Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы продолжаем беседы по I Посланию апостола Петра, и обращаемся дальше, фактически ко всей второй половине 2 главы этого соборного Послания.
Апостол Петр дает достаточно много свидетельств, изречений, приводит пророческие свидетельства, говорит об очень многих и важных вещах. И в этом обилии есть вполне просматриваемая логика. Мы рассмотрим две важнейшие мысли, которые в этом отрывке заключены, и каждый может потом вчитаться в слова апостола Петра, чтобы увидеть, насколько это важно для понимания собственно христианства.
ТАК вот, первое, о чем говорит апостол Петр: живя среди язычников, христианин должен быть образцом нравственности. Казалось бы, очевидная вещь. Но если мы посмотрим на нашу повседневность, то увидим, что это отнюдь не так уж очевидно. Ведь очень часто мы свои поступки, свои отступления от сознаваемой нами правды Божией оправдываем тем, что вокруг нас неверующие – они плохие и тем нас искушают и соблазняют, потому и деваться нам некуда. Но апостол Петр и пишет как раз о том, что христианин и призван жить по-христиански. Мы видим, что так было всегда: христианин призван жить среди людей, воспринимающих христианство или равнодушно, или агрессивно и враждебно. Периодов, когда было бы иначе, в истории Церкви почти нет – как говорит апостол Павел, все желающие благочестиво жить о Христе Иисусе гонимы. То есть жизнь христианина среди развращенного, неверующего, в данном случае языческого, народа – это некоторая данность, всегда сопутствующая бытию его в мире. Но несмотря на то, что его окружают люди, чуждые ему по духу, христианин должен стремиться оставаться образцом нравственности. И один из показателей этой нравственности, правильного, адекватного, честного поведения, как говорит апостол Петр, – «покорство всякой высшей власти». Причем он подчеркивает: любой власти, в смысле – любой степени иерархичности этой власти. Неважно, на какой высоте стоит человек, требующий от нас, по общепринятому закону, покорности, послушания и повиновения. Это может быть царь, верховный правитель, это может быть прораб или начальник строительного управления, завуч или генерал армии, лейтенант или даже сержант. Не важна его ступень на этой лестнице иерархии, – важно, что так складывается жизнь, так определил Промысел Божий, что над нами поставлен некто. И покорность этому человеку в рамках дела, которое мы призваны делать, – один из важнейших показателей, насколько человек действительно живет по закону Христову. С ХХ века эта характеристика будет часто обозначаться словами «лояльность», «гражданская добросовестность».
Сегодня иерархическая структура гораздо менее репрессивна и гораздо менее жестка, в ней больше вольности. Но основное правило неизменно: в исполнении своих гражданских, трудовых обязанностей, законов и инструкций, которые предписываются ему начальством, христианин должен быть образцом. Как это ни покажется парадоксально, любой начальник христианина вправе требовать от него совершенного исполнения должностной инструкции. Причем, как подчеркивает апостол Петр, повиновение, покорность, послушание непосредственному начальнику ни в какой степени не зависит от того, верующий ли этот начальник или неверующий, хорош он или плох, нравственный или безнравственный. Если он требует исполнения должностных обязанностей, то христианин должен эти обязанности исполнять, независимо от нравственного или духовного облика начальника. Как говорит апостол Петр, «слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым» – неважно, каков начальник; важно, что подчиняться надо заведомо.
МЫ знаем из истории Церкви в древние времена: господа, начальники, князья, цари были обращаемы ко Христу как раз кротостью, послушанием, повиновением своих верующих подчиненных. Это не потому случалось, что сейчас все иначе, чем в древности, но потому, что раньше люди были покорны и знали, что в этом и состоит одна из добродетелей христианина.
Можем прочитать житие Петра Мытаря, который жил в середине I тысячелетия по Рождестве Христовом, и, например, житие Агафии Семеновны Мельгуновой, одной из сподвижниц преподобного Серафима Саровского, и увидим, что они ничем друг от друга не отличаются, хотя между ними более тысячи лет разницы. Дело не во времени и не в обстоятельствах времени; один человек понимает, что покорность и послушание суть добродетели христианина, а другой так не считает.
Понятно, что после событий, которые произошли в России ХХ века (изменений в обществе, в сознании, в христианском сознании в том числе), сознание людей даже верующих в значительной степени политизировалось. Если раньше христиане принципиально были чужды политике, по крайней мере мы об этом знаем из житий святых, то в ХХ веке политизированность исказила реальную апостольскую природу, апостольское свидетельство подлинного христианства. Разумеется, что ею отравлено сегодня не только сознание верующих россиян, но и верующих греков, и верующих христиан Европы.
Это результат мирового процесса: люди, сначала боровшиеся за выбор, кому именно надо подчиняться, в конце концов решили, что подчиняться не нужно вообще никому. И они не подчиняются уже ни хорошим начальникам, ни священникам, ни епископам, ни Соборным решениям. Они в принципе не хотят подчиняться, выбирая в начальники человека, который ни в чем их не упрекает и всегда доволен всем, что они делают – человека, который им лично нравится, которого они готовы начать слушаться, и думают, что это и есть подлинное послушание, заповеданное Христом...
Не надо путать послушание, о котором писали святые отцы в аскетической литературе, с послушанием духовнику или старцу. Это совсем другое. Последнее – аскетическое действо, оно действительно в определенной степени добровольно. Но апостолы говорят не о таком послушании, а о сугубо общественном действии – человек в системе социума занимает какую-то определенную ячейку, имеет определенное социальное положение, в рамках которого он обязан быть образцовым исполнителем того, что требуется от него, как от человека, занимающего это определенное социальное положение, в гражданском и, так сказать, в трудовом смысле.
Совсем недавно Святейший Патриарх Кирилл говорил о том, что халатное исполнение своих обязанностей для христианина недопустимо, это никак не соответствует его исповеданию верности Христу.
В ЭТОМ же отрывке апостол Петр рассматривает еще одну тему, тесно связанную с первой: страдания, скорби, гонения, которые по той или иной причине обрушиваются на христианина, надо принимать и переносить, обращая внимание только на одно-единственное – почему происходят та скорбь, то гонение, те неприятности со стороны мира, окружающих? За дело? Если за дело, это плохо, тогда христианину надо очень сильно расстроиться: если мир его так судит, то насколько строже его будет судить Бог? Христианин должен, как мы говорили, очень старательно исполнять свои обязанности, не вызывая никаких нареканий ни с чьей стороны, – как говорит апостол Павел, чтобы не дать повода ищущим повода укорить христианина за какое-то упущение, правонарушение или еще что-либо.
ЕСЛИ гонения, скорби и страдания обрушиваются на нас несправедливо, не за дело, по какой-то причине, от нас не зависящей, это хорошо и может свидетельствовать, что мы на самом деле идем путем Христа, достойно несем звание христианина и, стало быть, не суетно, не напрасно называемся христианами. Вот как говорит об этом апостол Петр: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному».
ВОТ свидетельство апостола Петра. Он говорит буквально: угоден Богу, кто переносит скорби, страдая несправедливо. Не просто терпит, но (и Богу это угодно) терпеливо переносит несправедливые страдания: если кто делает добро и потому страдает, – это угодно Богу. Когда мы делаем добро, мы-то ведь ждем благодарности и награды, а апостол Петр говорит совсем другое: если делаете добро и за это страдаете, это как раз Богу и угодно.
Церковь за свою двухтысячелетнюю историю это выстрадала и засвидетельствовала не один раз, и именно это камень преткновения для очень многих. И во времена апостолов, и Ветхого Завета, и тысячу, и сто, и пятьдесят лет назад человек возмущался: «Как это так? Я делаю добро, а меня наказывают, меня бьют, и это угодно Богу? Как это так – меня несправедливо обидели, и это угодно Богу?».
«Какие странные слова! Кто может это слушать?» – сказано в Евангелии от Иоанна. И эта мысль звучит в Послании апостола Петра. Но слово это обращено не к миру, оно обращено к христианам, тем самым, о которых апостол Петр говорит, что они – люди избранные, народ святой, царственное священство, люди, взятые в удел. Апостол Петр указывает изнемогающим христианам на Христа, он говорит, что христианин называется так по имени основоположника его веры, Иисуса Христа.
А что сделал Христос? Он перенес несправедливое обличение. Мы часто переносим несправедливость просто потому, что у нас нет никаких инструментов ее отменить. Если бы они были, мы бы, конечно, что-нибудь использовали, но их у нас просто нет, – и мы терпим, нам некуда деваться. Но у Христа был такой инструмент. Он говорит апостолу Петру, когда Его берут в Гефсиманском саду: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?». Но Он отказывается от этого и идет страдать несправедливо, когда над Ним страшно издеваются, Его бьют, убивают, распинают, над Ним смеются, уж совсем немыслимое дело – пригвождают ко Кресту и глумятся над ним. Люди, которые сами через несколько часов умрут, висящие на крестах рядом с Ним, – и они глумятся над Ним. А им в ответ ни упрека, ни слова оправдания, защиты, обличения, хотя Он, как Бог, может сказать такое слово, что земля разверзнется под этими кричащими людьми и тут же огонь сойдет с неба и истребит все, а Он будет стоять торжествующий, как победитель. Но Он ничего этого не делает.
ИМЕННО этим Он прокладывает нам дорогу. И теперь каждый, кто страдает несправедливо, кого обижают ни за что, может найти утешение во Христе. Больше никто не может, не имеет дерзновения приступить к страдающему распятому Богу, Который не злословит. Вот почему святые страдали так сильно и в ХХ веке, и в прежние времена, когда еще не было ГУЛАГа, Бутова, НКВД, – они страдали за Христа.
Но почему эти люди, сидящие в тюрьмах, в лагерях находили силы не только утешаться, но находили силы утешать других, поднимать упавших, давать надежду отчаявшимся, вытаскивать человека из лап дьявола, из петли, из бездны отчаяния, из бездны разврата? Почему они могли это делать? Ведь, казалось бы, сами они страдают невероятно, но именно в страдании они обретали удивительной силы благодать животворить других... Только страдающему несправедливо такая помощь Божия и подается. И каждый из тех, кто выжил в то время, говорит, что больше никогда в жизни не испытывал такой благодати, буквально переливающейся через край милости Божией, как испытывал, когда страдал в этих, казалось бы, невыносимых муках. Именно это и есть путь Христа, и Христос говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
ВСЕ страдания пройдены Христом, и человека, разделяющего их с Ним, Он может утешить и животворить сверх всякой меры. Но, это даже важнее, этим претерпеванием скорбей и страданий Христос собственно и спас человека. Ведь, если бы Он сошел со Креста и призвал ангелов, с Ним бы ничего не было. Но и с нами тоже бы ничего не было – мы так бы и остались в грехах своих, и никто из нас никогда бы не увидел Бога и не познал Отца. Чтобы мы это смогли, Он прошел страдания до конца. Кто идет за Ним этим путем, может обрести дерзновение помогать людям обретать веру в Бога, обретать тайну Небесного Отца, тайну скрывающуюся и открывающуюся – тайну Христа.
Епископ Петропавловский и Камчатский АртемийДата рождения: 5 сентября 1962 г. Дата хиротонии: 10 апреля 2011 г. Дата пострига: 31 марта 1996 г. День ангела: 6 июня.Родился в г. Днепродзержинске. В 1984 г. окончил Санкт-Петербургский военно-транспортный университет и направлен в г. Алма-Ату.
ОДНО из имен Спасителя – Христос, что в переводе с греческого означает «Помазанник». В древние времена помазание человека оливковым маслом свидетельствовало, что он избран на служение Богу и причастен дарам Святого Духа.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.