Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с клириком храма Живоначальной Троицы в Останкине священником Кириллом Шевцовым в эфире телеканала «Союз»
– Тема нашей беседы – социальное служение Церкви.
– Социальное служение – это миссия Церкви. Святейший Патриарх говорит, что одна из главных задач Церкви – работать и с молодежью, и с пожилыми людьми, работать со всеми группами населения, прихожанами храмов. Необходимо создать крепкую общину – храмовую, церковную, епархиальную, общецерковную, чтобы верующие люди через дела любви, милосердия, помощи ближним, стали ближе к Богу и более близки друг к другу.
Часто так бывает, что ходят люди в один храм, а какие-то жизненные условия тех, кто вместе с ними молится, им мало известны или вообще неинтересны. А на самом деле мы во многом можем посодействовать друг другу – откликнуться на просьбу, помочь в сложной ситуации, пускай даже верующий человек старается не говорить о своих проблемах в силу своей христианской скромности.
Если же, слава Богу, социальное служение на приходе, в епархии организовано хорошо, – то больше возможности и нам самим соблюдать заповеди о любви к ближним.
– Мы неоднократно говорили о работе с молодежью. Как удержать молодых в сложный переходный период в храме? Что можно предложить ребятам, какую деятельность, чтобы им было и интересно, и полезно для души?
– В первую очередь, это, конечно же, не встречи ради встреч. Мы стараемся на приходе, если организуются какие-то мероприятия, чтобы молодежь участвовала в них, своими руками что-то делала и увидела конечный результат. В частности, в прошлом году к 9 мая молодежь храма активно включилась в подготовку этого праздника на приходе. Помогали ребятам из младших групп воскресной школы сделать своими руками и подписать открытку ветерану. Все вместе участвовали и передали потом все сделанные открытки и поздравления в местную районную организацию ветеранов Великой Отечественной войны.
На масленичной неделе молодежь храма организовала ярмарку. Накануне ребята готовили своими руками поделки, сувениры, рисунки – все, что можно было представить на ярмарку. И прихожане храма смогли внести свою лепту – и посмотрев эту выставку, и поучаствовав в конкурсах, играх.
Для молодых организуем совместный просмотр художественных фильмов христианской тематики и, самое главное, обсуждаем увиденное. Молодые люди приходят к нам разные – кто-то воцерковлен, кто-то не очень, кто-то своего друга из института пригласил или подружку, и очень интересно, когда в этом общем кругу появляется и выкристаллизовывается общехристианское отношение к проблеме, поднятой в фильме.
– Кстати говоря, сейчас среди постящихся Вы встречаете молодых людей?
– Все наши прихожане, конечно же, постятся. Я преподаю в Международном славянском институте. Там есть часовня, где совершаются молебны. И, конечно, у некоторых ребят возникают вопросы, как поститься, да и другие, личного характера, к примеру, как соотнести напряженный график учебы и посещение храма. Слава Богу, молодые люди приходят, и вместе, с Божией помощью, мы находим ответы на все вопросы.
– Батюшка, вопрос от зрителей: как относиться к богохульству со стороны атеистов?
– В первую очередь мы, как верующие православные христиане, ни в коем случае не должны проходить мимо, не замечать этого. Но в то же время стоит напомнить слова апостола Павла: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». На то и существуют светские власти и находится меч при добре, чтобы пресекать зло. И мы, верующие православные христиане, не должны замалчивать эти вопросы, потому что они касаются наших святынь.
Мы уважительно относимся ко всем верам, ко всем людям – и атеистам, и не атеистам: все люди – это творения Божии. Но в то же время мы настойчиво просим, чтобы не подвергались поруганию и оскорблению наши святыни. Потому что для нас это очень большая боль.
В начале ХХ века были массовые гонения на христиан, на храмы, изымались церковные сосуды, иконы чудотворные, разрушались храмы и иконостасы. Но тогда хоть какое-то было оправдание, что народ и власти находятся в помрачении. А сейчас, когда у нас, по Конституции, свобода вероисповедания, а все равно возникают такие нападки, мы, как истинно православные христиане, должны сказать о нашей вере.
– Следующий вопрос задает Надежда из Архангельска: «В Евангелии от Матфея говорится: «И отцом не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». У нас в Православии к священнику обращаются «батюшка». Может быть, я что-то не так понимаю?».
– Необходимо помнить, что слова Священного Писания нельзя понимать буквально. Всегда в словах Христа Спасителя есть и иной смысл, который для нас непонятен порой бывает. Для того и существуют такие книги, как толкования Священного Писания – великие отцы Церкви, как святитель Василий Великий, святитель Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский, наши современные толкователи как раз объясняют людям, которые не всегда дышат духом Священного Писания, эти важные моменты. Советую вам не полениться, взять какой-то из названных трудов и посмотреть толкование. Конечно же, здесь имеется в виду Отец наш Небесный Иисус Христос: и не называйте никого Отцом, кроме Господа Иисуса Христа. Обращение к священнику – это форма, которую мы получили от Греческой Церкви. Это церковно-правовая форма обращения к священнослужителю, и здесь нет посягательства на имя Божие.
– Семен Парыгин из города Луганска (Украина) спрашивает: «Человек занимается бизнесом, приходит подписывать документы в государственную структуру. А ему говорят: все законно, но если не дашь взятку, то мы тебе ничего не подпишем. Что делать, платить взятки или бороться с ними?».
– В первую очередь, это вопрос совести самого человека. Но нельзя соглашаться внутренне на грех, нельзя грех оправдывать в своей душе и в своем сердце. Это, наверное, самое главное. Дать взятку – это в любом случае будет нарушением заповеди Божией. И если мы совершим этот поступок, то внутренне будем чувствовать себя неуютно. Конечно, бывают разные случаи и обстоятельства – насколько был необходим этот поступок, или даже, может быть, из такого поступка можно в будущем получить какие-то добрые плоды? Но все-таки ни в коем случае нельзя принимать на себя грех, оправдывать грех и его совершать. А уже применительно к каждому случаю я посоветую вам прийти к своему священнику и посоветоваться с ним.
– Звонок – Московская область на связи.
– Батюшка, если человек совершил достаточно тяжелый греховный поступок по принуждению, то есть другой человек, от которого он фактически зависит, принудил его к этому, на ком лежит больший грех – на том, кто совершил этот поступок, или на том, кто его к тому принудил?
– Человек, который принудил другого , может быть, находился в состоянии соблазна. И если он соблазнил, принудил другого к какому-то насилию, то это одно. А если грех совершен под дулом пистолета или под какой-то другой угрозой жизни, то это другое.
Мы, как верующие люди, должны помнить, что самое опасное – совершать грех с внутренним оправданием. То есть перед нами выбор: исполнить греховную волю, греховное принуждение, либо нет, при этом оставшись в мире с Богом. Конечно же, особенно тяжел грех, который мы выбираем добровольно. Я это говорю по заповедям Божиим и по учению Церкви. Сказано: виновный в малом и во многом будет ненадежным.
Но человек не может никого судить, и я никого не осуждаю. Поэтому есть для нас спасительное таинство Покаяния, Господь Сам Судья нашего сердца и нашей жизни. На ком меньше грех, на ком больше, не нам судить, для нас самое главное – принести свое покаяние.
– Следующий вопрос нам задает Виктория: «Если человек остался один после смерти близких, как спастись: через служение Богу или людям?».
– Служение Богу и служение людям – эти понятия не противоречат друг другу. Наоборот, дополняют. В конечном счете, служа людям, мы служим Богу. Но, конечно же, нужно постараться найти свой путь, свою дорогу. Бывает, что человек принимает кардинальное решение, идет в монастырь по духовной необходимости изменить свою жизнь, направить ее только на служение Богу, на молитвы, на послушание. И так же можно быть в миру и служить ближнему, скажем, через заботу о своей семье, о своем муже, о родителях.
– Андрей из поселка Ермолино Боровского района задает вопрос: «Как относиться к отцу, если я православный, а он – пятидесятник?».
– Заповедь Божия одна – чти отца своего и мать свою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле. Но если получилось такое попущение и искушение Божие, в любом случае к родителям должно относиться почтительно и уважительно – не оскорблять словом, не позволять себе физических притеснений, не обижать их своими поступками и делами. Благодаря вашей любви и отзывчивости, вашей близости, кто знает, Господь коснется сердца вашего отца (и вы об этом молитесь), и человек придет к Православию.
– Батюшка, я знаю, что очень многие молодые люди хотят, чтобы дела их были заметными. Если молодой человек хочет сделать доброе дело, помочь людям пожилым, с чего можно начать?
– Самое малое возьмем – посетить пожилых прихожан в воскресный день, кто сам не может прийти в храм, принести святую воду, просфорку. Бывает, что пожилые люди не имеют духовной литературы, православного календаря. Можно помочь по дому, в покупке продуктов. И так радуются пожилые люди, когда к ним приходят из храма, из церкви молодые люди, – как дети радуются.
– Следующий вопрос задает Кирилл Михайлик: «Обязательно ли перед Причастием вычитывать все три канона или достаточно одной лишь Исповеди?».
– Есть сложившийся порядок подготовки к святому Причащению. Вопрос этот я бы посоветовал решать со своим духовником, все зависит от того, как часто человек исповедуется и причащается. Если человек причащается 3–4 раза в год, и то с большими трудами и усилиями, то ему жизненно необходимо для спасения души не только три канона прочитать и канон и молитвы ко святому Причащению, но и акафист Спасителю положенный, утренние и вечерние молитвы, чтобы хоть как-то подготовиться. И пост, и говение перед Причастием увеличить нужно, если человек не соблюдает посты, установленные Церковью.
А если человек регулярно исповедуется и причащается, но в силу какой-то причины не смог прочитать три канона и имеет очень большое желание приступить к святому Причастию, то по совету с духовником на Исповеди можно прийти к какому-то решению. Достаточно хотя бы канон ко святому Причащению и молитвы к Причащению прочитать.
Молитва ведь не самоцель, просто невозможно приступить к Богу неподготовленным, с неочищенной совестью.
– Вопрос задает Анна: «Как относиться к родственникам мужа, не понимающим и не принимающим меня?».
– В первую очередь, стараться не воздавать им тем же. Старайтесь любить своего мужа, а через эту любовь все будет положительно, эта любовь будет распространяться и на его родственников. Не воздавайте тем же, как к вам относятся, а старайтесь ко всем относиться с любовью.
– Кирилл задает такой вопрос: «Является ли социальным служением поддержание работоспособности и расширение воскресных школ для детей? Если да, то для этого должен выделяться бюджет».
– Да, воскресная школа входит в социальное служение, и каждый храм в силу своих возможностей и финансовых средств выделяет средства и на заработную плату преподавателям, и на учебные пособия, и на паломнические поездки. В Москве при Епархиальном совете есть отдельная комиссия по воскресным школам, где решаются и эти вопросы. Конечно, мы не всегда можем сделать все, что хотелось бы, но в силу наших возможностей приходских всегда стараемся этому делу помогать.
– Елена интересуется, чему может научить жена мужа?
– Своему трудолюбию, своему послушанию, своей любви к мужу, своей преданности мужу, детям. Наверное, это те качества женщины, которые не совсем и не всегда бывают естественны мужчине. Как жены-мироносицы – посмотрим Евангелие, чему они нас научили: преданности, любви, невзирая на лишения, препятствия и осуждение, искренним слезам. Вот этому и должна учить жена своего мужа.
– Какова роль самого прихода в организации социального служения?
– Приход – ячейка, с которой общий фундамент Церкви создается. Приход – это первая и главная ступень, на которой в полном объеме создается и социальная работа, и социальное служение. Как семья является ячейкой общества, клеточкой всей Церкви, так и приходская община ячейка и клеточка всего общецерковного организма по работе именно в этих направлениях – помимо прихода, помимо храма очень трудно себе это представить, хотя сейчас очень много других негосударственных социальных программ, проектов, обществ. Но самое главное наше отличие то, что в основе нашего социального служения находится Господь Иисус Христос – как Податель и духовных, и телесных даров.
– Социальное служение затрагивает людей всех возрастов, но молодые люди как самые активные требуют к себе особого внимания. Если молодые люди придут с просьбой, с предложением что-то реализовать, найдут поддержку?
– Да, конечно. В нашем приходе, в нашем храме мы все молодежные начинания очень внимательно принимаем, стараемся их реализовать, помочь, посоветовать. Для нас, священников, большая радость и отрада, когда люди сами приходят и говорят, что они хотели бы сделать для храма и прихода, и просят, чтобы мы им что-то подсказали. Многие их начинания насущны и необходимы, и много откликов на них.
– В эфире телеканала «Союз» программа «Архипастырь». Наш гость – Высокопреосвященнейший митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. В студию поступает много вопросов и на богословские темы, и на житейские. Поэтому хотелось бы ответить сначала на вопросы телезрителей, которые поступили заранее.
Епископ Ставропольский и Невинномысский КириллДата рождения: 5 августа 1963 г. Дата хиротонии: 29 ноября 2009 г. Дата пострига: 1989 г. День ангела: 24 мая.Родился в г. Миассе Челябинской обл. Отец, дед и прадед по линии отца были священниками (дед был репрессирован и находился в лагерях 5 лет). В 1963 г. крещен
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.