Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (677) → Солнечный свет пробьется сквозь самые плотные облака

Солнечный свет пробьется сквозь самые плотные облака

№20 (677) / 21 мая ‘12

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Жизнь христианина – труд души
Протоиерей Евгений Попиченко

25 мая – день памяти святителя Епифания, епископа Кипрского

ПРОИСХОДИЛ святой Епифаний от родителей-евреев и был воспитан в иудаизме. Однажды он встретил инока, по имени Лукиана, который занимался перепиской книг, продавал их, часть вырученных денег оставлял себе, часть раздавал нищим. Как-то Епифаний видит, что к Лукиану подходит бездомный, бросается к его ногам и взывает: «Помилуй меня, человек Божий, дай мне что-нибудь, ибо я три дня не вкушал хлеба и совсем ослаб». Лукиан снимает с себя одежды, подает нищему и говорит: «Ступай в город, продай ее и купи себе хлеба». Этот благочестивый поступок Лукиана так тронул Епифания, что он пал перед ним на колени и объявил Лукиану, что желает стать христианином. Потом пригласил Лукиана к себе в дом, показал ему свое имущество и снова стал умолять его, чтобы он сделал его христианином. По уходе Лукиана Епифаний уговорил принять святое Крещение свою сестру, и оба они, снова увидавши инока, со слезами просили его просветить их светом Христовой веры. Лукиан научил их истинам христианства, затем привел к епископу, который и сподобил их святого Крещения. Епифаний раздал все свое имение нищим, принял на себя образ иноческий, а впоследствии стал епископом Кипра.

Часто в житиях святых встречается ситуация, когда человек, проникаясь духом Христовой веры, просил христианина или православного священника его окрестить, впечатлившись примерами мученичества и чудесными событиями, связанными со страданиями святых мучеников. Он выходил на арену цирка, где происходили истязания святых, объявлял себя христианином и тут же умирал под мечом палача, омывая всю прежнюю языческую жизнь своей кровью.

А случается так: человека потрясает христианин. А христианство, как говорит Апостол, – не красивые слова, а явление духа и истины. «По плодам их узнаете их», – говорит Господь, и «не может одно древо приносить сразу и горькие, и сладкие плоды». Поэтому многие люди обретали веру, соприкоснувшись со святым человеком: Дух Святой, живущий в сердце угодника Божия, не может быть утаен. Иногда люди говорят: «А у меня Бог в душе». Я говорю: «Интересно. Докажи – чем докажешь, что Бог в душе?» И человек теряется. Но Бог-то не пятикопеечная монета, которую засунул в карман, снаружи не видно, что у тебя там: пятачок, пятьдесят долларов или вообще ничего нет. Бог не может пребывать в душе человека незаметно, потому что Бог – Он как Солнце: солнце ощущается даже при очень облачном небе тем, что дает свет сквозь самые плотные облака. Если Бог в душе, то Его должно быть видно. Глаза – зеркало души, и, заглянув в них, можно, при внимании, многое в них прочесть, в том числе и духовное состояние человека. Одни глаза у девушки целомудренной и другие глаза у блудницы, и очень они отличаются. Одни глаза у человека кроткого и совершенно другие у гневного.

ЕСЛИ БОГ в душе, состояние это именуется святостью. А святость не возникает так просто: шел человек по жизни, особо ни о чем не задумываясь, и вдруг – бац! она у него в душе оказалась. С чего бы это? Что ты такого особенного сделал, чтобы Владыка Космоса захотел быть с тобою?

Вот Серафим Саровский. Он всю жизнь свою отдал на богослужение. И поэтому люди, встречаясь с ним, не могли понять, что же это за человек. Или старец Николай Гурьянов, который молился на псковской земле на острове Залите. Тысячи и тысячи людей, приезжая к нему и даже соприкасаясь с ним единожды в жизни, уезжали с острова верующими, живыми христианами. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Так вот, путь к стяжанию Бога в душе неизбежно лежит через Церковь, через купель. Как сказал Господь Никодиму: «Должно вам родиться свыше. Кто не родится от воды и Святого Духа, не войдет в Царствие Небесное», мертвый духовно человек не может пребывать в вечной жизни с Богом.

Но, чтобы креститься, человеку необходимо созреть, по крайней мере, научиться любить Христа, насколько позволяют вера, знания о Боге. Приходят люди и говорят: «Мы хотим покреститься». Предлагаешь им поучиться – есть минимум, такая «школа молодых лейтенантов»: ты же хочешь идти на войну – духовная жизнь это невидимая брань за бессмертную душу, хочешь стать воином Христовым, тебя так и называют в молитвах во время Крещения – воин Христов; узнай, какое оружие, какие опасности, где враги, кто друзья. Человек страшно обижается, выходит из храма, а потом начинает на всяческих форумах писать: «Вот, эти попы…» и всячески злословить и хулить Церковь. А ведь ему просто предложили немножечко узнать о Христе.

Спрашивается, как можно его крестить в таком состоянии, когда он, по сути, ненавидит Христа и Его Церковь? Как только он встречается с некоторыми обязательными для духовной жизни условиями, он озлобляется, гневно выражает свое несогласие. И что толку, если он какими-то хитростями и лукавством найдет где-нибудь батюшку, который его окрестит? Один священник называет такую ситуацию «духовным абортом»: выродился человек в духовный мир, но ни веры, ни Бога, ни Христа ему не нужно. И второй раз придет он в храм уже не своими ногами, а в деревянном ящике, в момент отпевания. Нетрудно предположить, где после этого окажется душа человека, прожившего жизнь крещеным, но нецерковным.

Отношения с Богом выстраиваются долго, Церковь – не магия: нажми на кнопку, получишь результат. Церковь – семья, а в семье все строится на любви, доверии и на желании жить вместе. Если человек не хочет жить вместе с Церковью, можно его только искренне и глубоко пожалеть. Он и в вечности не захочет жить в обществе, с которым только и можно наследовать вечное блаженство. Дай Бог нам всем смирения, мудрости. Все нужно делать в свое время.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 16.45, 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
 
Архипастырь

Митрополит Рязанский и Михайловский Павел: Все ведает только Бог

Беседовал Евгений Зызин

Телерадиокомпания «Эхо» продолжает цикл программ «Беседы с Владыкой Павлом», гость которых – митрополит Рязанский и Михайловский Павел. Ведущий – Евгений Зызин. По традиции, беседа начинается с вопроса от ведущего.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс