Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (663) → В преддверии Великого поста

В преддверии Великого поста

№6 (663) / 6 февраля ‘12

Наталья Зайцева, г. ЕкатеринбургК Великому посту

Самый главный Пост

Великий пост – время печальное и одновременно радостное, это путь к Пасхе, активное ожидание самого большого и торжественного праздника. Великий пост – не просто самый долгий и самый строгий пост в году. Он совершенно уникален и предварительной подготовкой, и особым настроением, и специальным великопостным богослужением, и вполне ощутимым изменением ассортимента продуктовых магазинов.

Зачем нужен пост?

Если говорить о традиции библейской, то о необходимости поста мы читаем буквально на первых страницах Ветхого Завета: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него» (Быт. 2, 16–17). Заповедь эта – при всей ее простоте и необременительности – человеком была нарушена, что повлекло за собой катастрофические последствия.

При дальнейшем знакомстве с Библией можно видеть, что необходимость поста возникает у людей или при подготовке к важным, решающим событиям, или как выражение скорби и покаяния, или как средство достижения полноценного общения с Богом. Безгрешный и Совершенный Иисус Христос тоже постился сорок дней, прежде чем выйти на проповедь. Он же неоднократно указывал на то, как и когда нужно поститься, говоря о посте как о само собой разумеющейся практике.

В настоящее время Великий пост – это общецерковная подготовка к Пасхе, как участие в постном сорокадневном опыте Христа, как соборность с остальными христианами, как добровольная жертва Богу. Каждому постящемуся дается сила для борьбы с собственными страстями и обретения внутренней независимости. Пост – это призыв, требующий ответа и усилия.

Подготовка к Великому посту

Великий пост, в отличие от многих событий в нашей жизни, никогда не случается неожиданно. Приготовление к Великому посту длится почти целый месяц и выражается в том, что каждое воскресенье (в церковно-славянском языке воскресенье обозначается словом «Неделя» – день, когда «не делают» мирских дел) во время Литургии читаются фрагменты из Евангелия, посвященные отношениям человека с Богом: создается особый настрой, обpащается внимание на важность поста и объясняется его значение. По сюжету читаемых евангельских отрывков подготовительные воскресные службы получили специальные названия.

Неделя о мытаре и фарисее – читается притча о необходимости смирения и том, что гордость, тщеславие и самодовольство легко сводят на нет все наши усилия соблюсти пост и исполнить закон (Лк. 18, 10–14). Накануне этого воскресенья, в субботу вечером впеpвые откpывается специальная книга богослyжений Великого поста – Тpиодь Постная. До начала поста 21 день.

Неделя о блудном сыне – читается всем известная притча о возвращении сына в отчий дом (Лк. 15, 11–32). Звучат молитвы о полyчении смиpения как начала истинного покаяния. До начала поста 14 дней.

Неделя о Страшном Суде – читается притча, что каждый из нас будет судим по закону Любви: «так как вы сделали это (помогли, или же наоборот – не помогли) одномy из сих бpатьев Моих меньших, то сделали Мне», – говорит Христос людям (Мф. 24, 31–46). Воскресение, когда читается пpитча о Стpашном Сyде, иначе называется мясо-пyстным, так как в течение следyющих семи дней – масленицы – пpедписывается воздеpжа-ние от мяса.

Днем раньше, в сyбботy мясопyстнyю, открывается череда великопостных Вселенских родительских суббот: перед началом и в дни Великого поста перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!». Это – молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Анастасии Цветаевой, «тут только есть верующие и неверующие. Там – все верующие». Теперь они все видят то, во что мы только веруем, во что когда-то они же запрещали веровать нам. И, значит, для них всех наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром.

В эту первую Вселенскую родительскую субботу Цеpковь совеpшает поминовение всех усопших от Адама до наших дней. Заyпокойная слyжба этого дня называется так: «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших». Она слyжит обpазцом для всех дpyгих слyжб поминовения yмеpших и совеp-шается еще во втоpyю, тpетью и четвеpтyю сyбботы Великого поста.

Масленица (она же седмица сырная, мясопустная – «седмица» в церковно-славянском языке сейчас называется неделей) – это уникальное время в церковном календаре. Еще не пост, но уже не совершаются венчания и появляется ограничение на мясную пищу. Вроде бы веселье и праздник, но в то же время – на фоне поминальной трапезы (именно таковой являются блины) и в тревожном ожидании приближающегося серьезного события. Состояние, как перед экзаменом или дальней поездкой, – все время пытаешься вспомнить, все ли в порядке, все ли готово, волнуешься: получится или нет? Подготовка к Великому посту входит в завершающую фазу.

Воскресенье накануне Великого поста называется прощеным, или Неделей сыропустной. Официальное его название – Адамово изгнание из рая, потому что этот день на Литургии читается библейское повествование об Адаме и Еве, нарушивших заповедь поста и послушания Богу и потерявших первозданную свободу от греха.

Прощеное воскресенье подводит итог подготовки к Великому посту. В евангельском чтении звучат слова о необходимости прощать друг друга: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6, 14–21). После службы в храме проходит чин прощения: священники и прихожане с земными поклонами просят друг у друга прощения.

Традиция такого прощания друг с другом перед Великим постом появилась у египетских монахов, которые на время Великого поста расходились по пустыне в разные стороны, чтобы уединенно совершать молитвенные подвиги и вернуться в монастырь к празднованию Пасхи. Живыми возвращались не все, поэтому прощались с пониманием, что эта встреча может быть последней. Со временем традиция перешла в общее церковное богослужение, а потом вышла и за пределы храмов.

В эпоху интернета и мобильных телефонов церемония прощения начала приобретать новые странные формы – например, просьбы о прощении в виде рассылки большому списку абонентов. Хочется спросить – если бы этот разговор был последним, мы бы на самом деле ограничились безличной smsкой? Понятно, что намного проще попросить прощения сразу у всех и сразу за все, и так же оптом всех за все простить. Гораздо труднее простить конкретному человеку конкретный проступок. Трудно, но необходимо, если есть желание жить дальше, а не перетирать старую обиду по десятому разу.

Великий Пост – это пост с большой буквы

Великий пост начинается с чтения Великого покаянного канона Андрея Критского, который «задает тон» на все ближайшие сорок с лишним дней. Читается канон в вечернее время в храмах – с понедельника по четверг первой седмицы поста, в четыре приема. Каждый постящийся по возможности старается посетить хотя бы одну службу с чтением канона, чтобы пост стал именно состоянием души, а не просто упражнением в вегетарианстве. Смысл и цель богослужений этих первых дней – создать духовное настроение Великого поста.

Чтение канона, как и остальные богослужения Великого поста с понедельника по пятницу, сопровождается молитвой Ефрема Сирина и земными поклонами. Молитва Ефрема Сирина короткая, но очень выразительная:

«Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Эта простая молитва занимает очень важное место в великопостном богослужении потому, что в ней перечисляются все отрицательные и положительные элементы покаяния, первые из которых – борьба с собственными ленью, унынием и тягой к празднословию.

Еще одна богослужебная особенность Великого поста – это Литургия Преждеосвященных Даров. Такие Литургии служатся только в будни Великого поста и сильно отличаются от обычных Литургий, которые служатся в храмах по воскресеньям. Это менее праздничная и более строгая служба, во время которой причащают только взрослых – дети Великим постом могут причащаться по выходным и праздничным дням.

Почти все субботы Великого поста (а именно втоpая, тpетья и четвеpтая) – родительские. Так же, как и в субботу мясопустную, в эти дни совершаются усиленные молитвы и служатся панихиды за уже умерших родственников и знакомых, и незнакомых тоже – тех, за кого некому молиться.

По сложившейся традиции, Великим постом проводятся Соборования, расписание которых в каждом храме составляется отдельно.

О хлебе насущном, и не только

В первую очередь любой пост ассоциируется у нас с ограничениями в еде (есть версия, что славянское слово «пост» указывает на состояние пустого, «тощего» желудка). Во время православных постов предполагается отказ от любой пищи животного происхождения, то есть той, которая в том или ином виде содержит мясо, яйца или молочные продукты. Великий пост является строгим – исключается еще и рыба.

По пищевым предписаниям православные посты можно условно разделить на пять категорий:

  1. Полное воздержание от пищи.
  2. Сухоядение (оно же иначе называется «сыроядение», не от слова «сыр», а от слова «сырой», т.е. невареный) – разрешена растительная пища без тепловой обработки (сырые фрукты–овощи, орехи, сухофрукты) плюс хлеб. Как правило, многие постящиеся сюда еще добавляют чай.
  3. Пост без масла – вареные и печеные блюда, но без растительного масла. При этом – как ни парадоксально – разрешается употреблять продукты, из которых это масло изготавливается – например, орехи, семечки или оливки.
  4. Пост с растительным маслом (в уставах обычно обозначается словами «разрешается вино и елей»; елей – это как раз и есть растительное масло).
  5. Нестрогий пост – с употреблением еще рыбы и морепродуктов.

Как эти подвиги распределены по дням поста (а распределены они неравномерно), можно прочесть в специальных документах – уставах.

Самые строгие первые два дня Великого поста (они называются Чистый понедельник и Чистый вторник – не генеральная уборка дома, а полное воздержание от еды) и Страстная пятница – последняя пятница перед Пасхой. В эти дни вообще ничего не едят, отказываются, по возможности, даже от воды.

Более строгие посты в течение каждой недели традиционно – среда и пятница; за особыми редкими исключениями они постные даже тогда, когда поста в остальные дни нет.

Самые суровые седмицы (то есть недели) Великого поста – это седмица первая (по опыту, именно так и проще, особенно если действительно соблюсти хотя бы Чистый понедельник и не есть первые день-полтора – происходит как бы «погружение» в пост, и дальше поститься гораздо легче; на третий день начинаешь понимать Буратино, который считал, что «три корочки хлеба» – это роскошный ужин), третья – Крестопоклонная, и Страстная седмица – она вообще в Великий пост не входит, но идет сразу за ним и потому воспринимается как его продолжение.

Некоторое послабление поста происходит по субботам-воскресеньям и церковным праздникам. Рыба в Великий пост разрешается дважды – в праздник Благовещения (всегда 7 апреля) и в Вербное воскресение (воскресенье за неделю до Пасхи – после него начинается Страстная седмица). Лазарева суббота (суббота перед Вербным воскресеньем) примечательна тем, что рыбу есть нельзя, а рыбью икру – можно.

Если в каком-то уставе написано, что в пост полагается есть только один раз в день – вечером, или в каждой седмице более строгим постом кроме среды-пятницы выделен еще и понедельник – это устав монашеский, равняться на него не надо.

В каждом храме выбирается определенный устав в качестве базового, и именно его придерживается большинство прихожан. Можно выбрать устав и самостоятельно, посоветовавшись предварительно со священником. Среди постящихся, не считающих себя постоянными прихожанами того или иного храма, из года в год остается популярным устав поста, публикуемый на сайте Ново-Тихвинского женского монастыря sestry.ru. Если в описании вам встретились жуткие слова «черепокожные» или «гады»– не пугайтесь, речь идет о кальмарах, креветках, раках и их родственниках.

Отношение к морепродуктам в церковной среде неоднозначное: некоторые считают, что морепродукты – это не рыба, и поэтому можно есть их в те дни, когда рыба запрещена (например, греческий устав приравнивает морепродукты к грибам). Другие больше склоняются к мысли, что морепродукты нельзя считать пищей растительного происхождения, и их поэтому не едят в те дни, когда не едят рыбу.

Кроме того, дороговизна «черепокожных» – еще один аргумент в пользу отказа от них во время поста в наших широтах, если руководствоваться комментарием святителя Иоанна Златоуста, так пояснявшего смысл поста: «Ты подсчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем подсчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь без мяса есть, а разницу отдай нищим».

Столь же неоднозначное отношение вызывают соевые продукты, имитирующее мясо или молоко – по сути они, конечно, растительные, но вкусовое сходство с оригиналом несколько смущает. Поэтому в большинстве случаев от них тоже отказываются (хотя к сыру «тофу» и соевому майонезу отношение снисходительнее, чем к постной соевой колбасе).

Особое отношение в Великий пост и к алкоголю. Если в обычное время нездоровой тяги к нему нет, то по Уставу спиртное можно употреблять в те же дни, когда едят растительное масло. Это так и называется «разрешение на вино и елей». Но если есть подозрение, что отношения с пивом-вином-коньяком не так безоблачны, как хотелось бы, – лучше на время поста оказаться жестко и совсем (заодно и выяснится, насколько ситуация под контролем).

Кроме ограничений в питании традиционно любой пост подразумевает отказ от супружеской близости. Такой отказ должен быть взаимным, в соответствии с советом апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 5). Поэтому если в семье муж или жена поститься не желают сами и к желанию второй половины относятся без должного уважения – тут надо искать компромисс, помня о том, что пост – это подготовка к Пасхе. А встречать Пасху разводом категорически неправильно!

Атмосфера Великого поста

В дореволюционной России Великим постом театры и увеселительные заведения прекращали свою работу, прекращались великосветские приемы. На улицах звучал особый великопостный звон церковных колоколов. Дома и храмы преображались. Иван Шмелев в своем знаменитом романе «Лето Господне» ярко и колоритно описывает великопостные изменения в быту, запомнившиеся ему с детства:

«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты серые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина закрыта простынею. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, – великопостные».

Даже в советское время в некоторых семьях сохранялась традиция менять в Великий пост шторы и скатерти на более скромные, убирать цветы-вазочки. В храмах же и сейчас – как и в прошлые века – великопостное убранство разительно отличается от обычного: яркие праздничные покрывала почти везде заменяются на черные, облачения священников – за исключением суббот и воскресений – тоже черные или фиолетовые. А великопостные богослужения так же разительно отличаюся от богослужений обычных. Именно в храме – особенно в будние дни – можно почувствовать в полной мере настроение Великого поста.

В жизни всегда есть место подвигу

Конечно, никакой пост не сводится к воздержанию от мяса и молока, потому что это не диета и не вегетарианство. У поста есть определенные цели и задачи, а уклонение от некоторых продуктов – средство для достижения этих целей. Средство необходимое, но не достаточное. В настоящее время не менее важным и нужным будет воздержание от избытка развлекательной информации, атакующей нас со всех сторон и порой не оставляющей возможности сосредоточиться. Вот что писал в прошлом веке об «информационной» составляющей Великого поста протопресвитер Александр Шмеман: «Если христиане прежних времен жили по большей части в мире тишины и молчания, дававших им возможность полностью сосредоточиться на внутренней жизни, то современные христиане должны делать особые усилия, чтобы получить хотя бы существенно нужное молчание и тишину, необходимые для соприкосновения с высшей реальностью.

Таким образом, проблема радио и телевидения в течение Великого поста – это не побочный вопрос, а в некотором смысле вопрос духовной жизни и смерти. Надо понять, что невозможно делить нашу жизнь между великопостной светлой печалью и переживанием модного фильма или спектакля. Эти два переживания несовместимы, и одно из них окончательно уничтожает другое. Однако очень вероятно, что последний модный фильм скорее одолевает светлую печаль; обратное может произойти только с приложением особых усилий.

Поэтому первый великопостный обычай, который можно предложить, это решительное прекращение слушанья радио и телевидения Великим постом. В данном случае мы не смеем предложить совершенный пост, но хотя бы аскетический, который, как мы уже говорили, прежде всего означает перемену «диеты» и воздержание. Например, ничего нет дурного в том, чтобы продолжать следить за передачей информации или серьезной программы, обогащающей нас духовно и интеллектуально. Но что должно быть прекращено постом – это прикованность к телевизору, растительное существование человека у экрана, пассивно поглощающего все, что ему показывают.

Когда я был ребенком (это было до появления телевидения), моя мать обычно запирала рояль на первой, четвертой и седьмой неделе Великого поста. Это сохранилось в моей памяти ярче, чем длинные великопостные богослужения, и даже теперь, если я слышу музыку, передающуюся по радио постом, это оскорбляет меня почти как кощунство. Это личное воспоминание служит только иллюстрацией того, какое впечатление производит в детской душе внешнее решение, сознательно принятое взрослыми.

Речь здесь идет не просто об отдельном обычае или правиле, но о живом опыте, оберегающем время Великого поста, о котором надо все время помнить, чтобы не потерять, не исказить, не нарушить его».

Каждый решает сам, до какой степени и в какой форме «расчищать» свое информационное пространство на время Великого поста. Телесериалы, интернет-форумы, ICQ-празднословие – все это занимает место в нашей жизни и поглощает время, в лучшем случае ничего не давая взамен. Великий пост – это возможность посмотреть на свою жизнь под другим углом, и лишний раз задать себе вопрос «а это в моей жизни зачем? оно мне действительно нужно?». Великий пост напоминает о необходимости «выкинуть хлам из дома», чтобы там появилось пространство для жизни.

Впрочем, главный вопрос не в том, что нужно убрать из своей жизни, а в том, что туда нужно добавить. Практически все знают крылатое выражение «не хлебом единым жив человек», и мало кто помнит, что это евангельская цитата, у которой есть продолжение. Полностью она звучит так: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 3–4). Великий пост – самый подходящий момент для этого слышания и для совершения тех дел, которые постоянно откладываются на завтра, хотя должны были быть сделаны еще позавчера.

Самое время наконец-то прочесть Евангелие и житие своего святого. Самое время начать читать с ребенком детскую Библию и наконец-то сводить крестников к Причастию. Самое время выучить «Отче наш» или хотя бы распечатать «Молитву последних Оптинских старцев» и повесить ее перед глазами. Самое время бросить курить или хотя бы отказаться от курения на время поста, – а там будет видно, надо ли возвращаться к нему снова. Самое время всерьез подготовиться к Исповеди и пересмотреть свое отношение к начальнику, который даже по теории вероятности не может быть всегда не прав.

 
Беседы с батюшкой

Священник Иоанн Попадинец: Мученичество двигает Церковь к Богу

Беседа с настоятелем храма Апостола Фомы на Кантемировской (Москва) священником Иоанном Попадинцем в эфире телеканала «Союз» – В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий – Александр Сергиенко. Наш гость – настоятель храма Апостола Фомы на Кантемировской священник Иоанн Попадинец. Сегодня мы поговорим о новомучениках.

 
Новомученики

Небесные венцы братьев Борчаниновых

Тамара Бортникова, член Уральского церковно-исторического общества, краевед, член Союза журналистов России

Когда архимандрит Ефрем, игумен Ватопедского монастыря, впервые ступил на екатеринбургскую землю, то произнес: «Как здесь много угодников Божиих, которых мы еще не знаем!

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс