Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
О конкурсе православной культуры «Ручейки добра» рассказывает Светлана Дубовик, сотрудник отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии:
– «Ручейки добра» – областной конкурс по православной культуре, который проводится с 2005 года. Он задумывался восемь лет назад, в первую очередь для учащихся общеобразовательных школ, но в нем участвуют и церковно-приходские, и коррекционные школы, и детские дома. То есть конкурс открытый. Хочу отметить: это один из первых подобных конкурсов в России – мы, можно сказать, первопроходцы.
От федеральных конкурсов, которых сейчас уже немало, он отличается тем, что в нем участвуют школьники с первого по одиннадцатый класс. Кроме того, второй год мы предлагаем специальные задания для дошкольников. Дошкольники с самого начала участвовали в нашем конкурсе, но, во-первых, их было мало, и, во-вторых, они выполняли задания для первого класса. Но их постепенно становилось все больше и больше, и в прошлом году мы впервые разработали задания специально для дошкольников. Нас очень удивило, как активно они откликнулись – целые детские сады заявили о своем участии в конкурсе.
В прошлом году мы впервые разработали специальные задания для родителей.
– Расскажите поподробнее, как родители могут в этом конкурсе участвовать, это ведь не семейный конкурс?
– Тогда стоит вообще рассказать о порядке проведения конкурса. Он проходит в два этапа. Первый – заочная олимпиада, то есть мы рассылаем задания, разработанные для каждого возраста. Ребята их выполняют, присылают нам, а поскольку количество участников конкурса растет год от года, то в некоторых школах, где очень много участников, педагоги сами, по нашим рекомендациям, проверяют эти олимпиадные задания и высылают нам только лучшие работы. В Екатеринбурге мы их проверяем еще раз, выбираем самые достойные; авторов приглашаем на финал конкурса в Екатеринбург. В финале проходят познавательные и исторические игры. Игры тоже разработаны по возрастам, их накопилось достаточно много.
– Игры и тематические методики – это разработки вашего отдела, или вы их где-то берете?
– Это авторские разработки, мы используем разработки и нашего отдела, и других отделов епархии. Для учащихся 8–11 классов Молодежный отдел епархии проводит финал в форме интеллектуальной игры «Познай истину». В этом году мы впервые привлекли педагога из 132-й школы Екатеринбурга с ее авторской разработкой для первоклассников – это игра по сказке Валентина Катаева «Цветик-Семицветик», где затрагиваются этические вопросы.
Задания строятся с учетом плана общеобразовательной школы. Мы стараемся, чтобы этические вопросы были во всех классах, но больше всего таких этических вопросов в 1–4 классах.
– Что предполагает культурологический подход?
– В общеобразовательной школе мы не можем призывать детей исповедовать какую-либо религию. Но мы их можем знакомить с культурой нашей страны, которая тесно связана с Православием. Поэтому говорим с детьми об архитектуре, живописи, иконописи, о литературе, их значении в развитии общества. Стараемся, чтобы на вопросы, которые они в школе изучали, они посмотрели с другой точки зрения – увидели бы связь с историей и учением Православной Церкви.
Например, мы говорим о храмах. Можно ведь просто сказать: церковь Покрова на Нерли была построена тогда-то, тем-то и относится к такому-то архитектурному стилю. А можно говорить, зачем вообще нужен храм, как он устроен, какое значение имеют те или иные элементы его архитектуры, и через это выходить на вопросы мировоззрения.
– Светлана Владимировна, статистические данные показывают, сколько родителей выбрали для своих детей модуль «Основы православной культуры»; у нас в Свердловской области очень низкий процент. Чем это можно объяснить, на Ваш взгляд? Какие факторы влияют – политический или, может быть, административный? Или это от незнания? Или поздно об этом говорить?
– Безусловно, говорить об этом не поздно. Отзывы, которые мы получаем от педагогов, принимавших участие в конкурсе, как раз свидетельствуют об обратном: интерес есть. Нам важно мнение педагогов – и участвовавших в конкурсе все восемь лет подряд, и тех, кто присоединился к нам недавно. Многие из них пишут, что благодаря конкурсу они узнали и своих учеников, и их родителей с другой, лучшей, стороны.
И для родителей конкурс оказался интересным – они, конечно, помогают ребятам при выполнении конкурсных заданий. Нам кажется очень важным восстановить традиции семейного общения.
Когда мы сделали специальное задание для родителей, более 600 человек откликнулись. Причем, на мой взгляд, задание было непростое: нужно было переделать сказку Валентина Катаева «Цветик-Семицветик», используя современные идеалы, ценности детей, те игры, в которые современные дети играют, чтобы эту сказку можно было использовать для бесед с ребенком о добре и зле.
– И чтобы, наконец, современные родители сами начали рассказывать сказки своим детям, а не просто телевизор включали...
– Оказалось, что родителям это интересно, и, хотя задание было очень непростое, сказки были написаны хорошим литературным языком, очень интересные, многие из них были с замечательными иллюстрациями.
– А дальше это пошло куда-нибудь?
– По итогам конкурса мы выбрали 24 работы, родители были признаны победителями нашего прошлогоднего конкурса. Мы сделали диск с рисунками детей и со сказками родителей. А все остальные сказки лежат до сих пор у нас в отделе – ведь это очень интересный социологический материал.
– Получается, это не просто конкурс ради конкурса, если по его итогам возможно издавать какие-то пособия?
– Да, по материалам конкурса мы издаем методические пособия. Уже издали сборник олимпиадных заданий по классам: для начальных классов, для 5–6-х, для 7–8-х и для 9–11-х. Издали несколько раскрасок по детским работам и подготовили две методички – детские размышления о добре и зле. Кроме того, о познавательных исторических играх, которые проходят в финале конкурса, мы разработали несколько пособий. Разработана игра «Путешествие Азбуки» – с таблицами, с текстом, со сценарием. Готовим игру «Путешествие из варяг в греки»; там есть пока технические трудности. Есть еще две исторические викторины, одна посвящена войне 1812 года «Помнит вся Россия про день Бородина», другая – истории Екатеринбурга и святой Екатерине.
– Вот Вы назвали цифру – 600 человек только неравнодушных родителей, а сколько вообще людей участвует в конкурсе?
– Когда мы начинали в 2005 году, участвовало чуть больше 700 человек и 30 общеобразовательных школ. В 2011–2012 году участвовало почти 4 000 школьников и дошкольников и более 200 родителей.
И первый раз мы сделали отдельную номинацию и подводили итоги конкурса среди педагогов, 60 педагогов участвовали в конкурсе. Екатеринбург очень активно участвовал, Алапаевский, Каменск-Уральский, Артинский районы. Мы очень благодарны этим педагогам. Многие из них не просто со своим классом участвуют, но берут на себя еще и труд организации конкурса в школе или даже в районе. Здесь большие усилия надо приложить – работы не только размножить и организовать ребят на выполнение заданий, но затем их собрать, привезти в Екатеринбург, в жюри конкурса, а потом еще забрать благодарности для ребят. Это очень большой труд. Сейчас ведь достаточно много конкурсов по самым разным предметам проводится по линии министерства образования, многие школы в них активно участвуют. Поэтому мы очень благодарны, что педагоги интересуются и православной культурой, и историей культуры нашей страны, и находят время участвовать в нашем конкурсе.
– Как поучаствовать в конкурсе, когда первый этап начинается?
– Нужно подать заявку в Оргкомитет конкурса. Находимся мы в Екатеринбурге, на улице Репина, 6-а, кабинет 203. Первый этап конкурса проходит в ноябре-декабре, а финал – где-то в феврале. То есть нужно в сентябре-октябре с нами связаться и подать заявку на участие в конкурсе.
Всего пару десятилетий назад к этому таинству, как и ко всем остальным таинствам Церкви, приступали лишь глубоко верующие люди, для которых жить церковной жизнью было подлинной духовной потребностью.
ДОКТОР качал головою: да разве мыслимо, отец Афанасий, с вашими-то легкими на мороз да на вьюгу выходить? Все тревожились за меня. Сказывали, что смерть у изголовья стояла, но улыбнулся мне Христос и озарил чашу мою смертную...
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.