Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (673) → Русская Палестина

Русская Палестина

№16 (673) / 23 апреля ‘12

По святым местам

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

ВОСКРЕСЕНСКИЙ собор Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря был заложен 27 апреля 1658 года; первым зодчим «великой церкви» Нового Иерусалима был сам Патриарх Никон. При сооружении Воскресенского собора он использовал модель храма Гроба Господня, подаренную ему в 1649 году Иерусалимским патриархом Паисием, чертежи, гравированные по рисункам Бернардино Амико 1596 года, и «Проскинитарий» – книгу русского паломника в Палестине иеромонаха Арсения (Суханова) насельника Троице-Сергиевой Лавры, специально посланного в Святую Землю Патриархом Никоном; название этой книги переводится на русский язык как «Поклонник святых мест».

Вскоре после закладки собора Патриарх Никон из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем покинул Москву и поселился в Воскресенском монастыре. Он принимал непосредственное участие в сооружении собора как зодчий и как простой рабочий до 1666 года. За это время стены собора были возведены до кровель, украшены снаружи и изнутри изразцами, созданными в собственных мастерских монастыря, монастырскими мастерами-монахами были отлиты 15 колоколов для соборной колокольни. В 1666 году Патриарх Никон был осужден Собором православных патриархов, лишен патриаршего сана и приговорен царем к ссылке в дальний монастырь, работы по строительству храма были прекращены.

Сооружение собора было продолжено в 1679 году, и к 1685 году были завершены глава над Воскресенским алтарем собора и шатер над часовней Гроба Господня, в 1690 году была освящена подземная церковь во имя Равноапостольного Императора Константина и Равноапостольной Елены. Так на московской земле был создан храм, подобный иерусалимскому храму Воскресения Христова «величеством, и мерою, и добротою».

Главные христианские святыни в Иерусалиме, Голгофа и живоносный гроб Господень, расположены рядом, неподалеку от Голгофы равноапостольной царицей Еленой был найден и Крест Господень. Поэтому над всеми этими святыми местами был сооружен единый храм с главным алтарем в честь Воскресения Христова; Голгофа расположена на юге от главного алтаря, гроб Господень на западе, а место обретения Креста на востоке. Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря полностью и в тех же размерах воспроизводит священную топографию Воскресенского храма в Иерусалиме и его общий архитектурный облик. А величественным видом и красотой он и сейчас не уступает иерусалимскому оригиналу.

В IV ВЕКЕ Елена, мать византийского императора Константина Великого, разыскивала святые места, упомянутые в Евангелии, расчищала их и украшала храмами. Восстановленный царицей Иерусалим стали называть Новым Иерусалимом и главным зданием этого города стал храм, построенный над гробом Господним и Голгофой. Возрожденная Святая Земля стала духовным сердцем Византии – великой христианской империи, окружившей Средиземное море.

ПАТРИАРХ Никон стремился к созданию именно храма-града, храма-иконы – полного образа Торжествующей Церкви, поэтому в одних стенах с престолом Воскресения Христова планировалось устроить 365 приделов по числу дней в году в память о всех угодниках Божиих. Этот замысел удался лишь отчасти, но в главных чертах выполнен – в Воскресенском соборе воплощен исторический образ Иерусалимского Воскресенского храма и эсхатологический образ Нового Иерусалима.

Первоначальный облик Ново-Иерусалимского собора дошел до нашего времени не полностью: в 1723 году рухнул шатер над кувуклией Гроба Господня, в 1726 году разрушения были усугублены пожаром. В 1730-х годах под руководством архитектора И.Ф.Мичурина восстанавливаются в облике, приближенном к первоначальному, два нижних яруса ротонды, окружающей кувуклию Гроба Господня. Окна второго и третьего яруса ротонды, расширенные окна других частей храма, лишившихся своего изразцового убранства, относятся к 1750-м годам, когда собор частично перестраивался и декорировался в стиле барокко. С 1749 г. до начала 1760-х над кувуклией, по проекту архитектора Ф.Б.Растрелли, вновь возводится шатер, на этот раз деревянный, и все части собора украшаются лепниной и живописью. В первой трети XVIII века вокруг подземного храма Константина и Елены вырыли ров, чтобы предохранить стены храма от влаги, впоследствии ров был облицован белым камнем; в XVIII веке и плоские крыши-гульбища храма сделали двускатными.

В декабре 1941 года Ново-Иерусалимский монастырь оказался в центре ожесточенных боев за Москву, все постройки монастыря и Воскресенский собор сильно пострадали. Полностью были разрушены колокольня, шатер над кувуклией, купол над главным алтарем собора, частично обвалилась ротонда. Сразу же после победы в Московном сражении бригада специалистов, возглавленная академиком А.В. Щусевым, выполнила обмерные чертежи и проект восстановления Нового Иерусалима. В 1949 году Совет министров СССР принял постановление о реставрации Ново-Иерусалимского ансамбля; производственные работы здесь начались в 1954 году. В 1960–80 годы архитектурный облик монастыря и Воскресенского собора активно восстанавливался. Восстановительными работами руководил директор Историко-архитектурного и художественного музея В.Ф. Нижегородов, на базе музея были созданы мастерские по восстановлению керамического и лепного декора по технологии XVII–XVIII веков. Именно в этот период Воскресенский собор (за исключением колокольни) был поднят из руин. В 1985 году собор вновь обрел центральную главу, в 80-х годах был отреставрирован интерьер подземной церкви, начались работы по расчистке и укреплению изразцового декора, в отдельных частях велись работы по воссозданию и реставрации лепного декора XVIII века. Шатер над кувуклией был восстановлен в формах XVIII века на основе металлической конструкции.


Смотрите программу «По святым местам» на телеканале «Союз»: вторник 23.00, четверг 07.45, 12.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№34 (451) / 1 сентября ‘07

По святым местам

Прекрасная италия

№33 (450) / 22 августа ‘07

По святым местам

Прекрасная Италия

 
Крещеный мир

…И всех объединяет любовь ко Христу

Андрей Полушин

Мы отправляемся в православный женский монастырь Всех Святых, что километрах в пятидесяти от Авиньона. Обитель, как и монастырь Святого Антония, основана в 80–90-х годах прошлого века архимандритом Плакидой (Дезеем).

 
Наследие

Лабиринт духовный

Иногда экскурсоводы монастырского музея предлагают взглядом пройти лабиринт и узнать свой главный грех, а возможно и наверх попасть... выйти к Небесному Иерусалиму Икона «Лабиринт духовный» отражает представления о земном пути души христианина с помощью древнего образа лабиринта

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс