такую долгую жизнь в гражданском браке, и думаю, что было бы неплохо, раз вы задаете вопрос, обратиться к священнику, священник вас обвенчает. У нас есть две редакции Венчания. Одна обращена к молодоженам, другая, несколько измененная, для людей, которые в зрелом возрасте приходят к алтарю и просят обвенчать. Вторая имеет такой покаянный характер. Мы не вдаемся в подробности, почему они прожили такую долгую жизнь без благословения, просим: Господи, прими сейчас как покаяние и ниспошли им свое благословение, – то есть хороший такой чин Венчания.
– В заключение еще один вопрос, касающийся семейной жизни. Из Белгородской области, Ирина, 30 лет, говорит, что она стремится к вере, а муж безразличен. Она беспокоится, не станет ли его пример главным для их детей.
– Конечно, будет это сказываться. Могу вам из личного опыта сказать: нас когда воспитывали, папа не ходил в храм, был неверующим, мама была верующей, и такое полярное воспитание накладывало на нас большой отпечаток, но мы же видели, как живет мама и как живет папа, и на нас влияние верующей мамы оказалось более весомым, мы видели в ней пример для подражания: она не просто говорила, что верит, она еще и жила так, она была очень благочестивая женщина. Но здесь должна быть и мудрость женщины, жены: мужа нельзя насильно заставлять ходить в храм, но вы будьте для него авторитетом, чтобы он в вас видел серьезного человека. Придет время, и, может, муж ваш придет в Церковь (я знаю много примеров, когда благочестивая жена приводит своего мужа в Церковь).
– Еще один вопрос, коротко. Таисия из Челябинска, 71 год, из-за болезни смотрит богослужения по телевизору, можно ли считать, что она таким образом посещает храм?
– Раз вы задаете вопрос, вот вам уже и ответ – совесть, непререкаемый голос Божий в человеке, говорит, что тут что-то не так.
Никакая трансляция по телевидению и радио не может заменить храм Божий, но это лучше, чем совсем ничего. Но раз вы в таком состоянии находитесь, не отчаивайтесь; думаю, время от времени хорошо будет приглашать священника, чтобы он с вами побеседовал, совершил таинство Покаяния, причастил, может, время от времени соборовал бы вас.
– Благодарю Вас, Владыка, спасибо, что пришли и ответили на вопросы наших телезрителей.
– Как всегда, я желаю вам всего самого доброго, пусть благословение Божие пребывает со всеми вами!
25 мая – день памяти святителя Епифания, епископа Кипрского ПРОИСХОДИЛ святой Епифаний от родителей-евреев и был воспитан в иудаизме. Однажды он встретил инока, по имени Лукиана, который занимался перепиской книг, продавал их, часть вырученных денег оставлял себе, часть раздавал нищим.
27 мая – день памяти преподобного Серапиона Чудотворца Подвижник конца IV– начала V века жил в Египте. Вся его жизнь была посвящена заботам о ближних. В молодости Серапион раздал все свое имущество бедным, оставив себе только необходимую одежду и Евангелие, и принял монашество.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.