Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (663) → Подготовка к таинству Миропомазания

Подготовка к таинству Миропомазания

№6 (663) / 6 февраля ‘12

Протоиерей Андрей Канев, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополииУроки Православия

ОДНО из имен Спасителя – Христос, что в переводе с греческого означает «Помазанник». В древние времена помазание человека оливковым маслом свидетельствовало, что он избран на служение Богу и причастен дарам Святого Духа. Так, Моисей помазал елеем Аарона и сыновей его, которых Бог определил ко священству, Самуил помазал на царство Саула, а Илия – Елисея на пророческое служение. В христианские времена, когда после Пятидесятницы Дух Святой сошел на новозаветную Церковь, Елеопомазание стало достоянием всех ее членов. В наши дни оно совершается перед купелью Крещения и во время Всенощных бдений. Крещальное помазание лба, груди, ушей, рук и ног имеет несколько смыслов. Оно знаменует собой соединение человека со Христом, говорит об умирании его для греха, придает силы для дальнейшей борьбы с ним.

А елеопомазание за Всенощным бдением накануне церковного праздника совершается над всеми молящимися в храме как благословение, напутствие на дальнейшие подвиги. Оно творится с молитвенным призыванием того, кому в этот день посвящена служба. Однако от простого елеопомазания необходимо отличать церковное таинство помазания освященным миром. Таинство Миропомазания в Православной Церкви совершается сразу за Крещением, и как за рождением следует жизнь, так и за Крещением, таинством духовного рождения, следует Миропомазание – таинство новой жизни. Свт. Киприан Карфагенский говорит: «Крещение и Миропомазание есть два отдельные акта Крещения, хотя они и соединены между собой самой тесной внутренней связью так, что образуют одно целое, неразрывное в отношении к их совершению». Но если о подготовке к таинству Крещения в наше время говорят все чаще и все громче, то слышать о какой-либо сугубой подготовке к таинству Миропомазания не доводилось. В чем тут дело? Может быть, к нему и не надо готовиться?

Таинство Миропомазания не совсем публично. Мы уже говорили, что таинство отличается от обряда – это особое действие благодати Святого Духа, таинственно действующего на душу человека. А теперь вспомним историю Нового Завета, как родилось это таинство. Ученики апостолов крестили людей, а потом приглашали апостолов. Те приходили и с молитвой возлагали руки на человека, и иногда видимым образом, а иногда невидимо, таинственно благодать Святого Духа сходила на человека и освящала его. Так что эти два таинства действительно нераздельно связаны именно с вхождением в Церковь. Желающих креститься еще во времена апостолов стало очень много, прийти к каждому они физически не могли. Поэтому по совместной молитве апостолами было принято решение о необходимости установления таинства Миропомазания. Для таинства выбрали самое дорогое вещество – миро, благовоние, состоящее из многих компонентов. Оно было освящено и разослано по Церквам в те места, куда апостолы не могли прийти: чтобы каждый крещаемый мог получить благодать Божию без личного участия в том апостолов (а они уже знали, что мученический венец вскоре получит каждый из них), Церковью было решено именно таким образом совершать таинство Миропомазания.

«МИРО» переводится с греческого как «благовонный елей». Это особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего пятидесяти веществ). Миро употреблялось для освящения еще во времена Ветхого Завета, и его состав для священного помазания был указан Моисею Самим Богом. Священное Писание приготовление мира именует святым делом, а само миро называет «святыней великой».

До сего дня особым образом проходит определенный чин приготовления этого священного вещества. В Страстную седмицу Святейший Патриарх с сослужащими епископами, священниками особым чином приготовляет это священное вещество, освящая его по древнему чину. Епархиальные управления ежегодно получают драгоценные граммы мира, чтобы каждый священник на приходе мог совершать таинство священного Миропомазания.

Апостол Иоанн Богослов в своем Первом соборном Послании пишет: «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все, и, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте». То же об употреблении священного мира говорит и апостол Павел: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши». В этом таинстве осуществляется взятие человека, по словам апостола Петра, в «удел» Божий, после чего тот должен стать храмом Святого Духа. Благодатью, даруемой в таинстве Миропомазания, в душе человека пробуждается внутренняя духовная жажда, которая не позволяет ему «успокоиться на одном земном и материальном, но всегда зовет к Небесному, к вечному и совершенному». Данный нам «туне», то есть даром, Божественный Дух, освящая наши усилия, приносит в нас плод. Но он прорастает в нас так же тихо и неприметно (разумеется, при нашем усердии), как совершается и само это таинство.

Внешне таинство Миропомазания совершается очень неярко, неброско. Запах благовония ощущает лишь сам человек, и это особенно примечательно. Действия, совершаемые в таинстве Крещения очевидны. Мы видим погружение в купель, выход из купели Крещения, встречу новокрещеного, переоблачение его в белые одежды. А в таинстве Миропомазания, если смотреть на него со стороны, виден только священник, который обмакивает в маленький сосудик даже не кисточку, а специальную металлическую палочку с шариком на конце, и помазывает человека со словами: «Печать дара Духа Святаго». И человек отвечает: «Аминь», что значит: «истинно так».

Но в таинстве Миропомазания происходят удивительные вещи, к которым человек, безусловно, должен быть готов. В Крещении омывается первородный грех, омываются, если это взрослый человек, личные грехи. Мы с вами говорили, откуда взялись страсти: вспомним, что изначально Адам был чист, его сердце было полно добродетелей, которые во время грехопадения исказились и превратились в страсти. В Крещении страстная основа – человеческое сердце – омывается, но добродетелей в сердце еще нет. Необходимо схождение благодати Святого Духа на крещаемого. Представьте себе поле, которое заросло не просто сорняками, а кустарником, деревьями – такова душа взрослого человека до Крещения. После таинства Крещения остается чистое поле, но на нем не посеяно еще ни одного семечка.

Благодать Святого Духа – это не просто красивые слова, а особое действие Бога в душе человека по насаждению добродетелей. Человек в Крещении получает не только очищение, но и потенциальные возможности борьбы с грехами, потому что страсти в нас будут, ведь сатана никуда не делся и продолжит с нами воевать. Он будет продолжать нас совращать, соблазнять, обращать нас к старому опыту, толкать нас, по нашей неопытности, на новые грехи. Но мы понимаем, что борьба со страстями как раз и заключается в том, чтобы не делать того, что требует страсть, делая необходимое для укрепления добродетели. И без Миропомазания и тех даров, которые получает человек в этом таинстве, окажется, что невозможна борьба со страстями и грехами.

Но в таинстве Миропомазания Господь уже дает нам семена добродетелей. Мы можем стать кроткими, и целомудренными, и воздержанными – семена всех добродетелей есть в душе каждого крещеного человека. Все, как у Адама, вот только не в виде красивого райского сада: лишь несколько семян, из которых такой сад можно взрастить!

Преподобный Иустин (Попович) пишет: «В святом миропомазании человеку даруются все облекающие во Христа благодатные силы и дары, и энергия Духа Святого для новой, богочеловеческой жизни во Христе. В святом Миропомазании человеческая личность помазуется Духом Святым по образу и по подобию Божественного Помазанника – Богочеловека Иисуса Христа. В этом святом таинстве продолжается Святая Пятидесятница, которая в Церкви Христовой никогда не прекращается». Вот какие Божественные семена засеваются в душу человека в таинстве Миропомазания. Но значит ли это, что по их священной природе и произрастать они будут помимо свободной воли человека? Оказывается, нет; ведь благодать не насилует.

ЭТИ семена могут пролежать всю жизнь, если к ним не обращаться, поэтому и важна подготовка к принятию таинств. Прежде чем готовить человека к Крещению и Миропомазанию, мы должны рассказать ему не только о грехах, которые он совершил, но еще и о добродетелях – дать ему оружие борьбы с грехами. Это не просто информация «что такое плохо», но это еще и опыт борьбы. И именно таинство Миропомазания дает силу это осуществлять. Когда человек говорит, что у него нет никаких сил на борьбу с грехами, у него ничего не получится, значит, он не знает основ веры или забыл их, не помнит, что Господь дал ему духовное оружие в таинстве Миропомазания.

Преподобный Кассиан Римлянин говорит, что «благодать Божия всегда направляет волю нашу в добрую сторону, однако же и от нас она требует или ожидает соответственных усилий. Чтобы не дать даров своих беспечным, она выискивает случаи, которыми пробуждает нас от холодной беспечности; чтобы щедрое сообщение даров ее не казалось беспричинным, она сообщает их после нашего желания и труда. При всем том благодать всегда дается даром, потому что за наши малые усилия воздает с безмерною щедростью». И потому какими бы ни были труды человеческие, все они не могут сделать благодать не «туне» даемою, то есть не даром даваемой. И апостол Павел, хотя и говорит, что потрудился более всех апостолов, после добавляет, что, впрочем, не я сам, но благодать Божия, которая со мною. Таким образом, словом «потрудился» апостол выражает усилия своей воли; словами «не я, но благодать Божия» он указывает на Божественное содействие; а словами «со мною» уточняет то, что благодать содействовала ему не праздному и не беспечному, а лишь тогда, когда он трудился.

Таинство Миропомазания, при всей внешней скромности и неброскости имеет огромное значение. В советское время в многочисленных случаях миряне крестили желающих, в основном детей: церкви были закрыты, священников было очень мало. Такое возможно и сейчас в практике Церкви в случаях, когда нет рядом священника, ребенок, например, родился и умирает. Мирянин может, используя правильную крещальную формулу, совершить Крещение, и как говорят, произойдет «неоконченное крещение». Это интуитивно правильно уловлено народом: действительно, получается, поле-то очистили, а семян еще нет. И поэтому существует в Уставе Церкви определенный чин, когда крещеный мирянином человек приходит в церковь и священник дополняет Миропомазанием уже совершенное Крещение. Через Миропомазание принимаются в Православную Церковь старообрядцы, католики, над которыми когда-то по правильной форме совершили Крещение. Таинство Миропомазания очень важно для человека, без него, без семян благодати Божией, очень легко поле души будет засеяно плевелами.

Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Когда мы призываем Духа Святого, то говорим: «Душе Святый, несказанно от Отца исходящий, и на нас, верных, чрез Сына нисходящий, Дух жизни и ведения, Дух святости и совершенства, Дух благий, премудрый, человеколюбивый, утешительный, преславный, питающий вместе и напояющий, милующий, просвещающий, укрепляющий, Божественный Дух терпения, Дух – податель радости, веселия, целомудрия, мудрости, ведения, кротости, незлобия, беспопечения о мирских вещах, созерцания благ Небесных, Дух – отгнатель лености, нерадения, рассеянности и лукавства, Дух – показатель Божественных таин, обручение Небесного Царствия, источник пророчества, кратер учения, дверь покаяния, истребитель грехов, Дух любви, мира, веры, воздержания».

Об этом великом даре Святого Духа, который апостолы приняли в день Пятидесятницы, в Новом Завете говорится многократно. Ведь только после слов Господа: «Примите Дух Свят», апостолы смогли исцелять болезни, проповедовать о Христе. И оканчивается Евангелие Пятидесятницей, когда благодать Святого Духа видимым образом сходит на апостолов и группа учеников становится Церковью, они получают особую силу проповедовать истину и другие удивительные святые дары.

Так же и в таинстве Миропомазания на людей сходит благодать Святого Духа. В житиях святых можно встретить случаи, когда при совершении Крещения благодать Святого Духа сходила в виде огненных языков.

КАЖДЫЙ человек наверняка может припомнить в своей жизни историю, которая обязательно начнется с междометия «Эх!», потому что не сокрушаться по поводу произошедшего невозможно; детали и подробности таких историй у каждого свои, но все они объединяются какой-то общей безвозвратной утратой и горечью. Причем если подобный случай был вызван внешними, независящими от человека обстоятельствами, то сокрушение обычно не так сильно, как в ситуации собственной виновности. Именно когда человек по своей нерадивости, невнимательности или безответственности пропускает что-то важное в жизни и вслед за этим несет потерю – невосполнимую, горькую, великую, тогда душа и томится, тогда и восклицает это самое «эх!». И добавляет: «кабы вернуть все назад, все было бы иначе!». А народная мудрость итожит подобную утрату просто: «Что имеем, не храним – потерявши, плачем». Или наглядно: «Близок локоть, да не укусишь!» И многие люди, которые крестились без всякой подготовки к ожидающим их таинствам, которые рождались духовно уродливо – в слепоте и глухоте, сегодня, узнавая, как они прошли мимо главных событий своей христианской жизни, конечно, сокрушаются. Горько и обидно сознавать, в чем ты участвовал – и как! Эх... «Сейчас бы все было по-другому», – скажет кто-то. А кто-то, еще не успевший совершить ошибку, сможет взглянуть на чужую и не повторить ее. А значит, подойдет ко вступлению в христианскую жизнь ответственно.

Но не все так горько и безнадежно. Христианам, крестившимися без подготовки, никто не мешает узнать, что с ними происходило в таинствах Крещения и Миропомазания. Не надо думать, что разговоры о Крещении – только для тех, кому еще предстоит креститься. Мы и сами должны помнить о том, что уже давно прошло. И восполнить эту утрату еще возможно повторением основ веры, изменением жизни, покаянием. И если человек будет искренне верить, что он получил благодать Святого Духа через Миропомазание, он сможет бороться с грехами. Для духовной практики каждого человека важно помнить о присутствующей в нем благодати Божией, спрашивать себя: «Потерял я ее или не потерял? Что мне с ней делать? Закопал я дарованные таланты или нет?». Наш разговор – это повод к таким размышлениям. Ведь повторить совершенные таинства невозможно. Но это не значит, что все, полученное раньше, утеряно. Оно есть, но лежит где-то в глубинах души, в тайниках, и нужно потрудиться, чтобы извлечь оттуда семена благодати. В следующий раз мы будем говорить о таинстве Покаяния, которое, являясь удобрением для этих семян, способствует их взращиванию.

Что семена эти могут возрастать, сомневаться не приходится. В истории Церкви множество примеров, когда, пролежав в душе человека долгие годы, они вдруг пробуждались, начинали стремительно расти и даже приносить дивные плоды. Примером может стать жизнь Александра Гренкова, которая дивным образом перетекла в житие старца Амвросия Оптинского.

С детства бойкий, веселый и смышленый Саша Гренков вырос в такого же веселого и беспечного юношу. И хотя он успешно окончил семинарию, но в духовную академию или в священники не пошел, а некоторое время был домашним учителем, затем преподавателем духовного училища. Живой, добрый, остроумный Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. Правда, веселье его иногда омрачалось, когда он вспоминал свой невыполненный обет, данный Богу во время тяжелой болезни, – тогда он пообещал постричься в монахи, если выздоровеет. Болезнь отступила, обета своего Александр Гренков не забыл, но и исполнять его не торопился, «жался», – так говорил о себе позже сам старец Амвросий. Но разве совесть оставит в покое душу, в которой без роста лежат семена жизни вечной? Не оставила она и незадачливого преподавателя, хотя Александр Михайлович долго еще сомневался и никак не мог решиться порвать с миром. Но все же решился, порвал и однажды тайно от всех ушел в Оптину – навсегда. Прошли годы, и в одном из писем старец написал, что в таинстве Миропомазания восстанавливается потемненный образ Божий в человеке, и он через это таинство «печатлеется дарами Духа Святаго», чтобы иметь силу не только противостоять козням вражиим, но и совершать всякую добродетель. Ведь и сам преподобный Амвросий Оптинский стал тем сосудом Божиим, через который Господь и вещал, и действовал. Благодать Божия, в изобилии почивавшая на старце, стала источником тех духовных дарований, которыми он служил ближним, утешая скорбящих, утверждая в вере сомневающихся и назидая всех на пути спасения.


Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

Исследуйте писания

Христианин не должен дать повода укорить его ищущим этого повода

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

Мы продолжаем беседы по I Посланию апостола Петра, и обращаемся дальше, фактически ко всей второй половине 2 главы этого соборного Послания.

 
Пути Господни

Жить как Бог ведет

Наталья Николаева

Раиса родилась в 1936 году под Вяткой в деревушке из 27 дворов – маленькой настолько, что даже своей церквушки в ней не было.Рае было около восьми, когда она начала помогать матери в поле. Афанасия Владимировна жнет, а Раиса идет следом и дожинает серпом оставшиеся колоски.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс