Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Иногда экскурсоводы монастырского музея предлагают взглядом пройти лабиринт и узнать свой главный грех, а возможно и наверх попасть... выйти к Небесному Иерусалиму
Икона «Лабиринт духовный» отражает представления о земном пути души христианина с помощью древнего образа лабиринта, перешедшего из античности в средневековую Европу, а затем на Русь. Изображения лабиринта помещаются на стенах и мозаичных полах в готических соборах Шартра, Реймса, Амьена. Русским читателям была известна книга чешского философа и педагога Яна Амоса Коменского († 1660) «Лабиринт мира и рай сердца» с русским стихотворным предисловием 1630-х годов. Однако иконописные соображения с этим сюжетом распространяются только с XVIII столетия и основаны на текстах Священного Писания и творениях отцов Церкви.
В центре иконы изображен лабиринт, из которого два выхода ведут вверх, в жизнь вечную, и одиннадцать – вниз, в геенну огненную. Внутри лабиринта – круг, где представлены начало и конец пребывания человека на Земле. Младенец еще лежит в колыбели (слева), а его уже готова скосить смерть, изображенная в виде скелета (в центре). На смертном одре (справа) душу человека принимает ангел, но тут же стоит и бес со списком грехов усопшего. Жизненный путь человека изображен как уступчатая лестница, по которой поднимаются и спускаются мужчина и женщина. На первой ступени они еще дети, на последней – глубокие старцы. Надписи указывают их возраст: от 1 года до 90 лет.
Рифмованные тексты в верхней части лабиринта наставляют следовать за Христом, Который всех к Себе призывает «и райские врата усердно отверзает». Здесь же – слова псалма: «Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям твоим научи мя» (Пс. 24, 4).
Надпись в нижней части лабиринта тоже из Псалтири: «Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися» (Пс. 87, 4).
Под лабиринтом изображена преисподняя. В правом углу – огненная пасть сатаны, куда низвергаются души грешников в виде обнаженных фигурок. Здесь же помещены наименования грехов: «Блуд», «Уныние», «Сребролюбие», «Пианство», «Тщеславие», «Гордость», «Убийство», «Гнев», «Немилосердие», «Зависть», «Оклеветание», «Объядение». Преисподняя населена демонами – воинами тьмы, которые ведут с людьми духовную брань. Они поражают род человеческий с помощью страстей, изображенных в виде земного оружия – лука, ружья, пушки. Но между бесами мы видим и ангелов, извлекающих раскаявшиеся души из греховной бездны.
Над лабиринтом изображено Царство Небесное с Градом Иерусалимом Новым, к стенам которого приближаются души праведников в виде двух отроков, сопровождаемых ангелами. Образ Града Горнего соответствует Апокалипсису (Откр. 21). В небе над Новым Иерусалимом – Дух Святой в виде голубя, Пресвятая Богородица и святой Иоанн Предтеча, обращенные к Господу Вседержителю с молитвенным ходатайством о спасении человечества.
Глубокое духовно-назидательное содержание, выраженное в наглядных образах, способствовало появлению разных изводов «Лабиринта» в иконописи и в русской народной картинке – лубке.
Зеленская Галина Митрофановна
Родилась в 1946 г. в Кривом Роге. Выпускница исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1970 г.). Историк русского церковного искусства XVII–XX вв. Заместитель директора по научной работе Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» (в 1972–1987 гг. и с 1997 г.). В 1987–1994 гг. работала в Церковно-историческом музее Московского Свято-Данилова монастыря, в 1994–1996 гг. – в Московском подворье Соловецкого монастыря. Автор монографии «Святыни Нового Иерусалима» (2002 г.) и первого полного церковного путеводителя по Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю «Новый Иерусалим» (2003 г.). Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2004 г.).
«Лабиринт духовный». Икона XVIII века. Масло, холст 57х80 см. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырьВОСКРЕСЕНСКИЙ собор Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря был заложен 27 апреля 1658 года; первым зодчим «великой церкви» Нового Иерусалима был сам Патриарх Никон.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.