Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
КротенковАлексей Петрович родился в марте 1878 года в селе Неклюбки Верещагской волостиСурожского уезда Черниговской губернии, в семье крестьянина. Образование АлексейПетрович получил в Приснянской учительской школе, которую окончил в 1902 году.
После выпускных экзаменов и до 1910 года он работал учителем церковно-приходскойшколы в селе Неклюбки. В 1910 году Алексей Петрович поступил на Московские пастырскиекурсы, по окончании которых в марте 1911 г. был рукоположен во священника московскимепископом Владимиром. Для служения отец Алексий был направлен в поселок УшкевскийТуринского уезда Тобольской губернии, в котором он служил до 1915 года. В 1915году его перевели на служение в село Нижне-Романовское Тобольской губернии.В этом селе отец Алексий служил до 1929 года.
Село Нижне-Романовскоебыло местом ссылки для многих пострадавших от советской власти. Батюшка старалсяподдерживать административных ссыльных, оказывал им материальную помощь как мученикам. В 1927 году в течение недели укрывал у себя священника Анатолия,бежавшего с места ссылки из Сургутского района Тобольского края. Он снабдилего деньгами и продуктами, дал сопроводительные письма и отправил в другой приход.В этих письмах отец Алексий просил каждого священнослужителя помогать ссыльным,особенно священнослужителям, гонимым за Православную веру сатанинской властью.
В 1929 годуотец Алексий переезжает в Екатеринбургскую область и становится настоятелемНиколаевской церкви села Ницинское в Ирбитском районе. Никольский приход былдовольно большим, в него входило 5 деревень: с.Ницинское, деревни Еремино, Чувашево,Чусовитино, Елшинотец. Верующих числилось около 2160 человек. В 1925 году церковьс.Ницинское стала обновленческой, но вскоре по настоянию верующих перешла в староцерковную ориентацию. Обновленческий священник Первушин Валентин Павловичвынужден был переехать служить в соседнюю деревню.
1929–1931— это годы принудительной коллективизации и массового раскулачивания, вошедшиев историю как время «великого перелома». НКВД в инструкциях предписывал уделятьсерьезное внимание надзору за деятельностью религиозных объединений, «зачастуюсращивающихся с контрреволюционными элементами и использующих в этих целях своевлияние на известные прослойки трудящихся». От слов к делу тогда переходилибыстро. Развернулась компания по закрытию церквей. Процедура закрытия храмазначительно упрощалась, теперь принять решение о закрытии церкви могли местныеорганы власти. В Ирбитском округе было закрыто 223 молитвенных здания из 230имевшихся.
В прессеначалась новая кампания по разоблачению «врагов народа», «кулацкого элемента»,все чаще слышались призывы дать отпор классовому врагу. «Рост церковной контрреволюциине случайно падает на эти годы. Успешная реализация пятилетки, гигантские сооружения— все это слишком очевидно говорило о неизбежности победы социализма. И именноуспехами коллективизации и строительства вызвана активность империалистов и их агентуры — вредительской и церковной контрреволюций. Особая наглость поповна Урале питается, во-первых, тем, что здесь еще много сидит колчаковской белогвардейщиныи, во-вторых, – необычайным размахом стройки на том самом Урале, который прицаризме был обречен на застой на уровне прадедовской техники», – говорилосьв одной партийной брошюре.
В Ирбитскомрайоне коллективизация проходила «ударными темпами» и сопровождалась большимиуспехами по «ликвидации кулака как класса». Крестьяне, как могли, оказывалисопротивление такой коллективизации: распродавали имущество, уезжали в городи даже совершали самоубийства. Верующие люди обращались за советом к священнику.Отец Алексий по поводу коллективизации говорил, что крестьяне год от года нищают,пахотная земля передана в руки лодырей и обрабатывается плохо. Крестьянствокак свободное сословие исчезает и превращается в стадо животных, попадает в кабалу еще более страшную, чем крепостное право. В колхозы своих прихожан батюшкавступать не благословлял. В проповедях он называл коллективные хозяйства «богопротивными,в которых собрались безбожники, богохульники и хулиганы». Один из прихожан церквиСонин Прокопий Антонович, которого местные власти характеризовали как «убежденногомонархиста, церковника-тихоновца, ярого противника советской власти», в течение12 лет вел дневник. В этом дневнике есть очень интересные сведения о том, как проходила коллективизация в конкретном селе. Прокопий Антонович с болью пишет:«В 1929 году затеяли коллектив, сбивая насильно жителей под начала коммуны.Если записался в коллектив, то отдай все: семена, живой и мертвый инвентарь,а если не записался, то лишают земельных угодий и выезжай из деревни куда знаешь,а пьяницы, лентяи торжествуют. Советская власть смотрит на это, как на какую-то забаву. Устойчивость колхозов самая плохая. Покосы забрали самые лучшие, а когданастал сенокос, то у них нашлось много лентяев. Сенокос шел медленно, а когдаподоспела жатва, покосы так и остались не скошенными, пашня под зиму также осталасьне вспаханной». Осенние хлебозаготовки в 1929 году в Ирбитском районе оказалисьсорванными, и власти обвинили в этом духовенство.
В октябре1929 года отца Алексия приговорили к 2 неделям принудительных работ в городеИрбите. Батюшка поселился у бывшего домовладельца Некрасова Дмитрия Федотовича.Чекисты называли Дмитрия Федотовича «ярым монархистом, церковником-тихоновцем»,на квартире которого собирались «все недовольные советским правительством антисоветскиеэлементы, изливая свою злобу и классовую ненависть к существующему строю «большевиков-насильников»и обсуждая план подготовки классового выступления против советской власти».
На квартиресобирались административно-ссыльные и, естественно, обсуждали свои проблемы.Отец Алексий рассказывал о положении крестьян, о гонениях на Православную веру:«Крестьян разоряют только за то, что они хорошо сумели поставить свое хозяйство».Отец Алексий за каждой Литургией говорил в проповедях: «Сейчас волна безбожиязахлестывает Православную Церковь. Богохульники и безбожники закрывают церкви.Сейчас как никогда нужно твердо верить в Бога, крепко держаться Веры Православной».
Вскоре властинашли повод для закрытия церкви. Сельсовет заявил церковному совету о необходимостидополнительно заплатить страховые взносы за храм в размере 1196 руб. Таких денегу общины не было. Староста общины Ефим Иванович Вепрев по благословению настоятеляотец Алексия Кротенкова поехал к благочинному г. Ирбита отцу Алексию Сердобольскомуза советом. Благочинный сказал, что налоги надо платить. «Делайте добровольныесборы, храм храните, не допускайте закрытия».
На 8 января1930 года по разрешению районного исполнительного комитета было назначено общеесобрание верующих Ницинского прихода с повесткой дня:
1. Ремонтцеркви и часовни.
2. Перевыборыцерковного совета.
3. Отчетцерковного совета.
4. Уплатастраховых платежей.
На собраниеявилось около 600 человек. Когда было предложено голосовать за уплату страховки,то верующие единодушно отказалось от сборов дополнительного налога. Было решеноналог не платить из-за отсутствия у общины средств, но и церковь не отдавать,всеми силами ее охранять от попыток к закрытию, так как дополнительная страховкабыла незаконной. В церкви решили оставить часть верующих для охраны. «Лучшеумереть за Веру Православную, а не отдавать церковь на поругание богохульникам.В случае тревоги ударим в набат. Мы должны быть твердыми и стойкими», – говорилотец Алексий.
Верующиепосле подписания протокола разошлись, а отец Алексий и примерно 50 прихожаностались ночевать в церкви.
На следующийдень, 9 января, в церковь после утрени перед обедней пришли представители советскойвласти и объявили, что поскольку группа верующих отказалась от уплаты дополнительногоналога, то придется церковь закрыть. Верующие заволновались, женщины стали кричать:«Церковь не отдадим!», а одна из них крикнула: «Рви безбожников». Власти покинулицерковь, отец Алексий вышел из алтаря и успокоил прихожан: «Господь спас нашуцерковь. Помолимся Богу, отслужим акафист Николаю Чудотворцу». После акафистабатюшка с амвона произнес: «Православные! Вы сами были сейчас свидетелями гоненийна религию. Безбожники и богохульники хотели сейчас закрыть храм. На их бесчинствамы должны тверже верить в Бога, быть готовыми умереть за Веру Православную,не давать хулиганам осквернять храма. Сейчас везде, где есть колхозы, идет закрытиецерквей. Истинно верующий христианин никогда не пойдет в колхоз и не согласитсяна закрытие церкви. Я предлагаю всем верующим, кто свободен, остаться на ночлегв церкви. Запрем храм изнутри и никого пускать не будем. Пока не убедимся, что от закрытия церкви откажется местная и центральная советская власть. Я личноникуда из храма не уйду. Умру здесь».
Вместе с отцом Алексием в церкви осталось 50 человек. Они выставили посты на колокольне,у двери. Напряженными были первые 3 дня.
В первуюночь батюшка молился перед иконой. Никто не спал. Отец Алексий был настроенрешительно: «Из церкви никуда не выйду. Буду жить здесь, пока не уверюсь, что церковь не отберут. Вы должны следовать моему примеру».
Через несколькодней в село приехал председатель районного исполнительного комитета Клещееви пообещал, что церковь закрыта не будет. Отец Алексий продолжал находитьсяв церкви, так как был уверен, что при выходе его арестуют и церковь отберут.
Члены церковного совета, верующие поддерживали своего пастыря. 10 дней мужественнозащищали верующие свой храм. В село Ницинское стали приходить из других приходов.Они спрашивали у отца Алексия совета — что делать, если и у них будут закрыватьцеркви.
«Делайте,как мы, – и церковь отстоите», – отвечал пастырь.
17 январяв село прибыл старший уполномоченный П.М. Дудин. Он узнал о договоре отца Алексияс верующими ударить в набат при попытке ареста священника. Арестовывать батюшкув церкви было опасно, поэтому Дудин пошел на хитрость. Около часа ночи он явилсяна дом священника, представился представителем исполкома, срочно едущим на лесозаготовкис полномочиями прокурорского надзора разбирать различные жалобы и заявления.С матушкой завязалась беседа о конфискованном у них имуществе и беззаконнияхместных властей. Уполномоченный сумел расположить матушку к себе обещаниямипомочь и предложил вызвать из церкви мужа. Получив уверения, что об аресте не может быть и речи, матушка пошла к храму и стала уговаривать отца Алексия выйтидля беседы.
РассказываетЕремин Даниил Лазаревич, проходивший по делу в качестве подозреваемого: «Ночью,на стук жены отца Алексия, я открыл двери церкви. Жена стала уговаривать батюшкупойти домой, так как приехал проездом работник из округа и просит его прийтипобеседовать, выяснить причину конфискации, проверить ее законность. Отец Алексийотказался, говоря: «Меня арестуют. Я это чувствую, не пойду». Жена уговаривалаего минут тридцать, заверяя, что из беседы с приезжим не похоже, чтоб его арестовали.Тогда отец Алексий, помолившись перед иконой Божией Матери, решил выйти из церкви».
Через полчасаотец Алексий пришел домой. Уполномоченный предложил пойти в сельсовет просмотретьописи имущества. Нехотя батюшка согласился. По дороге в сельсовет ему объявилиоб аресте и отправили в город Ирбит. Утром Дудин вернулся в село с обыском,причем сказал матушке, что ее муж сбежал неизвестно куда. В набат верующие не ударили, бунта не было, так как они растерялись и не знали, как правильно поступитьв такой ситуации.
Отец Алексийбыл арестован органами ОГПУ г. Ирбита 17 января 1930 года. Эти события органамибыли представлены как разгром контрреволюционной организации, ставящей своейцелью свержение существующего строя. Арестованы были члены церковного совета,благочинный округа, верующие крестьяне, не желавшие вступать в колхоз. Всегопо делу проходило 16 человек.
С 19 января1930 года начались допросы. Следствие длилось до 11 апреля.
О «деле Кротенкова»писала советская пресса, о нем рассказывалось в научно-популярной брошюре «За Урало-Кузбасс – против рясофорных мракобесов»: «В марте 1930 г. в бывшем Ирбитскомокруге открыта контрреволюционная организация, возглавляемая священником Кротенковым.Организация ставили своей целью устройство вооруженного восстания, и имела руководящийштаб во главе с бывшим белым офицером Каменским. Организация вела вербовку новыхчленов и занималась антисоветской погромной агитацией среди населения». ОтцаАлексия обвиняли в том, что он «по своим убеждениям являлся приверженцем монархическогостроя и ярым противником советской власти». В период хлебозаготовок и применениячрезвычайных мер к кулакам… начал группировать вокруг себя все недовольныесоветской властью антисоветские элементы. Из них Кротенков организовал подпольнуюантисоветскую группировку и на протяжении 10 месяцев являлся ее организатороми руководителем по подготовке к массовому выступлению верующих для свержениясуществующего строя». Отца Алексея обвиняли также в том, что он «каждое воскресеньеустановил чтение проповедей, насыщенных антисоветским содержанием с призывомк верующим твердо верить в Бога, оставаться преданными Православной вере и ЦерквиХристовой. Пользуясь неграмотностью, религиозным фанатизмом и культурной отсталостьюКротенков использовал представленную ему церковь для исполнения религиозныхобрядов, использовал ее как легальную трибуну для проведения открытой антисоветскойагитации».
Следующееобвинение: «Кротенков составил Православный календарь и повесил его на видномместе в церкви. На календаре крупным шрифтом была сделана надпись: «Ибо они,большевики, получивши свободу презрели Всевышнего, пренебрегли законы Его и оставили пути Его. А еще и праведных Его попрали и говорили в сердце своем:«Нет Бога», хотя и знали, что они смертны. Как вас, так и их ожидает жажда и мучение, которые приготовлены. Бог не хотел погубить человека, но сами сотворенныеобесславили Имя Того, Кто сотворил их. Посему суд Мой приближается».
Самым серьезнымобвинением было то, что в период коллективизации не благословлял прихожан вступатьв колхозы, называя их «богопротивными», и поддерживал материально административныхссыльных.
На допросахотец Алексий сказал: «В предъявленном мне обвинении виновным себя признаю тольков том, что, учитывая желание и просьбы верующих, я согласился вместе с нимиспать при церкви в сторожке. В остальных пунктах предъявленного мне обвиненияя виновным себя не признаю, так как никакой агитации и проповедей против советскойвласти не вел».
11 апреляна заседании тройки ОГПУ по Уралу по внесудебному рассмотрению дел постановилиКротенкова Але-ксея Петровича, а также членов церковного совета расстрелять.В ночь на 18 апреля 1930 года в Ирбите приговор приведен в исполнение.
Жизнеописание составил
Г. Н.ЧЕРНЫХ
РешениемСвященного Синода от 27 декабря 2005 года в лике Новомучеников Российских прославленсвященник Ирбитского района Екатеринбургской области 27декабря 2005 года в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке под председательствомСвятейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II началось заседание СвященногоСинода Русской Православной Церкви. Открывая заседаниеСвященного Синода, Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил архиереев-юбиляров– митрополита Киевского и всея Украины Владимира с 70-летием со дня рождения,митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира – с 10-летием служенияна Санкт-Петербургской кафедре, митрополита Крутицкого и Коломе-нского Ювеналия– с 40-летием архиерейской хиротонии.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.