Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (666) → Без борьбы со страстями не достичь Царствия Небесного

Без борьбы со страстями не достичь Царствия Небесного

№9 (666) / 27 февраля ‘12

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Кротость покоряет сердца
Протоиерей Евгений Попиченко

3 марта – память преподобного Досифея

Преподобный еще в молодых годах, несмотря на то, что был знатен и богат, оставил мир и удалился в пустыню, в обитель, которая отличалась особой строгостью жизни иноков. Юношу Досифея взял под свое руководство преподобный Дорофей и дал ему послушание ходить за больными. Опытный руководитель постепенно возвел Досифея до пути подвижнической жизни. Прежде всего он старался отсечь в Досифее всякое пристрастие к вещам, как бы важны они ни были. Так, однажды в больницу принесли хороший нож, который очень понравился Досифею, и он, показывая его наставнику, говорил: «Право, отче, нож очень хорош». Но тот строго отвечал ему: «Досифей, хочется ли тебе быть рабом этому ножу, а не Богу, и связать себя пристрастием к этому ножу, чтобы нож обладал тобою, а не Бог? Иди, положи и не прикасайся к нему никогда».

Каждый из нас может для себя сделать такую маленькую проверку. Есть множество вещей, к которым мы испытываем глубочайшее пристрастие – сотовые телефоны, какие-то детали одежды, машина, музыка и прочие вещи, без которых человек жизни уже не представляет. Попробуйте взять и отказаться от какой-либо вещи, хотя бы от определенной модели сотового телефона. Телефон ведь нужен, чтобы по нему разговаривать, а не снимать видеофильмы или слушать радио. Предвижу сопротивление: «Да кому это надо, да зачем, это неважно». Но для человека, живущего духовной жизнью, как может какое-то пристрастие быть неважным?

Досифей послушно исполнил это. Все брали нож, но он потом никогда даже не касался его. Досифей всегда ходил в ветхой одежде, хотя наставник часто давал ему задание шить новую одежду, и Досифей старательно исполнял работу, но новая одежда всегда отдавалась иному брату, а Досифей оставался в прежней. Послушание Досифея воле своего наставника было потрясающее. Он все принимал от него, полагая, что так и должно быть, зная, что все это ведет к его же собственному благу. Воспитать в Досифее смирение, отсечь в нем всякое самомнение и тщеславие было особой заботой аввы Дорофея. Случилось, что Досифей мягко постлал постели больным и, увидев проходящего мимо наставника, сказал ему: «Отче, а я ведь хорошо постилаю». Дорофей сказал ему: «Дивное дело, из тебя вышел хороший слуга и хороший постельничий, но не вышло из тебя хорошего инока».

Как часто мы ищем одобрения, ищем, чтобы похвалили, обратили внимание, – когда всегда это приносит вред душе, ведь тот, кто получает награду здесь, на земле, лишается награды на Небесах. А еще это убивает нашу веру как жизнь с Богом. И Господь однажды упрекнул слушающих его иудеев: «Ну как вы можете веровать, когда принимаете славу от человеков, а славу у Единого Бога не ищете?». Если человек выставляет себя, то сам себя ставит на место Бога, забывая, что все, чем каждый из нас обладает, не наше, но дано нам на время, особо даже и не заслужено.

Тих и кроток был во всяком деле юноша Досифей, усердно служил. Пять лет прожил преподобный в обители, и Господь призвал его к Себе. В предсмертной болезни Досифей послал сказать великому отшельнику Варсонофию: «Отче, отпусти меня. Я уже не могу более жить». Старец отвечал ему: «Иди с миром, чадо, и предстань перед Святой Троицей и молись о нас». Досифей скончался. Но братия недоумевали: чем заслужил усопший эти напутственные слова преподобного Варсонофия? Он был молод, так недолго подвизался в обители, не отличался высоким постничеством, как другие, не всегда поспевал к началу церковной службы, а иногда, занятый уходом за больными, и вовсе не приходил. Что же он такого сделал? Не знали они того великого смирения и той великой чистоты душевной, которых достиг в столь малое время преподобный Досифей, и потому так судили. Но Господь вскоре открыл о блаженном пребывании юного Досифея. В обитель пришел один великий отшельник. Случилось, что он в видении узрел некоторых прежде почивших старцев обители, благоугодивших Богу. Он видел их веселящимися в Царствии Божием, и между ними был юный Досифей. Тогда братья возблагодарили Господа, что святой юноша в малое время сподобился угодить Ему своей жизнью и подвигом.

Можно, конечно, сказать: «Ну еще бы Досифей не достиг такой праведности и святости, когда его наставником был преподобный авва Дорофей». Мы скажем: «А кто мешает всем нам стать учениками преподобного аввы Дорофея?». Ведь его удивительная книга «Душеполезные поучения» должна быть настольной книгой каждого христианина, желающего спастись, – в ней четко и ясно разбираются все основные вопросы аскетики и как раз приводится история Досифея.

Другое дело, что очень часто нет особого желания изучать жизнью труды святых отцов (потому что их книги читаются именно жизнью – нельзя просто прочитать тот или иной труд, набраться каких-то цитат и потом поучать своих детей, внуков или сотоварищей). Нет, вера без дел мертва, и духовная жизнь без конкретных дел пуста. А так всякий бери, читай. Естественно, эффект будет гораздо меньше, потому что нет непосредственного контроля, общения со святым человеком. Но многое можно успеть на этом поприще, если очень захотеть.

Всякий христианин призван к святости: ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное. И невозможно достигнуть праведности, чистоты, целомудрия, послушания без некоторых условий – есть, как минимум, три условия, без которых невозможно преодолеть страсти. Евангельская притча о блудном сыне очень хорошо отражает три принципиальных момента духовной жизни человека. Когда блудный сын оказался в стране далече, стал нуждаться, голодать (по сути, пришел в абсолютную несостоятельность, и физическую, и душевную), он вспомнил об отце и захотел к нему вернуться. Первое, и важнейшее, условие – желание человека преодолеть ту или иную страсть. Без желания, насильно, Господь никогда не очистит сознание человека, не «прополощет его мозги» – не исправит его ум. Очень важно желание человека провести такую внутреннюю дезинфекцию. Но этого недостаточно.

Мы знаем огромное количество примеров, когда человек собирается бросить курить с началом нового года, и это длится годами. Потому что нет второго элемента. Блудный сын, вспомнив об отце и захотев вернуться, следующее слово говорит об этом важном событии: встал и пошел. Второе условие борьбы со страстью – конкретные дела человека, которые свидетельствуют о его желании измениться. Многие говорят: «я так хотел бы бросить пить... я так хотел бы научиться молиться... я так хотел бы перестать гневаться и раздражаться». Но в чем проблема? Ведь есть труды святых отцов, есть священники, духовники. Приди, обсуди, проговори задачи – как, например, ты собираешься бороться с гневом? Конкретно определи, как в конкретной ситуации ты себя будешь вести и старайся эту задачу выполнять. Но своими силами с дьяволом справиться невозможно, ведь всякая страсть – это его детище, он от нее получает энергию греха, питается ею. У нас с ним разные весовые категории, потому безумно полагать, что какими-то своими упражнениями, методиками, психологическими тренингами человек преодолеет страсть. Это очередная уловка дьявола: вот, закодировался человек от винопития, перестал пить, и как бы все у него «в шоколаде», – да нет, просто сила страсти пойдет в другое русло; сколько угодно закодированных алкоголиков, которые становятся абсолютно невыносимыми от гнева. Только его задень – и сразу вулкан. Или уныние – человек уходит в себя, замыкается, садится перед телевизором и живет в своем мире.

И третье условие – благодатная помощь Божия. Это отдельная тема для разговора; будем здоровы, поговорим об этом, дорогие мои братья и сестры.

Ну, а сейчас подведем итог. Чтобы человеку спасти душу, приготовить ее в обиталище Духа Святого Божия, необходима борьба со страстями. Чтобы ослабить действие страстей, необходимы три принципиальных условия: желание человека, конкретные попытки борьбы со страстью и благодатная помощь Божия. Спаси всех Господи.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 17.15 (в субботу в 16.45), 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

Кротость покоряет сердца

Протоиерей Евгений Попиченко

2 марта – день памяти святителя Льва, папы Римского Велика сила слова, которое исходит из благочестивого кроткого сердца; оно смиряет гордых и смягчает жестокосердных. В подтверждение этой истины приведем следующее событие из жизни святителя Льва. В то время, когда святитель был Римским папой, появился дикий и воинственный народ – гунны. Предводителем этого народа был Аттила, прозванный бичом Божиим, ибо жег, грабил, убивал людей без всякого сострадания.

 
Архипастырь

Епископ Костанайский и Рудненский Анатолий: «Мы получаем благодать не за деньги»

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс