Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Раиса родилась в 1936 году под Вяткой в деревушке из 27 дворов – маленькой настолько, что даже своей церквушки в ней не было.
Рае было около восьми, когда она начала помогать матери в поле. Афанасия Владимировна жнет, а Раиса идет следом и дожинает серпом оставшиеся колоски. Научилась она вслед за матерью сеять лен, а потом убирать его вручную. Взрослые выдергивали лен с корнем, вязали небольшие снопики и ставили «бабку»– десять снопиков-пучков, сложенных домиком. А через пару недель дети расстилали на поле домотканые льняные пологи и вальком на них околачивали лен.
Поднимались утром по звездам – редко у кого был петух.
В семье был свой огород соток в 30, коза, корова. Работали на себя, как придут с колхозного поля. Пахали свой огород на лошади или быке, которых брали в колхозе. Плуг на время тоже давал колхоз.
Часто недоедающие, истощенные за зиму колхозные лошади не могли идти. Тогда их грузили на телегу, в которую впрягались сами, так и тащили ее до огорода. Если лошадь не вставала, в плуг впрягалась мать. А корову – ту даже подвязывали, чтобы она, обессилевшая от голода и холода, не упала – если упадет, встать уже не сможет. Еще в колхоз сдавали налог – мясо, молоко, яйца. У кого не было таких продуктов, покупали и несли в колхоз.
Училась Рая до 14 лет. Ходила в школу с другими ребятишками за пять километров. В 14 лет начала зарабатывать на жизнь. Детство было тяжелым, но научило ее всему: в поте лица добывать хлеб, не бояться работы, не умирать с голоду на родной земле. Научило любить свою малую Родину, ее поля и леса.
Храм Александра Невского, в котором Раису крестили в раннем детстве, располагался в соседнем селе, километрах в пяти от ее деревни. Мама Раисы очень редко ходила в церковь: очень уставала на работе, да и выходных в колхозе не было, после работы падала замертво. Женщины в колхозе сами пахали землю на быках или на лошадях, сеяли, сами собирали урожай. Все мужики ушли на фронт. С войны вернулось только три солдата из всей деревни. Поэтому Раисина мать бывала в церкви только на самые большие праздники – на Пасху да Рождество. Только один раз в детстве Рае и удалось побывать с ней ночью на Пасхальной службе.
В деревне про Бога никто не говорил. Молодые на службы вообще не ходили. Да и кто им мог рассказать о Боге? Всех, кто мог бы это сделать, расстреляли еще до1938 года. Пятнадцать священников было расстреляно за 20 лет в Кирово-Чепецком благочинии.
И все же было то, зачем ее сверстники бегали к церкви: смотреть на Венчания. Комсомольцам, конечно, не разрешали венчаться, но тайно венчались все. В деревне все новости узнавали моментально, и любопытные вприпрыжку бежали 5 километров до соседнего села, чтобы посмотреть на новобрачных. Церковь, уже обезглавленная, была деревянной, с печным отоплением. Служили батюшка и диакон. Прибежавшие с интересом рассматривали пару, но невольно обращали внимание и на внутреннее убранство храма. В ту пору сохранилось еще много красивых икон в очень хороших киотах. Рая вместе с подружками подходила к иконам и разглядывала их.
У молодых сил было побольше, чем у обессиливших за войну матерей, даже после всех работ на вечерки в клуб, что был рядом с церковью, бегали каждый вечер.
Однажды в дом пришла «сватунья», и Раису отдали замуж.
Венчания не было – жених оказался разведенным. Зато появился паспорт, дававший право на другую жизнь. В деревне паспортов не выдавали, чтобы получить его, а вместе с ним и возможность найти работу в городах, молодежь уезжала из деревни на Алтай. С паспортами молодые разлетались по всей стране. Их деревенские старики тоже приезжали на Алтай за пропуском в городскую жизнь, чтобы уехать к детям из колхоза. Паспорт давали только под предлогом женитьбы. Так, уже давно венчанные, старики со старухами снова становились молодоженами...
Храм Александра Невского действовал примерно до 1960 года.
В 1958 году он еще работал – Раиса хорошо запомнила этот год: тогда тяжело заболела мама. А в1960 году храм Александра Невского разобрали, перевезли за реку и там из этих материалов построили гараж и мастерские. На месте храма построили клуб. Вскоре он сгорел.
В 1991 году, когда начали строить новые храмы и восстанавливать старые, многие люди пошли в церковь. Вот и Раиса пришла во вновь создаваемую церковную общину: «Люди ходят – и я хожу, люди веруют – и я верую». Как-то она оказалась в очереди на первую в жизни Исповедь, уже в возрасте 55 лет. Робко стояла, чтобы «сдать грехи». Трудно и стыдно было первый раз выговаривать батюшке накопившееся. Господь грехи отпустил, батюшка прочитал молитву. Стало уже не так страшно. В общем, после первой Исповеди ничего она не поняла, но ощутила, что на душе стало чувствительно легче. А на следующее утро – первое в жизни Причастие. Неизвестно, что произошло в этой искренней, простой душе, но с тех пор Раису потянуло в Храм.
Она начала ежедневно читать утреннее и вечернее правило, молиться за всех родственников – кто жив, о здравии, чтобы им было легче регулярно исповедоваться и причащаться – каждый день грешим, а кого уж нет – о тех за упокой. И старые грехи стали вспоминаться. Она уже не оставляла храма, каждую неделю приходила на богослужения. Постепенно Раиса стала меняться, стала себя сдерживать, перестала ругаться. Она спокойно о себе говорит, что «не всегда была доброй – и злой бывала от тяжелой жизни». Придет в храм на богослужение, помолится – и болезни отступают, службу отстоит – забывает все неприятности, переживания, обиды. Если болеет – после Причастия облегчение получает.
Теперь без храма она уже не может представить свою жизнь. Живет так, «как Бог ведет, надо жить, хоть жизнь не мед, – говорит Раиса. – Надо помогать Богу, чтобы люди ходили в церковь и верили, как мы веруем. Пока можешь – надо ходить, помогать, пока сила есть».
Редакция «Православной газеты» ждет от вас, дорогие читатели, писем о ваших жизненных историях, приведших вас к Богу. Электронный адрес для писем: natalya.nikolaeva@rambler.ru
ОДНО из имен Спасителя – Христос, что в переводе с греческого означает «Помазанник». В древние времена помазание человека оливковым маслом свидетельствовало, что он избран на служение Богу и причастен дарам Святого Духа.
Е. Марттила, С. Магаева. «Мученики ленинградской блокады» Ленинградская блокада... Одно из наиболее тяжких испытаний, выпавших на долю нашего народа. По данным документа 1945 года, подготовленного для Нюрнбергского процесса, за время блокады от голода погибли 632 253 человека, 16 747 блокадников убиты бомбами и снарядами, 33 782 человека ранены.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.