Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (664) → «Главное дело – живая вера сердца»

«Главное дело – живая вера сердца»

№7 (664) / 13 февраля ‘12

Андрей ПечеринУ книжной полки

«О Святом Причащении». Избранные места из творений святых отцов

В ПОСЛЕДНЕЕ время издано немало книг, рассказывающих о Причастии Святых Христовых Таин. Однако, освещая эту важнейшую тему христианской жизни, важно говорить не только о необходимости и благотворности таинства Причащения, как чаще всего и говорится в многочисленных изданиях, – важно напоминать людям об ответственности за недостойное Причастие. Но об этом обычно говорится редко и вскользь. При таком однобоком освещении темы человек может неправильно приготовить себя к принятию Христа. Более того, узнав о важности этого таинства, он может дерзко возжелать любой ценой добиться Причастия… Только в творениях святых отцов всесторонне раскрыты все аспекты этой проблемы.

Обратиться к бесценному святоотеческому опыту предлагают нам авторы книги «О Святом Причащении». Она вышла в свет в издательстве «Сибирская Благозвонница».

На ее страницах читатели найдут не только пояснения духовного смысла таинства Причастия, но и узнают, кому и почему святые отцы запрещали причащаться. Каждый, прочитав этот сборник, сможет проверить себя, не подпадает ли он под этот запрет. Ведь если такие препятствия не устранить, то Причастие, по словам святителя Иоанна Златоуста, не принесет «никакой пользы». Более того, пишет святитель, «немалое подлежит наказание тем, которые недостойно причащаются. Достойно причащающиеся встретят некогда Господа, грядущего с Небес, а причащающиеся недостойно подвергнутся погибели» (составитель сборника отмечает, что, к сожалению, в последние времена практика совсем иная. Многие уверены: чтобы достойно причаститься, необходимо всего лишь несколько дней поститься, вычитать каноны и последование, побывать на вечерней службе и на Исповеди).

НО ВОТ как об этом размышляет святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое. Например, многие так вычитывают правило к Причащению. Между тем здесь, прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию Святых Таин! Если сердце право стало в утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. «Царство Божие не в слове, а в силе». Хорошо послушание во всем Матери Церкви, но с благоразумением, и если возможно, «могий вместити» продолжительную молитву, да вместит». «Но не вси вмещают словесе сего, – пишет всероссийский пастырь, – если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомни, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах».

А вот что пишет об этом таинстве святитель Игнатий (Брянчанинов): «Причащающийся Святым Таинам должен знать, что, приемля их, он суд себе яст и пиет, как сказал апостол. Этот суд оправдывает проводящих жизнь богоугодную, раздает, расточает им духовные награды. Он судит погрешности тех, которых богоугождение недостаточно, врачует погрешности временными наказаниями во отвращение вечных, Он поражает казнями страшными тех, которые дерзают приступать к Святым Таинам, проводя жизнь произвольно греховную, противную заповедям Христовым. На этом основании, – заключает святитель, – завещается желающим приступить к Святым Таинам тщательнейшее приготовление. «Да искушает же себе человек, – говорит апостол, – и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет». «Потому должно углубляться в самовоззрение, – продолжает свт. Игнатий, – должно внимательно рассматривать, исследовать себя. Должно очищать себя от согрешений, искоренять их из себя Исповедью и покаянием. Должно исправлять уклонения от пути заповедей Христовых, и самые тонкие, возвращением на этот путь, полагать в душе намерение всесильно держаться этого пути, укреплять намерение чтением, изучением слова Божия, теплейшими молитвами, учащенным причащением Святых Таин».

Но как помочь человеку исправиться, если душа его остается без глубокого исследования, – задается вопросом автор книги. Ведь практика наложения епитимий за особо тяжкие грехи в последнее время почти забыта. А в результате формального подхода нередко после Причастия у людей проявляются вспышки страстей, случаются беды, болезни и даже смерть, – то, о чем предупреждал апостол Павел христиан почти 2000 лет тому назад. К сожалению, последствия недостойного Причастия не отслеживаются, ошибки не ищутся и не устраняются – ни пастырем, ни пасомым. И люди порой совсем запутываются, доходят до отчаяния от наваливающихся на них бед, а причин их и выхода из этой ситуации не видят. Один советует одно, другой – другое, третий – третье. А причина кроется внутри самого человека – это может быть нераскаянный смертный грех; это может быть страсть, оставленная без борьбы; а еще искажение понятий веры, а то и вовсе незнание ее основ или даже неверие. И приходская практика показывает, что часто у христианина есть все указанные проблемы – как же тогда Причастие может быть во благо?

С другой стороны, отмечает составитель сборника, если у христианина нет никаких препятствий с точки зрения его духовного состояния, нельзя запрещать ему причащаться часто. Иногда те, кто запрещает частое Причастие, ссылаются на святителя Игнатия (Брянчанинова), который якобы говорит только о нескольких Причащениях в год. На самом деле святитель Игнатий, как и древние отцы, учит о частом Причащении, о чем свидетельствуют подборки его поучений, предложенные читателям в данной книге. Здесь же можно найти ясные и доказательные ответы тем, кто возражает против частого Причащения. Их дают преподобный Никодим Святогорец и святитель Макарий Коринфский. Из этих доказательств можно уяснить: если христианин, исследовав тщательно себя, устранил все препятствия, мешающие Христу войти в его сердце, он может причащаться регулярно. Таково единогласное мнение учителей Церкви.

МОЖНО ли подавать записки «о здравии» и «об упокоении» за всех своих знакомых и родственников, не учитывая их духовного состояния? Можно ли поминать в храме тех, кто умер без покаяния и в противлении Святой Церкви? Издатели предупреждают: ответы, которые читатели найдут в словах блаженного Симеона Фессалоникийского и преподобного Паисия Величковского о поминовении на проскомидии, могут стать неожиданными. Однако это ответы святых, и не нам с ними спорить.

В КНИГЕ «О Святом Причащении» собраны главы и отдельные мысли из творений учителей Церкви о таинстве Причащения. По мнению издателей, хотя их труды уже неоднократно издавались и были доступны всем желающим, собранные вместе в одном сборнике, они более полно раскрывают важнейшую тему христианской жизни.

Читатель найдет на страницах книги ответы на многие вопросы – каков духовный смысл таинства Причащения, необходимые условия для принятия Христа, кому запрещено причащаться и когда таинство Причащения бывает во спасение, а когда во осуждение и смерть вечную, как часто можно причащаться, кого включать в записки на проскомидию... Книга предназначена тем христианам, которые желают глубоко, насколько это возможно уму человеческому, понять смысл таинства Тела и Крови Христовых, чтобы причащаться «во оставление грехов и в жизнь вечную».


Смотрите программу «У книжной полки» на телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Пути Господни

Тихое пристанище

Наталья Николаева

Родился Алеша в 1978 году в городе Коркино Челябинской области. В 1983 году отец вместе с пятилетним сыном переехал в Екатеринбург. Когда мальчику исполнилось 11 лет, отец привел его в Ивановскую церковь и «покрестил». Не было никакой подготовки ко Крещению

 
По святым местам

Раифский монастырь: под покровом Божией Матери

Елена Рысева

«Раифский монастырь представляется взору как некий уединенный замок. Красивые храмы, воздымая из-за стен ограды купола и главы с блистающими на них крестами, извлекают из глубины сердца благоговейное удивление. Высокие башни, расставленные по углам монастырской ограды

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс