Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Когда архимандрит Ефрем, игумен Ватопедского монастыря, впервые ступил на екатеринбургскую землю, то произнес: «Как здесь много угодников Божиих, которых мы еще не знаем! Это новомученики и исповедники Христовы, которые молятся за уральскую землю и благодаря которым Господь милует народ, здесь живущий».
Фамилия Борчаниновых встречалась на Урале с давних времен, к примеру, в переписи 1680 года по Невьянской слободе, в переписной книге Верхотурского уезда за 1710 год. Известно, что в 1812 году, например, Семен Борчанинов стал иеромонахом Самуилом в Верхотурском монастыре. Древность рода очевидна, но сейчас нас интересуют представители поколения, которому довелось жить в период распада Российской империи.
Старший в семействе – дед Константин Борчанинов был дьячком с 1858 года, затем псаломщиком в Троицком селе Камышловского уезда, где и умер 13 августа 1877 года. Его сын Михаил Константинович Борчанинов с 1873 года служил псаломщиком в селе Костинском Ирбитского уезда, где в 1801 году была построена великолепная трехпрестольная церковь во имя Великомученицы Екатерины, закрытая в 1930 году.
«Екатеринбургские епархиальные ведомости» сообщают нам, что псаломщик Михаил умер 18 августа 1904 года. При попытках узнать в Государственном архиве (ГАСО) о причине его смерти пришлось столкнуться с весьма неординарной историей.
В заказанном деле по Екатерининской церкви за 1904 год отсутствовали ведомости раздела «об умерших». Сотрудники архива все-таки смогли заказать еще один экземпляр метрических книг. Но тут оказалось, что произошла редчайшая ошибка – в деле были подшиты метрики за семь лет, но под нужным номером зарегистрирована совсем другая церковь. И лишь с третьей попытки нужный документ все же нашелся.
В нем было написано: «Псаломщик Михаил скончался 18 августа 1904 года, 55-ти лет, «от порока сердца». Но эта строчка написана уже другой рукой: в предыдущей метрической книге часть записи сделал еще он сам, поскольку псаломщик Михаил Борчанинов 17 августа участвовал в таинстве Крещения новорожденной Марии Барышниковой. Характерным крупным почерком темными чернилами псаломщик вписывает во все графы: дату, имя, родителей, восприемников, крестившего священника… На этом запись, сделанная его рукой, прерывается, и уже кто-то другой дописывает: «с псаломщиком Михаилом Борчаниновым». Псаломщик Михаил не успел вписать своего имени… поскольку умер. Это было его служение – до последней, смертной минуты.
В этот трагический для семьи год старшая дочь Мария только приехала домой, окончив Екатеринбургское епархиальное женское училище, в звании домашней учительницы. О ней нам известно, что в Костинском (ныне селе Костино) она проработала учительницей вплоть до 1952 года. Мария окончила Высшие женские курсы и факультет немецкого языка в Ленинградском институте физического образования. По фамилии она так и осталась Борчаниновой. Мария в советские годы была награждена орденом Ленина, медалью «За трудовую доблесть», знаком «Отличник народного просвещения».
Есть сведения и о ее сестре. Епархиальное училище со званием домашней учительницы через четыре года окончила вторая дочь Борчаниновых, Анастасия. К этому времени уже год работала просфорней в Екатерининской церкви их мать, Раиса, вдова псаломщика Михаила Борчанинова.
Детей же было шестеро – кроме двух дочерей, еще четыре сына. Владимир, который в связи со смертью отца был освобожден от платы в Камышловском духовном училище. Сергей – псаломщик в Карасе – Истокском селе, венчавшийся с дочерью местного священника Галиной Николаевной Кочневой и в 1915 году переведенный диаконом в село Курьинское. И два старших сына – Павел и Александр, окончившие в 1908 году по первому разряду Пермскую Духовную семинарию.
Старший, Павел сразу после выпуска стал псаломщиком в родном селе. А его младший брат Александр стал здесь же священником. Прежде в книге об Успенской церкви в Березовском о Павле автору так и пришлось написать: «судьба его неизвестна». Некоторые эпизоды его судьбы стали нам известны случайно. Но мы знаем, что такое случайность.
Последнее, что известно о Павле Борчанинове, – он был делегатом Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов. Он оказался там единственным от всего клира Екатеринбургской епархии. Как известно, епископ Григорий (Яцковский) прибыл в Екатеринбург только в январе 1918 года, а на Собор был избран еще от Бакинского викариатства. 21 октября сложил с себя полномочия члена Собора и выбыл из его состава протоиерей Алексий Игнатьев, законоучитель мужской гимназии Екатеринбурга. Остальные делегаты Собра от Екатеринбурга были мирянами.
Так что единственный клирик, простой псаломщик из далекого уральского села Павел Борчанинов участвовал в голосовании и принятии важнейших решений, которые обсуждались Собором. Был учтен его голос и при решении центрального вопроса – об избрании Патриарха Тихона.
Соборные постановления тех лет вернули Русскую Церковь к подлинно каноническому строю. Ни одно из принятых тогда решений не устарело до сих пор. В частности, 4 марта 1918 г. Собор определил отношение Церкви к гражданскому браку: «Запись брачащихся в гражданских учреждениях не может заменить церковного браковенчания, как святого таинства, освящающего и укрепляющего супружеский союз мужа и жены благодатною силою».
При рассмотрении этого вопроса, не потерявшего актуальности и сегодня, присутствовали 15 членов Собора: митрополит, епископы, протоиереи и скромный псаломщик Павел Борчанинов.
Для нас это бесценное свидетельство не только его работы, но и того, что в марте 1918 года он еще был жив, поскольку участвовал в Соборе. Ведь многие, уехавшие на перерыв в работе Собора, так и не смогли вернуться сквозь бушевавшую в стране революционную стихию. Из более чем 500 делегатов 4 марта вернулось на Собор всего 270.
В список великомучеников и исповедников Российских внесены имена 50 членов Собора. Судьба многих неизвестна – «их же имена Ты, Господи, веси». Не удалось пока найти и следов Павла Борчанинова. Последняя запись о нем в списках членов Собора гласит, что дата смерти его неизвестна. И таких формулировок десятки.
В статье Наталии Кривошеевой, старшего научного сотрудника Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, говорится: «Известно, что каждый второй соборянин прошел крестный путь, но пострадавших было гораздо больше… Поэтому наш христианский долг собрать сведения о всех членах Священного Собора 1917 – 1918 годов. Эта работа под силу только соборной деятельности Церкви».
Александр Борчанинов родился через полтора года после старшего брата, 12 июня 1886 г. Но семинарию они закончили одновременно. В 1910 году иерей Александр был определен к Успенской церкви Березовского завода. Женой его стала Глафира Васильевна Анисимова, выпускница Петербургского института благородных девиц. По прибытии молодые снимали квартиру напротив паперти Пророко-Илиинского храма. Этот бревенчатый дом стоит уже больше ста лет, хотя каменный монументальный храм срыли вместе с фундаментом. Какую жену-жемчужину привез батюшка в захолустный, утопающий в грязи Березовский! Образованная, интеллигентная попадья была музыкантшей, изумительно пела. Музыкальная одаренность была присуща всем Борчаниновым: дочь Екатерина впоследствии преподавала пение в Березовской школе, внук Валерий Гумбин стал дирижером, известным деятелем культуры в Бишкеке.
А тогда молодая матушка была жизнерадостной, приветливой, неся свою косу вокруг головы, как корону!
В первый же год родился первенец Александр, названный, по обычаю, по имени отца. В 1913 – Василий, в 14-м – Ксения, в 16-м – Татиана, в 17-м – Екатерина.
Дочь матушки Елена Борчанинова и сын Алексей Лебедев и сейчас живут в Березовском в доме своего деда Александра. Это настоящий пример патриахального семейного гнезда. Обустроить его помог, по мнению всех членов семьи, Господь Бог. Однажды, еще в самом начале семейной жизни, матушка Глафира поехала в Петербург навестить родственников Строгановых. Гостья доставляла им такую радость своим пением, что ее никак не хотели отпускать: «Поживи еще, мы тебе за все дни будем по золотому в шкатулку класть». Так и привезла Глафира целую шкатулку золотых монет (деревянная резная шкатулка и сейчас хранится в доме). Из нее и взялись средства на постройку родового гнезда.
Батюшка, которому не было и тридцати, наделенный силой и здоровьем, дом строил сам. Иногда по ночам. Пятикомнатный, семь окон, смотрящих на улицу, парадное крыльцо. А во дворе амбар, сарай, конюшня, сеновал и другие хозяйственные постройки. Дом этот и сейчас стоит в центре Березовского. Но от былого великолепия остались теперь только стены.
С революцией начались для семьи страшные времена. Мать Глафиры Елена Филипповна Анисимова, жившая с Борчаниновыми, успокаивала дочь: «Саша говорит, что все будет хорошо, одумаются большевики и не будут разрушать русскую культуру». Она привыкла с доверием относится к словам зятя-священника. На что матушка возражала: «Нет, мама, новая власть идет со сквернословием».
Последняя запись отца Александра о Крещении сделана им в метрической книге 27 июля 1919 года. Вскоре после этого дня пришли большевики за батюшкой, запрягли любимицу семьи – лошадь Гречанку. Отец Александр сказал помертвевшей матушке: «Я вернусь». Он не знал за собой преступлений. Их и не было. Но страной правило безумие. Слово свое батюшка не сдержал. Был убит 34-х лет от роду.
На кладбище в Березовском – рядочком шесть могил. В1924 году здесь упокоилась матушка Глафира. Только пять лет смогла она прожить без мужа. Где он погребен? Семья так и не получила никаких вестей. Упокоилась на этом кладбище и старшая дочь Ксения, ее прах привез из Бишкека в родную землю ее сын Алексей Гумбин. В декабре 2009 года здесь погребена младшая дочь отца Александра, 92-летняя Екатерина. Ее воспоминания во многом и легли в основу нашего рассказа.
О месте упокоения отца Александра ничего не известно. В березовских лесах в то время было немало брошенных после выработки золота шурфов и копей. Часто злодеи, совершив надругательство над священниками, в них и бросали изуродованные тела.
Хотя подробности земной кончины братьев Борчаниновых неизвестны, но и о их Небесных венцах, как и о венцах их братьев по вере нам говорил оценивший благодать уральской земли архимандрит Ефрем.
Самый главный Пост Великий пост – время печальное и одновременно радостное, это путь к Пасхе, активное ожидание самого большого и торжественного праздника. Великий пост – не просто самый долгий и самый строгий пост в году. Он совершенно уникален и предварительной подготовкой, и особым настроением
Мы продолжаем цикл бесед «Мысли о прекрасном». В мастерской у народного художника Российской Федерации Василия Нестеренко замечательная гостья, художница Анна Георгиевна Лебедева, заведующая кафедрой церковного шитья Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.