Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Раифский монастырь представляется взору как некий уединенный замок. Красивые храмы, воздымая из-за стен ограды купола и главы с блистающими на них крестами, извлекают из глубины сердца благоговейное удивление. Высокие башни, расставленные по углам монастырской ограды, придают ему необыкновенное величие и вместе с тем скромное приятное благолепие», – так описывал свои впечатления архимандрит Даниил (Сивиллов), совершая в XIX веке паломничество в Раифскую Пустынь Казанской епархии.
Архитектурный ансамбль Раифской Пустыни – вне сомнений, один из самых величественных в Среднем Поволжье. Буквально сад куполов и крестов – самых разных цветов, размеров и форм – вырос за три века внутри белокаменного пятиугольника старинных стен.
«Не должно быть ни одного похожего храма, – говорит насельник Раифского Богородицкого монастыря монах Николай (Темираев). – Как каждый человек – уникальная личность, даже по внешности, также и храм: человек, по апостолу Павлу, предназначен быть храмом Божиим. В каждом храме есть своя неповторимость».
Могучая византийская глава собора в честь Грузинской Иконы Божией Матери, ныне выкрашенная в небесно-синий цвет; пять зеленых «луковок» Троицкого собора; бело-голубые «шахматные» квадратики на высоком барочном куполе церкви Святых Отцов, в Раифе и Синае Избиенных; изящная «лествица в небо» маленькой Софийской церкви. Вся эта красота еще издали встречает паломника. Но самое величественное сооружение в монастыре – несомненно, надвратная колокольня, такая же белоснежная, как и весь ансамбль, только превосходящая высотой любые другие его постройки примерно вдвое; ее прозвали «раифская свеча», или «раифский маяк».
«В храме в честь Грузинской Иконы Божией Матери особенность иконостаса и купола храма в присутствии евангелистов, – обращает внимание отец Михаил. – На куполе Грузинского храма, вместо иконы Господа Саваофа и Покрова Божией Матери, – образа евангелистов. Это не случайно: научение человеку, чтобы он еще раз задумался, что вход в Царствие Божие возможен посредством исполнения Закона Божия, который прописан во святых Евангелиях».
Уже в 1660-х годах встречается упоминание о великой святыне, прибывшей в казанский край, – о Грузинской чудотворной иконе Божией Матери. Ею была благословлена новая обитель. Началась же история пребывания святого образа в нашей стране в 1629 году. За семь лет до этого персидский шах Аббас разорил и завоевал Грузию. В числе святынь, захваченных персами, оказалась Грузинская икона.
Монах Николай рассказывает: «Покорив грузинские земли, шах Аббас смотрел на православные святыни трояко: либо уничтожить, либо перепродать в Европу, либо использовать в своих политических дипломатических манипуляциях. Многие святыни уходили в Европу, а приказчики наших купцов, конечно, старались этому воспрепятствовать мирным путем. Был такой помощник приказчика купца Дмитрия Лыткина, Стефан Лазарев, выехавший в то время в Тегеран. Он увидел на торгу Грузинскую икону Божией Матери. Выкупив ее, привез святыню в Архангельскую губернию, в Красногорский монастырь, потому что сам был выходцем из тех мест. А в этом монастыре, случайного же ничего не бывает, принимал монашеский постриг митрополит Лаврентий – тот самый, который дал благословение на построение Раифского монастыря. Узнав об иконе, он поехал в Красногорский монастырь просить икону себе в епархию. Причина понятная: просвещение христианством казанского края. Икону ему не дали, но разрешили сделать список, который был выполнен в том самом монастыре.
Писал ее очень большой профессионал, видный изограф – это одна из самых точных копий. Есть более десятка списков с Грузинской иконы Божией Матери в других городах, но не все чтимые. Монах-иконописец был аскетом-молитвенником: видимо, это молитвенное богообщение передалось иконе – это удел многих чудотворных икон великих мастеров-иконописцев, – и с тех пор она начала источать исцеления, помогать людям. По благословению Патриарха Никона, был Крестный ход по Архангельскому краю и далее с иконой, чтобы упрочить ее статус, и установлен день чествования – 4 сентября. С тех пор она в этой обители».
Уже к середине XVII века Грузинская икона Божией Матери почиталась как чудотворная. При внесении ее в обитель получил исцеление монах Питирим, долгое время ничего не видевший и не слышавший. А вскоре стали происходить и другие чудесные исцеления немощных: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление. Далеко распространилась слава о Грузинской иконе. В царствование Алексея Михайловича ее носили по разным городам России: в Москву, Великий Устюг, Вологду, крестные ходы с ней доходили даже до реки Лены в Сибири.
«Сама икона, тот список, который писался в архангельском монастыре, к сожалению, утеряна. Есть разные версии, одна из самых правдоподобных – она путешествовала по различным обителям, и, как говорят краеведы Москвы, в одном из московских музеев в 20–40-е годы была просто украдена», – объясняет отец Николай.
Один из русских священников, будучи паломником на Афоне, удивился, что греческие монахи осуждали пышность русских храмов: «В них плохо молиться». Тем самым они утверждали мнение некоторых святых отцов, что монашеский храм не должен рассеивать молитву своим великолепием.
Это верно, если речь идет о монастыре, тогда миряне должны острее ощущать духовную сосредоточенность иноков и стараться в своей молитве достигать того же. Но другое дело, когда обитель открыта для всех без исключения. Вспоминается предписание Патриарха всея Руси Адриана для Раифской Пустыни, относящееся к середине XVII века: «заботиться о благолепии, дабы привлекает оное взоры и сердца людей».
«Многие люди к нам привозили иконы, отдавали в дар, – вспоминает монах Николай. – Например, икона святителя Николая – очень необычный образ. Во-первых, икона мозаичная, как византийские иконы. Во-вторых, иконография. Нимбы говорят о том, что такие святые, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, святитель Николай, приближены к Богу посредством Божией Матери».
Окрестности Раифского монастыря до сих пор сохранили названия, связанные с чудотворной иконой: есть село Грузинка в нескольких километрах от монастыря, есть Грузинский храм в селе по соседству, а также Грузинский придел в Никольской церкви на Красной Горке, тоже поблизости. Все здесь освящено Покровом Божией Матери.
Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
«О Святом Причащении». Избранные места из творений святых отцов В ПОСЛЕДНЕЕ время издано немало книг, рассказывающих о Причастии Святых Христовых Таин. Однако, освещая эту важнейшую тему христианской жизни
За околицей Разве чтo не измемнится Иль навеки запомнится? В ту же зелень оденется Старый клен за околицей. Впрочем, там же по облику, Суть зелом отличается: От былинки до облака Все превратностью мaется. Что от здешней превратности?
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.