Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос в редакцию: «Зачем ехать куда-то в паломничество, если любому святому можно помолиться и дома?»
Светлана, г. Оренбург
Слово «паломник» изначально звучит как «пальмовник» (с лат. palmarius) – несущий пальмовую ветвь. Так назвали путешественников, посещающих Святую Землю для поклонения гробу Господню. Они возвращались домой с пальмовой ветвью в руках – символом встречи со Христом и большой диковинкой в северных краях. Первым паломничеством считается посещение Иерусалима в 326 году в поисках места распятия и погребения Христа царицей Еленой. В русской традиции изначально паломниками называли только тех, кто отправлялся на Святую Землю. Остальные считались просто богомольцами. Позже понятие паломничества распространилось на всех путешественников по святым местам. Самый известный русский паломник-пешеходец – Василий Киевский (Григорович-Барский) (1701–1747), большую часть жизни посвятивший странствованиям по святым местам и оставивший путевые записки. Василий пешком дошел до Рима, затем отправился в Грецию, посетил Палестину, Сирию, Аравию, Синай, Египет, из Константинополя через Румынию, Болгарию, Молдавию и Польшу вернулся в Киев.
Когда обычное путешествие становится паломничеством, в чем его духовный смысл и обязательно ли христианину ездить в паломнические поездки?
Паломничество (поклонение святыням) – это проявление общечеловеческой религиозности. Но в христианской жизни (в отличие от ислама) вполне можно достигнуть совершенства и без всяких странствий по миру и поклонения святыням. Последнее не имеет для Православия самостоятельного духовного значения, а получает таковое, лишь служа единственно цели внутреннего совершенствования – через поклонение святыням укрепляется вера, преумножаются силы для исполнения заповедей Христовых. Коль скоро паломничество (как, впрочем, и всякое действие) этой цели не достигает (или даже не ставит), то о нем нельзя говорить как о каком-то христианском деле.
Паломничество рождается не в тот момент, когда человек садится в поезд или самолет, а когда он начинает молитвенное, духовное общение с тем или иным святым. Допустим, в какой-то момент человек, почувствовав, что его сердце тепло отзывается на заступничество святого праведного Симеона Верхотурского, начинает его особо почитать – и у него возникает желание отправиться туда, где пребывают мощи святого, в Верхотурье. На Урале – это одно из самых почитаемых мест.
Алексей Ильич Осипов профессор Московской Духовной академии:
– В понятии «путешествие» присутствует искание чего-то нового, развлекательного. Паломники же едут туда, где подвизались святые или находятся святыни, где происходили события, связанные с жизнью Христа и Богоматери. Цель паломничества – соприкоснувшись с действительностью, которая имела место столетия тому назад, найти лучшие условия для молитвы.
Если вы просто поехали разведать новый монастырь – это не паломничество, пусть даже и едут верующие люди. Ведь паломничество часто связано с подготовкой к Исповеди, Причащению, с посещением богослужений.
Одно и то же путешествие может стать и паломничеством, и туризмом. Человек едет просто так, а глядишь, душу его и затронет! А можно поехать даже на Святую Землю и не думать о молитве. Но если человек едет с тем, чтобы хотя бы несколько дней пожить по-христиански, тогда это уже паломничество. Это аскетика от греческого «аскео», то есть «упражняюсь». Ведь, наверное, любой человек вам скажет, что самое трудное дело – это молиться.
Первым из исцеленных при гробе праведного Симеона был Григорий, слуга воеводы Савелова, у него была раздроблена кость ноги. Приведенный в Меркушино, Григорий после молебна и панихиды привстал на ноги, а вскоре и полностью исцелился.
Молитва Симеону Верхотурскому
О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в Небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же телом твоим нетленно почиваяй! По данной ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас, многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием ко святей и цельбоносней иконе твоей притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего и якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси; сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
«Воскресение Христово видевше». Сборник слов и бесед святителя Иннокентия Херсонского В ДНИ празднования Рождества Христова и Великого поста мы уже обращались к удивительным проповедям русского Златоуста.
Успенская церковь Верхотурья – единственная на всю епархию, где в богоборческие времена хранилась частица мощей праведного Симеона Кладбищенская Успенская церковь города Верхотурья была заложена
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.