Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
27 мая – день памяти преподобного Серапиона Чудотворца
Подвижник конца IV– начала V века жил в Египте. Вся его жизнь была посвящена заботам о ближних. В молодости Серапион раздал все свое имущество бедным, оставив себе только необходимую одежду и Евангелие, и принял монашество. Он не пребывал постоянно в каком-либо монастыре, стараясь везде помогать нуждающимся и утешать их словом Божиим. Преподобный останавливался обыкновенно там, где застигала его ночь, а утром шел далее. Увидев однажды в Александрии нищего, дрожавшего от холода, Серапион сказал себе: «Как же я монах, когда имею достаточно одежды, а этот мирянин не имеет?». И отдал ему свою одежду. Вскоре он увидел другого нищего, просившего милостыню. Серапион отдал ему свое Евангелие. Когда преподобного спросили, где его Евангелие и одежда, он отвечал: «Евангелие говорило мне: «Отдай имение своим ближним», и я отдал его. Одежду я отдал тому, кто мне даст мне вместо нее гораздо лучшую». Самую же большую пользу в отношении к своим ближним Серапион видел в обращении их к Богу. В жертву ему он приносил даже свою свободу. Так, однажды он продал себя в рабство язычнику и своею жизнью и увещаниями так подействовал на него, что язычник со всем своим семейством обратился ко Христу. В другой раз он нанялся в служители к градоначальнику, державшемуся ереси. Служил ему два года и сумел склонить его примером и наставлениями к Православию. Преподобный Серапион скончался в египетской пустыне, достигнув глубокой старости.
Преподобный Серапион явил миру то, без чего этот мир не может жить, – пример бескорыстной самоотверженной любви. Жертвуя своим здоровьем, благополучием, он служит ближним – причем не просто своим домашним. Конечно, ради собственного дитяти мать может отказаться и от сна, и от еды, и от прочих жизненных благ, но любовь ли это, которой от нас ожидает Господь? Нет, это материнский инстинкт – состояние души, вложенное Богом в природу всякого существа. Даже и кошечка какое-то время заботится о котятах, и волчица о волчатах, но мы это любовью назвать не можем. Как Господь говорит: «Если вы любите любящих вас, то какая вам за это благодарность? То же делают и язычники. Если вы взаймы даете, ожидая получить обратно, – и грешники так себя ведут».
Но имя христианина налагает на человека совершенно определенные обязательства. Дав обещание верности Христу, назвав себя христианином, человек вступает с Богом в определенный завет, в договор – его вольная жизнь заканчивается. Вы должны исполнять Заповедь: любите врагов ваших, и взаймы давайте, не ожидая получить, и молитесь за творящих вам напасть, и благословляйте проклинающих вас. И будете сынами Всевышнего, ибо Он благостен и к благодарным, и к злым. «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный», – говорит Господь. Крещение человека возлагает на него очень строгие обязательства. Потому что крещеный человек не просто тварь Божия – уже чадо Божие. А у Отца к Своим детям есть определенные требования и определенные задачи, Отец знает, что Он хочет вырастить из Своих детей.
Так вот, преподобный Серапион стяжал себе вершину добродетели, союз совершенств: любовь, которая не ищет своего, не радуется неправде, всему верит, все терпит, никогда не перестает. Любовь, которая, к сожалению, иссякает в этом мире по причине умножения беззакония. То есть греха – потребительского отношения к другому, когда человек ставит себя в центр Вселенной и пытается остальных организовать на служение себе.
Как часто озвучивается мотивация при создании семьи: «Зачем тебе все это надо?» – «Хочу быть счастливым». А вот «хочу послужить другому» что-то не приходилось слышать. Любовь же выражается именно в том, чтобы послужить, душу свою отдать за ближнего своего. А жертвовать человек не хочет, он, как животное, стремится жить по пути наименьшего сопротивления (взять опять же кошку – умное создание, удивительный у нее шерстяной покров, который согревает ее, но она и то все время стремится поближе к батарее. Так и человек). Становясь христианином, человек должен совершенно четко понимать: начинается обучение любви.
Сначала нужно научиться смирению, потом долготерпению, милосердию, сочувствию, кротости, покаянию, молитве и прочим добродетелям. Они-то постепенно воспитают в человеке способность к любви. Понимая, как важна возможность отвергнуться себя, мы нашим прихожанам даем такое упражнение в качестве епитимьи, своеобразного противоядия блудным грехам, так как эта болезнь сильно сейчас поразила общество. Один собрат во Христе, будучи еще студентом и обуреваемый блудной страстью, устроился в старческое отделение областной психиатрической больницы на летние каникулы, два месяца ухаживал за больными стариками и старухами, переодевал их, кормил, мыл... Этот труд дал ему возможность побороться с блудной страстью. Милостью Божией есть одно направление работы в Фонде «Милосердие», «автобус милосердия», который помогает бездомным – нуждающимся, одиноким и больным. И добровольцев для исполнения послушания любви мы направляем в помощь сестрам милосердия. Допустим, три-четыре часа в неделю человек выполняет самую элементарную работу: разобрать пожертвованную одежду и раздать ее нуждающимся. Человек находится в автобусе, передвижном медицинском кабинете, видит раны, язвы, видит людей, которые часто гораздо моложе его, но крайне несчастны и душевно, и телесно. Преодолевая собственную брезгливость от запаха, от вида этих язв, ожогов или обморожений, человек потихонечку начинает смиряться.
Любовь необходимо воспитывать, она не состояние наших чувств, а состояние воли, которую нужно дисциплинировать, нужно выковывать.
Господь всегда создает условия для воспитания души и каждому человеку за день посылает несколько десятков возможностей приобрести малую толику любви к ближнему. Где-то потерпеть, где-то прикусить язык, не ответить упреком на упрек, промолчать, смириться. Вроде незаметно, но капля по капле сердце приобретает возможность стяжания Божественной любви...
Дай Бог всем нам мира, благоденствия и твердого понимания, что жизнь христианина – это труд. Труд самый главный, самый важный – над своей прекрасной душой. Помогай нам всем Господь.
Телерадиокомпания «Эхо» продолжает цикл программ «Беседы с Владыкой Павлом», гость которых – митрополит Рязанский и Михайловский Павел. Ведущий – Евгений Зызин. По традиции, беседа начинается с вопроса от ведущего.
Беседа с доктором богословия, клириком храма Святых Кирилла и Мефодия Ужгородской Украинской богословской академии имени Святых Кирилла и Мефодия (Московского Патриархата) архимандритом Александром (Глобой) в эфире телеканала «Союз»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.