Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с руководителем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиереем Димитрием Смирновым в эфире телеканала «Союз»
– В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий протоиерей Александр Березовский. Наш гость – протоиерей Димитрий Смирнов.
Батюшка, очень много у нас вопросов на разные темы. Начну с тех, что пришли на форум. Виктор из Вятки спрашивает: «Мой старший сын 17-ти лет сказал, что религия ему не нужна. Я предупредил его, что такими словами он может вызвать гнев Божий на всю семью или Господь может попустить ему какое-нибудь испытание, чтобы он уверовал. На что сын ответил: «Что мне может сделать Бог, если я в Него не верю?». Как найти выход из этой ситуации?»
– А зачем искать? Тут все четко определено. Если папа все-таки хочет, чтобы Бог открылся сыну, он должен молиться, чтобы сердце сына открылось навстречу свидетельству и Откровению Божию. 17 лет – сложный возраст, недаром в антифоне поется: «от юности моея мнози борют мя страсти», «мнози» – то есть все. Ну и, конечно, гордость, как без этого.
– Самоутверждается.
– Самоутверждается и привыкает взрослым дерзить, это легко очень переходит и на Бога.
– Но у отца душа болит за сына; как ему в этой ситуации поступать – оставить в покое и вообще не приставать к нему или каким-то образом все-таки стучаться в его душу?
– Нужно стучаться молитвой в Небеса, как сказал один святой отец. А какие-то логические аргументы ничего не дадут.
– Очень часто на людей влияет окружение, друзья посмеиваются.
– Ну, посмеиваются – это же тоже для человека много значит из-за гордости. Гордость-то растет значительно быстрее, чем все остальное.
Что нужно, чтобы сохранить ребенка? Здоровая духовно семья.
– Вопрос из Ижевска: «Подскажите, пожалуйста, как преодолеть страх перед будущим? Как научиться доверять Богу свою жизнь и полностью положиться на Его Промысел?»
– Если прямо такой постоянный страх, то надо к доктору пойти, есть специальные медикаменты, которые могут эти страхи облегчить. Но правильно наш собеседник вопрошает – видит, что причина в маловерии. Надежда на Бога есть очень важная христианская добродетель, которая следует за верой. И если мы веруем в Бога, то должны на Него надеяться. Если нам этого не хватает, то мы должны у Него просить, чтобы Он укрепил. Надо в своей жизни просто опираться на Бога.
– Елена из Молдовы: «Батюшка, в церкви меня все люди раздражают – не так стоят, не так крестятся, а если людей много и начинается давка, я начинаю плакать и молиться не могу. Как этому противостоять?».
– В чем причина? Совершенно правильно человек понимает – что-то не так внутри. Гнев, раздражительность уже превысили разумные пределы. Поэтому нужно готовиться к этому. Ну, как вот выходим на улицу зимой, повязываем шарф, надеваем пальто соответственно температуре.
– Готовимся к тому, что будет скользко...
– Да, что будет ветер, что будет зябко. Так же и здесь: иду в место скопления людей, сейчас они меня раздражать будут, я помолюсь Богу: «Господи, укрепи сердце, не дай раздражению захватить его». Помолился – пошел; увидишь, что гораздо будет легче после такой молитвы, а потом, во время раздражения, нужно не давать ему волю, это очень важно. Раздражение воспаляется бесами, а род сей изгоняется молитвой и постом.
– Одна женщина рассказала мне такую историю. Пошла она в храм недалеко от дома на Соборование, чуть-чуть припозднилась, и те женщины, что уже выстроились в ряды, стали ее выпихивать, а потом и выгонять – уходи, мол, вообще отсюда. Так ей стало обидно, что она ушла. Как поступать в такой ситуации? Остаться или лучше уйти, потому что как с обидой молиться?
– Совсем недавно исполненный обиды американский солдат в афганской деревне перестрелял полтора десятка человек, можно и так поступить. Дело в том, что мы еще не христиане, – я имею в виду тех людей, кто ходит в храм. Ведь христианин приходит на Соборование, чтобы получить благодать Божию – как в этой ситуации можно получить благодать Божию? Уступить свое место, а самому уйти. В этом случае человек получит большую благодать Божию, чем от участия в таинстве. Как должен поступить христианин, которого вытесняют? Ну встань в самый конец очереди или вообще у входа в храм, или когда увидишь в окошечке, что священник уже подходит, подставь голову – он вам помажет один раз, и это будет полностью совершившееся таинство! Зачем уходить? Ты же к Богу пришел.
Обида – это не христианское чувство, мы должны ее победить, потому что она действует на нас разрушительно. Так что надо постараться простить, помолиться за того, кто тебя обидел, и легче будет обиду пережить.
– Вот еще один вопрос от телезрительницы.
– Мой муж занимается торговлей на валютной бирже, хочет заниматься еще ценными бумагами. Греховно ли это, с православной точки зрения?
– Что такое грех? Грех отделяет человека от Бога. Если игра на бирже будет отдалять вашего супруга от Бога, то, значит, это греховно, а если будет помогать, то, значит, это не греховно, вот так нужно смотреть. Следует смотреть на эти вещи не формально. Например, человек приходит в магазин покупать пирожок и спрашивает: «тут на пирожке корочка, она каким образом получилась?» – «Это мы яйцом его смазали». – «О нет, я тогда есть не буду». И человек с полной уверенностью думает, что он исполнил пост. Но пост совершенно не в этом заключается, воздержание от своих страстей гораздо важней. И потом, какая мотивация у вашего мужа? Если прокормить семью – это добрая мотивация, если задача стать богатым – это плохая мотивация.
– Еще есть вопрос.
– Моя дочь с семьей живет в Греции, у них там родилась дочь, ей уже два года скоро будет, а она до сих пор некрещеная. Можно ли покрестись ребенка в Греции? Нет ли там каких-то отклонений от Православия?
– В Греции, по-моему, 17 расколов, у главной ветви Элладского Православия тоже есть отклонение, с нашей точки зрения, так как они перешли на новый стиль, но крестить можно – мы вполне признаем, что в Элладской Церкви существует благодать Господня. Но, судя по всему, вашей дочке и ее дражайшему супругу до этого большого дела нет, поэтому не совсем понятно, зачем крестить, если они этим не озабочены.
Ведь что такое Крещение? Современный человек этого вообще не понимает, Крещение это не просто обряд, который нужно совершить над ребенком, чтобы потом у него все было хорошо... Если вы хотите уберечь ребенка от поноса и золотухи, тут не Крещение надо, а что-то совсем другое. Господь обещает христианину: «В мире будете скорбны», Он обещает скорбь и говорит: «многими скорбями надлежит вам внити в Царствие Божие», а вы хотите, чтобы все было хорошо?
В Крещении человек становится членом Церкви, этот маленький человек должен вырасти миссионером, воином Христовым, должен быть готов свою кровь пролить за Христа. Но такая задача не стоит перед родителями, тогда зачем это делать?
– Слушаем следующий вопрос.
– Скажите, пожалуйста, Бог нас услышит, если мы просим у Него житейского – например, конкретно, чтобы человек не пил?
– Бог услышит все. Даже если мы сейчас с отцом Александром начнем говорить по-китайски, Он не только услышит, а все поймет. Нет ничего плохого в том, что мы к Богу обращаемся с житейскими просьбами. Это как маленький ребеночек иногда просит: «Мам, купи», и если есть у мамы деньги и она считает это разумным, она покупает, а если нет денег и просьба неразумна, она говорит: «Это тебе еще рано» или «Сейчас у меня нет денег». Так же и Господь к нам относится: Господь хочет, чтобы мы пришли в полную меру возраста Христова, чтобы действительно понимали, что нам для души нужно.
Когда мы молимся о пьянице, допустим, – первое, что приходит в голову, это: «я хочу, чтобы он не пил», но если спросят, почему, очень мало кто молится потому что пьяница Царства Божия не наследует и желают спасения его души. Нет, молятся, потому что с пьяницей жить очень некомфортно, и в этой молитве жалеют больше себя. А если молиться действительно с состраданием, о спасении души, чтобы Господь просветил светом Евангелия, тогда, может быть, это чудо и совершится.
– Следующий звонок.
– Это Брянск, батюшка. Как Вы относитесь к книге «Несвятые святые» архимандрита Тихона из Сретенского монастыря?
– Хорошо отношусь, мне книга очень понравилась, я был приятно удивлен. Людей, которых он там описывает, я всех знал, поэтому для меня читать эту книгу – как читать семейный альбом. Надо сказать, что он настолько метко все характеристики дает, выявляет характеры, что человек встает как живой. Это явление такое в нашей церковной литературе, мимо которого не пройдешь.
– Елена из Москвы: « Муж не хочет поститься и не приходит на Исповедь, а ведь верит. Вы нас венчали 18 лет назад в вашем Митрофановском храме. Как ему помочь?».
– Он впал в грех и не хочет в этом грехе раскаяться, поэтому и не идет, а вообще помочь можно в 99% случаев, только молиться надо за человека.
– Очень часто люди задают такой вопрос: замечательный был ребенок, в церковь с удовольствием ходил, не было никаких проблем… Дожил до взрослого возраста и говорит, что его перевернули с ног на голову.
– Ребенок это одна ипостась, а взрослый – другая. Когда он был ребенком, то жизнь воспринимал как некую данность: папа идет в храм, мама идет, и я иду. Он не размышлял ни о Боге, ни о заповедях. Очень многие дети ходят в храм, некоторые стоят на службе как свечка – потом оказывается, что они вообще никогда в жизни не молились. То есть они молитву наизусть знают, но связи молитвенной с Богом у этой души не было, родители ничего для этого не сделали, они думают, что будут водить в церковь, а оно само все произойдет; нет. Взрослый же человек идет молиться.
– У него есть о чем попросить, а у ребенка нету.
– Взрослый общается с Богом через молитву, а маленький такого опыта не имеет, поэтому очень важно передать свой молитвенный опыт детям.
– Если он есть.
– Если молитвенного опыта нет – нет и веры: вера всегда начинается с молитвы. Вот апостол Павел, его осиял свет, он говорит: «Кто Ты?», то есть обратился к Нему. Он сказал «Я Тот, Которого ты гонишь». Все, стал Его учеником.
– Батюшка, я говорил о ситуации с женщиной в храме, когда один другого выгоняет из храма. Что за молитвенный опыт у тех, кто гонит человека из храма?
– Люди глубочайшим образом не понимают, что такое христианство и не знают, Каков наш Бог. Многие жалуются (был такой период, сейчас уже меньше) на бабушек, которые гонят людей из храма: не так одет, не тут встала, и прочее. Если так разобраться, кто не желает, чтобы люди ходили в храм? Только бесы, так что это натуральные бесноватые люди, ничего в них христианского нету и никогда не было, просто это их образ жизни.
– Слушаем следующий вопрос.
– Почему Иисус исцеленным слепым запрещал говорить об этом, чтобы не делали его известным, а когда исцелил бесноватого, то сказал: «Иди домой и расскажи, что сотворил с тобой Господь»? Меня исцелил Господь от депрессии, нужно ли мне молчать, чтобы благодать не ушла, или можно рассказывать кому-то?
– Вы уже рассказали – нас слушают миллионы людей, но больше не рассказывайте, я, так сказать, по-дружески советую, это вам пойдет не на пользу.
В разных случаях бывает по-разному. Одному человеку полезней молчать, вот как в вашем случае. А в другом случае полезнее для самого человека рассказать.
У Господа могла быть разная цель. В Евангелии Он сказал болящему: «Возьми постель свою и иди». И постель его стала такой хоругвью – глядя на эту постель, все говорили: «Это же тот самый болящий», то есть он проповедовал всем своим видом. А почему он бесам запрещал? Понятно, Он не хотел, чтобы бесы его прославляли.
– Батюшка, из Краснодара есть вопрос.
– Будьте добры, ответьте – читаем: Бог человеколюбивый, долготерпеливый. В Ветхом Завете был пророк Елисей, и когда он возвращался после вознесения Илии в город Эфес, вышли дети и оскорбили Елисея: «Плешивый, иди отсюда», он именем Господа проклял их, и вышли две медведицы и растерзали 42 ребенка. Как Бог мог поступить так с детьми? Мои друзья задают вопрос, как можно любить такого Бога? Даже мы, в светском обществе, побеседовали бы с ними, попытались бы вразумить…
– Нам трудно понять психологию древних людей, но надо понимать, что и в наше время Господь попускает смерть и детей тоже. Например, по разным сведениям, в нашей стране ежегодно убивается от полутора до четырех миллионов детей, и по этому поводу что-то ваши друзья не крякают. Жертва, которая принесена таким образом, показала всему народу Израиля, что оскорблять пророка – значит подвергать себя очень большой опасности. Это был урок.
Например, когда был Всемирный потоп, сколько детей утонуло? Миллионы, а спаслась только семья Ноя. Когда Бог что-то делает, мы не должны вставать в позу, Его осуждающую, а должны понять урок, который Он нам хочет преподать.
Уроки бывают разные. В форме беседы, когда Господь, став на месте, народу говорил о Заповедях блаженства. И по-другому – когда Господь берет бич из веревок и выгоняет торговцев из храма. Третий урок – когда Его прибили ко Кресту, а Он за людей, отправивших Его на казнь, молился: «Господи, прости им, не ведают, что творят».
Поэтому совершенно непроходимая глупость вырывать из контекста всего Священного Писания один эпизод и его каким-то образом толковать. Тот же пророк Божий Елисей своей проповедью пророческой сохранил от неминуемой духовной гибели сотни тысяч израильтян.
– Наталья из Москвы: «Могут ли святые обижаться на людей? По опыту знаю, что одни святые помогают, слышат тебя, а вокруг других словно стена. С чем это связано?».
– А потому что мало им молимся. Можно даже сделать опыт – открыть календарь в темной комнате и пальцем ткнуть в какое-то место, потом прочесть имя святого и начать ему молиться, и если мы будем молиться год, мы узнаем этого святого, и он нам будет помогать тогда. Никакой стены нет, стена у нас в сердце.
– Александра из Калининграда: «Батюшка, подскажите, как бороться со своим лицемерием?».
– А просто его отвергнуть. Надо взять и решиться, помолясь, конечно: «Господи, дай мне решимости это отвергнуть, быть, а не казаться».
– Многие говорят: чувство тщеславия возникает помимо моей воли, что делать?
– Мы все обуреваемы страстями. Мало ли какие в нас, грешных, могут рождаться чувства? Не обязательно же этим чувствам сразу следовать.
– Но чувство возникло, оно изнутри греет – это тщеславие.
– Надо осенить себя крестным знамением и помолиться Богу. Вот случай с Петром: Петр говорит: «Вели мне пойти по воде» и пошел, но потом испугался, потерял надежду на Бога и сразу стал тонуть. И Господь его не оставил, руку протянул. Так что когда мы тонем в море тщеславия, мы должны помолиться Богу, и Он протянет руку. И вместо этого жара тщеславия будет легкая прохлада успокоения души.
– Все в сравнении познается... Люди отвергают Бога, даже не попробовав Его познать, мол, Он мне не нужен.
– Ну не нужен и не нужен, кому нужен – тому нужен. Все мы уйдем на тот свет, и там станет ясно, что кому нужно, а что не нужно.
«Новый регион» совместно с пресс-службой Екатеринбургской епархии продолжает спецпроект «Самые-самые православные храмы». Мы расскажем читателям о действительно самых любопытных святых местах. В этом номере – рассказ о следующем храме из этого списка.
(Окончание. Начало в № 13) ПО ЦЕРКОВНЫМ правилам, человек при одной болезни должен собороваться один раз в жизни – так записано в «Настольной книге священно-церковнослужителя».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.