Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Воскресение Христово видевше». Сборник слов и бесед святителя Иннокентия Херсонского
В ДНИ празднования Рождества Христова и Великого поста мы уже обращались к удивительным проповедям русского Златоуста. Настоящий сборник посвящен Светлому Празднику Пасхи. Слова святителя все так же захватывают своей ясностью и простотой, всеобъемлющей любовью к пастве. Сегодня поучения его доступны каждому, кто жаждет глубже осмыслить те или иные Евангельские события, в данном случае – Пасху Христову. Издательство прихода храма Святого Духа Сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы выпустило в свет новую книгу избранных творений святителя Иннокентия Херсонского – «Воскресение Христово видевше».
Здесь собраны 13 бесед святителя на первый день Пасхи, слова на каждый день Светлой седмицы, в Недели Антипасхи, жен-мироносиц, Неделю по Пасхе 4-ю и на отдание Пасхи. Предваряют слова и беседы общие сведения о празднике – объясняются его название, историческое начало празднования и время совершения, церковные и народные особенности, происхождение Пасхального канона.
Как отмечает святитель Иннокентий, праздник Пасхи продолжается 39 дней. Первые семь празднуются самым торжественным образом, отчего и называются седмицей Светлой, Святой и Великой, восьмой ее день отмечается тоже торжественно и называется на церковном языке Антипасхой в память явления Господа неверовавшему Фоме и уверения его язвами Христовыми. Последующие дни отмечаются менее торжественно, но и они важны в жизни верующего человека. Как замечает автор, «сладчайшая весть о Воскресении из уст христиан исходит в кратком виде, а из уст служителя Церкви она должна исходить со всей подробностью». Поэтому Архипастырь подробно разъясняет значение для нас Воскресения Христова, тайну возрождения духовного, говорит, как достигнуть Пасхи в Царстве Небесном и о многом другом.
ОТКРОЕМ, для примера, седьмую беседу святителя, произнесенную им в первый день Пасхи. В ней Владыка освещает Евангельское чтение о явлении Спасителя ученикам, а точнее – одиннадцати апостолам, «в первый день недели», и о неверии Фомы, не присутствовавшего при этом событии. Владыка Иннокентий говорит, что данная «евангельская повесть», рассказанная апостолом Иоанном, «довольно вразумительна сама по себе и не требует пространных изъяснений. Но, чтобы совершенно уразуметь дух события, весьма полезно знать, что ему предшествовало и что за ним последовало. Поэтому, – говорит Преосвященный автор, – вы не соскучитесь, если услышите от меня повторение повести Евангельской, со всеми обстоятельствами. На что лучше и употребить настоящие минуты, как не на подобное собеседование? Господь весь конец настоящего дня беседовал с учениками; а мы, ученики Его, хотя бы в настоящий час, побеседуем о Нем Самом. Если Он обещался присутствовать всякий раз там, где соберутся два или три во имя Его, то тем более не может Он не находиться теперь в нашем столь многочисленном собрании. Поэтому будем беседовать так, как если бы Воскресший Сам невидимо взирал теперь здесь и на проповедующего, и на слушающих. То есть будем беседовать в духе живой веры и любви к Нему, нашему Спасителю и Господу». Именно так, «в духе живой веры и любви ко Господу» и обращается святитель Иннокентий ко всем своим прихожанам и рассказывает подробности событий, которые происходили на протяжении всего времени Пасхального.
Явления Господа женам-мироносицам, апостолу Петру, двум ученикам, шедшим в Еммаус, одиннадцати ученикам, и, наконец, апостолу Фоме – из Евангелия мы знаем, что он не поверил другим ученикам, что Христос Воскрес... Вот что говорит об этом святитель Иннокентий: «Поскольку через то, что происходило с апостолами, выражается общая доля человечества, то мы должны со вниманием вникнуть в печальное событие, постигшее одного из близких учеников Господа. Для того оно, без сомнения, и попущено, для того и возглашается среди богослужения, что в нем содержится урок спасительный. Извлечем его по возможности из события. Что было причиной неверия в Фоме? Вещь самая обыкновенная и простая – отсутствие: «не был тут с ними». Не знаем, что воспрепятствовало святому Фоме быть там, где были все, только очевидно, что если бы он был вместе с соучениками, то наравне с ними увидел бы Учителя и, следовательно, не впал бы в искушение сомнения».
Это обстоятельство, по мнению святителя Иннокентия, заслуживает особенного примечания, ибо и теперь бывает источником неверия. С чего начинается оно и отчего происходит? Уклоняющиеся от общества верующих перестают участвовать в таинствах Церкви и освящаться ими, оставляют богослужение, выпускают из рук Евангелие. Отколовшись от скалы несокрушимой, удивительно ли, что носятся по зыбям, по ветрам и бурям или падают в бездну? Выпав из корабля, трудно бороться с волнами, как бы кто ни был искусен. Между тем тот, кто держится в Церкви, продолжает, даже вопреки своим страстям, освящаться ее таинствами. Он спасется от сомнения: дух веры, господствующий в Церкви, закваска любви и преданности проникнет и в него. И нельзя дать лучшего совета: ни под каким предлогом не удаляться из общества верующих, не оставлять таинств и обрядов Церкви – это спасет в том числе и от сомнения.
СЛЕДУЮЩИЕ слова апостола Фомы – «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю», – святитель объясняет так: «Не неверие свидетельству соучеников хотел, без сомнения, выразить сими словами будущий апостол Индии, а желание обрести более твердую уверенность в действительности явления. Особенно в том, что тело явившегося Учителя не было призраком. К такому требованию мог подать повод рассказ прочих учеников о том, как они подумали сначала, что Явившийся есть дух, и как Господь предлагал им осязать Его. Фоме, не видевшему явления, казалось, что именно это и надлежало сделать для полной уверенности. А поскольку это не сделано, то явление, думал он, еще не имеет всей достоверности. Между тем, в основании подобного размышления лежала тайная скорбь: ведь Фома не присутствовал при явлении Учителя и <...> лишился этой радости. Скорбь горькая! Ибо тогда как другие не видели следующих дней от радости, Фома должен был сильно страдать всем существом, пока, по прошествии восьми дней, Господь не явился вновь, и не извлек его из произвольного ада сомнений. Кратковременное неверие апостола, окончившись непоколебимой уверенностью, подтвердит навсегда истину не только Воскресения Христова, но и всей веры христианской. Именно поэтому Святая Церковь без колебаний именует в своих песнопениях неверие Фомы «добрым неверием». А вторую Неделю по Пасхе именует Неделей Фоминой, и посвящает ее воспоминанию вышеописанных событий. По словам святителя Иннокентия, «Евангельская история представляет вниманию слушающего ее» множество тем для размышления.
А еще более представит вниманию читающего. С намерением упоминая о чтении, святитель полагает, что нет ничего лучшего для умеющих читать, как посвятить часть своего времени чтению Евангельских сказаний о Воскресении Господа и Его явлениях апостолам. «Ибо, – заключает Архипастырь, – сколько бы мы ни говорили с амвона, мы никогда не можем сказать вам всего, что содержится в Евангелии. Что наши слова? Малые ручьи, а там – море. Поэтому надобно читать самим, кто может. Да и на что лучше употребить время праздничное, как не на это чтение, которое и весьма сладостно и весьма поучительно!».
В эфире телеканала «Союз» программа «Люди Церкви», гость программы – президент благотворительного Фонда «Общество друзей монастыря на Святой Горе Афон имени Преподобного Максима Грека» Сергей Рудов – Программу «Люди Церкви» в эфире телеканала «Союз» ведет Олег Петров.
Вопрос в редакцию: «Зачем ехать куда-то в паломничество, если любому святому можно помолиться и дома?» Светлана, г. Оренбург Слово «паломник» изначально звучит как «пальмовник» (с лат. palmarius) – несущий пальмовую ветвь. Так назвали путешественников, посещающих Святую Землю
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.